Дело № 2-254/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Шушенское 29 марта 2011 года
Судья Шушенского районного суда Красноярского края Ерофеева Ж.В.
при секретаре Гераськиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Казанцевского сельсовета к администрации Шушенского района о признании действий незаконными, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Казанцевского сельсовета обратилась в суд с иском к администрации Шушенского района, в котором просила:
1.Признать незаконными действия администрации Шушенского района, выразившиеся в предоставлении информации от 23 августа 2010 года № КУМИ 01-22-2059 о том, что Муниципальному образованию «Казанцевский сельсовет» надлежит зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на переданные безвозмездно объекты внешнего благоустройства, расположенные по адресу:
- Красноярский край Шушенский район д.Лыткино дорога 2,2 км, асфальт,
- Красноярский край Шушенский район д.Нижняя Коя дорога 4,4 км, асфальт,
- Красноярский край Шушенский район с. Казанцево ул. Ленина, дорога 0,9 км, асфальт,
2. Обязать администрацию Шушенского района в 2-месячный срок изготовить техническую документацию на вышеуказанные объекты внешнего благоустройства: кадастровые паспорта на сооружения (объекты), кадастровые паспорта на земельные участки, зарегистрировать право собственности МО «Шушенский район» и осуществить регистрацию перехода права собственности к МО «Казанцевский сельсовет» на указанные сооружения (объекты).
В обоснование своих требований администрация Казанцевского сельсовета указала, что в 2003 году указанные объекты недвижимого имущества безвозмездно переданы в собственность МО «Казанцевский сельсовет». В период с 2003 года по настоящее время администрация Шушенского района не зарегистрировала право собственности МО «Шушенский район» на вышеуказанное имущество и не осуществило переход права муниципальному образованию «Казанцевский сельсовет».
28 июля 2010 года администрация Казанцевского сельсовета обратилась в администрацию Шушенского района с требованием о регистрации права муниципального образования «Шушенский район» на вышеуказанное недвижимое имущество и регистрации перехода права к муниципальному образованию «Казанцевский сельсовет».
31 августа 2010 года получен ответ исх.№ КУМИ 01-22-2059 о том, что на основании действующего законодательства МО «Казанцевский сельсовет» надлежит в установленном законом порядке зарегистрировать право собственности на переданные безвозмездно объекты.
11 января 2011 года МО «Казанцевский сельсовет» обратилось с заявлением в Шушенский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с целью регистрации права собственности МО «Казанцевский сельсовет» на объекты.
10 февраля 2011 года получено уведомление о том, что государственная регистрация права собственности приостановлена по той причине, что она возможна лишь после государственной регистрации права собственности МО «Шушенский район» в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
Следовательно, информация администрации Шушенского района от 23 августа 2010 года № КУМИ 01-22-2059, которая послужила основанием для совершения действий по регистрации права, является незаконной и нарушает конституционные права муниципального образования на самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (л.д.2-4).
В судебном заседании глава Казанцевского сельсовета Тонких А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что по акту приема-передачи от 16 мая 2003 года в собственность МО «Казанцевский сельсовет» передано безвозмездно имущество от МО «Шушенский район», в том числе и вышеуказанные объекты внешнего благоустройства.
Решением Шушенского районного суда Красноярского края от 06 августа 2010 года на администрацию Казанцевского сельсовета возложена обязанность разработать проект организации дорожного движения и направить его на согласование в ОГИБДД ОВД по Шушенскому району в срок до 01 июня 2011 года.
Указанное решение суда администрация Казанцевского сельсовета исполнить не может, так как до настоящего времени эти объекты на балансе Казанцевского сельсовета не стоят, кадастровые паспорта на них не оформлены, право собственности за МО «Казанцевский сельсовет» не зарегистрировано.
Оформление кадастровых паспортов на вышеуказанные объекты требует значительных финансовых затрат и эту работу за свой счет должна произвести администрация Шушенского района, которая сначала должна оформить на объекты кадастровые паспорта, зарегистрировать право собственности МО «Шушенский район», после этого будет проведена государственная регистрация перехода права собственности от МО «Шушенский район» к МО «Казанцевский сельсовет».
