Решение по делу № 2-303/2011



Дело № 2-303/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Шушенское 19 апреля 2011 года

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Ерофеева Ж.В.

при секретаре Гераськиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шушенского района в интересах Галактионова Е.С. к администрации Шушенского района о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шушенского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации Шушенского района, Министерству образования и науки Красноярского края в интересах Галактионова Е.С., в котором просил:

- возложить на Министерство образования и науки Красноярского края обязанность выделить денежные средства администрации Шушенского района для приобретения жилого помещения соответствующего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма для предоставления Галактионову Е.С.;

-возложить на администрацию Шушенского района обязанность приобрести за счет средств краевого бюджета, жилое помещение соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма для предоставления Галактионову Е.С.

19 апреля 2011 года от истца Галактионова Е.С. поступило заявление об отказе от исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края.

Определением суда от 19 апреля 2011 года принят отказ истца Галактионова Е.С. от иска к Министерству образования и науки Красноярского края, производство по делу в этой части прекращено.

В заявлении от 19 апреля 2011 года прокурор Шушенского района исковые требования уточнил, просил возложить на администрацию МО «Шушенский район» обязанность предоставить Галактионову Е.С. благоустроенное применительно к условиям Шушенского района жилое помещение на территории муниципального образования по договору социального найма общей площадью не ниже 15 кв.м.

Свои требования прокурор Шушенского района мотивировал тем, что Галактионов Е.С. относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец Галактионов С.А. лишен родительских прав, а мать Галактионова О.А. по решению Шушенского районного суда от 07.04.2003 года признана безвестно отсутствующей. Галактионов Е.С. не имеет закрепленного жилья и жилья в собственности. В соответствии с ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти должны обеспечить Галактионова Е.С. жилой площадью по месту жительства вне очереди, не ниже установленных социальных норм. Данное положение закреплено так же и в ч.2 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка». Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений данным категориям граждан устанавливаются Губернатором Красноярского края. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» учет указанных категорий граждан, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края. В соответствии с п.2 Приложения 4 данного Указа органы местного самоуправления муниципальных районов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований края в порядке, установленном ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. При этом законодательством не оговорено, что обязательным условием предоставления жилого помещения указанной категории граждан является решение краевой комиссии по учету либо нахождение на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края. Кроме того, решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей оформляются протоколом и носят рекомендательный характер. На 2011 год Законом Красноярского края от 09.12.2010 года № 11-5419 «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» введен в действие Закон Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», по которому переданные государственные полномочия включают в себя:

- приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;

- предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»;

- приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На момент проведения прокуратурой Шушенского района проверки, Галактионов Е.С. не работал, закончил обучение в профессиональном образовательном учреждении, проживает совместно с бывшим опекуном. Учитывая, что Галактионов Е.С. находится в тяжелом материальном положении, не имеет средств на оплату квалифицированной юридической помощи, прокурор в его интересах обращается с указанным иском в суд.

В судебном заседании старший помощник прокурора Шушенского района Сажина А.В., истец Галактионов Е.С. исковые требования к администрации Шушенского района с учетом уточнений поддержали.

Представитель ответчика администрации Шушенского района Быков Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора Шушенского района, заявленные в интересах Галактионова Е.С., с учетом уточнений признал, пояснил, что должен быть обязательно указан источник финансирования средств на приобретение жилого помещения, поскольку законом на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и эти полномочия в установленном порядке должны быть финансово обеспечены. Законодательством предусмотрено приобретение жилых помещений для данной категории граждан за счет средств краевого бюджета. Собственные средства на указанные цели у МО «Шушенский район» отсутствуют.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Управления образования администрации Шушенского района Лягина А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнений признала, поддержала доводы представителя администрации Шушенского района об обязательном указании источника финансирования средств краевого бюджета, считает, что только в этом случае решение суда будет исполнимым.

Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзаца 2 ч.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (ред. от 21.12.2010) "О защите прав ребенка" дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Согласно ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (ред. от 21.12.2010) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» на 2010 - 2011 годы исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка".

В силу п.2 ст.1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с п.1 настоящей статьи, включают в себя:

а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;

б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»;

в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, региональным законодательством государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа делегированы органам местного самоуправления.

Перечень муниципальных образований края, исполнительно-распорядительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к Закону края от 24 декабря 2009 года № 9-4225.

Муниципальное образование «Шушенский район» входит в указанный перечень.

Порядок учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края (ч.2 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961).

Согласно Приложению № 4 к Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 N 25-уг (ред. от 05.03.2010) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением администрации Шушенского района от 16 мая 2005 года № 262 установлена норма площади жилого помещения для предоставления из муниципального жилищного фонда Шушенского района по договору социального найма в размере 15 кв. м. общей площади на каждого члена семьи.