Представитель администрации Шушенского района Быков Е.В., действующий на основании доверенности, требования администрации Казанцевского сельсовета не признал и пояснил, что право на данное имущество возникло у МО «Шушенский район» на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1, согласно которого объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность района. Из Государственного Акта на право муниципальной собственности не видно, какая собственность переходит в муниципальное образование, приложения к акту (акты инвентаризации и передаточные балансы) утеряны, однако, объекты инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства перешли в муниципальную собственность в силу акта органа государственной власти. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после 21 июля 1997 года, а данное имущество передано в собственность муниципального района до 1997 года. С 06 октября 2003 года к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, в связи с чем в 2003 году Казанцевский сельсовет обратился с просьбой передать имущество, в т.ч. и данные объекты, в свою собственность. Объекты внешнего благоустройства переданы Казанцевскому сельсовету в 2003 году по сделке о безвозмездной передаче. Действующее на тот период времени законодательство не обязывало передающую сторону регистрировать право собственности на эти объекты. Истцу необходимо было своевременно инициировать регистрацию перехода права собственности, то есть тогда, когда для органа регистрации по закону не требовалось предоставлять кадастровые паспорта на объекты. Это условие стало обязательным с 01 марта 2008 года. Представитель ответчика считает, что администрация Казанцевского сельсовета с 2003 года могла найти время зарегистрировать переход права без оформления кадастровых паспортов на объекты, когда это было законом позволительно. Администрация Шушенского района не уклоняется от государственной регистрации перехода права, но в настоящее время при отсутствии кадастровых паспортов на переданные объекты государственная регистрация перехода права объективно невозможна. На оформление кадастровых паспортов администрация Шушенского района расходов нести не может, так как собственником имущества с 2003 года не является. Эти расходы должна нести администрация Казанцевского сельсовета, поскольку имущество находится в собственности поселения.
Представитель Шушенского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, предоставил письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.39).
В письменном пояснении на заявление представитель Управления указал, что в связи с возникшими сомнениями в наличии оснований государственная регистрация 21 января 2011 года приостановлена, а затем в государственной регистрации отказано (л.д. 35-38).
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
К объектам, относящимся к муниципальной собственности, указанным в Приложении 3 к Постановлению, относятся объекты инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства, другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации.
Согласно Государственного Акта на право муниципальной собственности А-I № 33 от 26 сентября 1991 года за Исполнительным комитетом Шушенского районного Совета народных депутатов закреплялось в пользование, владение и распоряжение государственное имущество на сумму 69, 973 млн.руб. (л.д. 40).
Из пояснений представителя администрации Шушенского района Быкова Е.В. следует, что прилагаемые к указанному Государственному Акту акты инвентаризации и передаточные балансы, являющиеся неотъемлемой частью Государственного Акта, утеряны.
Однако отсутствие актов инвентаризации и передаточных балансов к Государственному Акту не означает, что объекты внешнего благоустройства (дороги) в д.Лыткино 2,2 км, асфальт, д.Нижняя Коя 4,4 км, асфальт, с. Казанцево ул.Ленина 0,9 км, асфальт, в муниципальную собственность Шушенского района не передавались.
Поскольку не доказано иное, эти объекты переданы во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» с целью ускорения процессов приватизации на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
То есть право муниципальной собственности Шушенского района на указанные дороги возникло в силу закона.
Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», часть 1 статьи 4 которого определила обязательность государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса РФ, вступил в силу с 28 января 1998 года.
Согласно ч.1 ст.6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Следовательно, право собственности МО «Шушенский район» на дороги, возникшее до 28 января 1998 года, признавалось юридически действительным без государственной регистрации.
25 марта 2003 года глава Казанцевского сельсовета Тонких А.Н. обратился к главе Шушенского района Граубергеру В.Ф. с письмом, в котором просил передать в собственность Казанцевского сельсовета имущество, состоящее в реестре МО «Шушенский район» согласно приложению.
Свою просьбу глава Казанцевского сельсовета Тонких А.Н. обосновал п.2 ст.6, п.5 ст.15 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст.50 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», п.2 ст.8, п.5 ст.22, п.1,2 ст.31 Закона Красноярского края «О местном самоуправлении в Красноярском крае», п.2 ст.3, п.3 ст.4 Закона Красноярского края «О предметах ведения муниципальных образований», в соответствии с которыми по решению представительных органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований полномочие в виде содержания дорог могло быть передано от района к сельсовету (л.д.41).
Шушенским районным Советом депутатов и главой Шушенского района были приняты соответствующие нормативные акты о безвозмездной передаче имущества в собственность Муниципального образования «Казанцевский сельсовет» (л.д.5-6).
В числе имущества в собственность Муниципального образования Казанцевский сельсовет перешли дороги д.Лыткино 2,2 км, д.Нижняя Коя, 4, 4 км, с.Казанцево ул.Ленина, 0,9 км. (асфальт) (л.д.7).
Акт приема-передачи имущества подписан принимающей стороной в лице главы муниципального образования А.Н.Тонких (л.д.7-9).
В силу ч.1 ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором
Имущество передано по договору о безвозмездной передаче, что подтверждается актом приема-передачи, подписанным сторонами.
Указанная сделка безвозмездной передачи имущества не оспорена, не признана недействительной.
Доводы главы Казанцевского сельсовета Тонких А.Н. о том, что МО «Казанцевский сельсовет» не приобрело право собственности на дороги, так как это право не зарегистрировано в органе регистрации, суд находит несостоятельными.
Отсутствие государственной регистрации права не означает отсутствие самого права.
Право собственности МО «Казанцевский сельсовет», возникшее по договору о безвозмездной передаче имущества с момента его передачи, никем не оспаривается.
В 2003 году эти объекты переданы МО «Казанцевский сельсовет» без проведения государственной регистрации права собственности МО «Шушенский район», без технической документации, о чем в момент передачи главе МО «Казанцевский сельсовет» было известно.
Следовательно, изначально было известно, что после приобретения объектов в собственность МО «Казанцевский сельсовет» самому придется нести затраты на изготовление технической и иной документации на указанные объекты.
С момента получения имущества по акту приема - передачи, который составлен на основании постановления администрации района от 16 мая 2003 года № 365, Муниципальное образование «Казанцевский сельсовет» приобрело право собственности на указанные дороги.
Согласно реестру, подписанному главой Казанцевской сельской администрации Тонких А.Н., указанные объекты внешнего благоустройства по состоянию на 2003 год находились на балансе Казанцевской сельской администрации (л.д. 42).
Частью 2 статьи 4 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» оговорено, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ч.1 ст.2 Закона о регистрации).
В соответствии с п.1 ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно п.10 ст.33 закона о регистрации до 01 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже предоставлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Как следует из пояснений главы администрации Казанцевского сельсовета, главным в данном деле является решение вопроса о том, кто и за чей счет должен изготовить кадастровые паспорта для их предоставления в орган регистрации.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения в настоящее время относится к вопросам местного значения поселения (п.5 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Решением Шушенского районного суда Красноярского края от 06 августа 2010 года на администрацию Казанцевского сельсовета возложена обязанность разработать проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Казанцевского сельсовета и направить его на согласование в ОГИБДД ОВД по Шушенскому району в срок до 01 июня 2011 года (л.д.55-56). Решение не обжаловано, вступило в законную силу 27 августа 2010 года.
Принимая во внимание, что собственником дорог по адресам:
- Красноярский край Шушенский район д. Лыткино дорога 2,2 км, асфальт,
- Красноярский край Шушенский район д. Нижняя Коя дорога 4,4 км, асфальт,
- Красноярский край Шушенский район с. Казанцево ул. Ленина, дорога 0,9 км, асфальт,
в настоящее время является Муниципальное образование «Казанцевский сельсовет», которое, как следует из поданного искового заявления от правомочий собственника не отказывается, напротив, желает зарегистрировать свое право собственности в установленном законом порядке, расходы на изготовление кадастровых паспортов на указанные объекты недвижимого имущества в силу ст.210 ГК РФ должно нести не МО «Шушенский район», поскольку к указанным дорогам с 2003 года оно отношения не имеет, а собственник дорог - МО «Казанцевский сельсовет».
Поэтому письмо № КУМИ 01-22-2059 от 23 августа 2010 года не свидетельствует о том, что администрация Шушенского района уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности либо препятствует государственной регистрации права собственности МО «Казанцевский сельсовет» на указанные дороги, либо иным образом нарушает права собственника имущества МО «Казанцевский сельсовет» (л.д.11).
При таких обстоятельствах требования администрации Казанцевского сельсовета к администрации Шушенского района о признании незаконными ее действий, выразившихся в предоставлении информации от 23 августа 2010 года № КУМИ 01-22-2059 о том, что МО «Казанцевский сельсовет» надлежит в установленном законом порядке зарегистрировать право собственности на переданные безвозмездно дороги в д.Лыткино, д.Нижняя Коя, с.Казанцево ул.Ленина, возложении на администрацию Шушенского района в 2-месячный срок изготовить техническую документацию на вышеуказанные объекты внешнего благоустройства: кадастровые паспорта на сооружения (объекты), кадастровые паспорта на земельные участки, зарегистрировать право собственности МО «Шушенский район» и осуществить регистрацию перехода права собственности к МО «Казанцевский сельсовет» на указанные сооружения (объекты) не основаны на нормах закона, удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Администрации Казанцевского сельсовета отказать в удовлетворении исковых требований к администрации Шушенского района о признании незаконными действий администрации Шушенского района в предоставлении информации 23 августа 2010 года № КУМИ 01-22-2059 о том, что МО «Казанцевский сельсовет» надлежит зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на переданные безвозмездно объекты внешнего благоустройства, расположенные по адресу:
- Красноярский край Шушенский район д. Лыткино дорога 2,2 км, асфальт,
- Красноярский край Шушенский район д. Нижняя Коя дорога 4,4 км, асфальт,
- Красноярский край Шушенский район с. Казанцево ул. Ленина, дорога 0,9 км, асфальт,
о возложении обязанности на администрацию Шушенского района в 2-месячный срок изготовить техническую документацию на вышеуказанные объекты внешнего благоустройства: кадастровые паспорта на сооружения (объекты), кадастровые паспорта на земельные участки, зарегистрировать право собственности МО «Шушенский район» и осуществить регистрацию перехода права собственности к МО «Казанцевский сельсовет» на указанные сооружения (объекты).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.
На 19 мая 2011 года решение не вступило в законную силу.
Председательствующий Ж.В. Ерофеева