В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства.

Местом жительства, согласно ч.1 ст.20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Постоянным местом жительства Галактионова Е.С. является с.Казанцево Шушенского района Красноярского края. Галактионов Е.С. был зарегистрирован по адресу: <адрес> (по месту жительства опекуна) с 26 марта 2005 года по 16 октября 2006 года, с 17 октября 2006 года зарегистрирован по адресу: <адрес> (по месту учебы в ПУ-75), с 16 июня 2008 года зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается копией паспорта Галактионова Е.С., финансово-лицевым счетом, адресной справкой (л.д.14, 17,29).

Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг обязанность по осуществлению учёта данной категории лиц возложена на Министерство образования и науки Красноярского края.

В письме Министерства образования и науки Красноярского края от 09 июня 2010 года исх.№ 4045/и начальнику Управления образования администрации Шушенского района указывается, что в Министерство поступили документы Галактионова Е.С. для постановки на учет нуждающихся в жилье, но в Министерство необходимо предоставить еще копию паспорта Галактионова Е.С., финансовый счет, выписку из домовой книги, правоустанавливающие документы, где проживали дети с родителями на момент установления опеки, информацию о занятости Галактионова Е.С. (л.д.43).

Из пояснений представителя третьего лица органа опеки и попечительства Управления образования администрации Шушенского района Лягиной А.С. следует, что документы на Галактионова Е.С. неоднократно направлялись в Министерство, но Министерство вновь требовало документы, тем самым решение вопроса о постановке Галактионова Е.С. на учет затянулось.

Из документов, приобщенных к материалам гражданского дела, следует, что Галактионов Е.С. на основании абзаца 4 ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент вынесения настоящего судебного решения ему исполнилось 22 года, а когда он находился в возрасте до 18 лет, он остался без попечения обоих родителей.

Галактионова Е.С. родился 11 декабря 1988 года.

Согласно свидетельству о рождении Галактионова Е.С. его родителями являются Галактионов С.А. и Галактионова О.А. (л.д.13).

Решением Шушенского районного суда от 03 марта 2003 года Галактионов С.А. лишен родительских прав в отношении сына Евгения Сергеевича, 11.12.1988 года рождения (л.д. 12).

Решением Шушенского районного суда от 07 апреля 2003 года мать Галактионова О.А. признана безвестно отсутствующей (л.д. 11).

Опекуном Галактионова Е.С. назначена бабушка Солохина О.К., что подтверждается постановлением администрации поселка Шушенское № 173 от 23 сентября 1992 года и распоряжением главы администрации Шушенского района № 952 от 11 декабря 1996 года (л.д. 9-10).

По данным архива Шушенского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» за Галактионовым Е.С. и его родителями Галактионовым С.А. и Галактионовой О.А. зданий, сооружений и их частей на территории Шушенского района не числится (л.д. 19-20).

По данным Шушенского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности на объекты недвижимого имущества за Галактионовым Е.С., Галактионовым С.А., Галактионовой О.А. не зарегистрированы (л.д. 25-27).

Согласно справкам администрации Шушенского района и администрации Казанцевского сельсовета Галактионову Е.С., Галактионову С.А. и Галактионовой О.А. жилое помещение на территории Шушенского района по договору социального найма не предоставлялось (л.д. 18, 21-24).

Учитывая, что Галактионов Е.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживает на территории Шушенского района, собственного жилья не имеет, по месту проживания органами местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлялось, на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края Галактионов Е.С. не стоит по независящим от него причинам, хотя в силу своего статуса должен стоять на этом учете, Галактионов Е.С. вправе претендовать на жилое помещение размером не менее 15 кв. м общей площади вне очереди по договору социального найма на территории муниципального образования «Шушенский район».

Отсутствие Галактионова Е.С. на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края по причинам, от него не зависящим, не лишает его статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не лишает его права на внеочередное получение жилья.

Из письменного отзыва Министерства образования и науки Красноярского края следует, что решение об отказе в постановке на учет в отношении Галактионова Е.С. не принималось.

Абзацем 3 ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Пунктом «а» статьи 2 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 определено, что уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции обязаны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Согласно статье 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В этой связи, удовлетворяя исковые требования прокурора Шушенского района в интересах Галактионова Е.С., суд считает правильным в резолютивной части решения суда указать источник финансирования для приобретения жилого помещения в муниципальную собственность, поскольку такой источник прямо предусмотрен законом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Шушенского района предоставить Галактионова Е.С. благоустроенное применительно к условиям Шушенского района жилое помещение на территории муниципального образования «Шушенский район» по договору социального найма общей площадью не ниже 15 кв.м. за счет средств краевого бюджета в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.

На 23 мая 2011 года решение не вступило в законную силу.

Председательствующий Ж.В. Ерофеева