Решение по делу № 2-301/2011



Дело № 2-301/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Шушенское 19 апреля 2011 года

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Ерофеева Ж.В.

при секретаре Гераськиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шушенского района в интересах Кровяк Е.С. к администрации Шушенского района о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шушенского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации Шушенского района, Министерству образования и науки Красноярского края в интересах Кровяк Е.С., в котором просил:

- возложить на Министерство образования и науки Красноярского края обязанность выделить денежные средства администрации Шушенского района для приобретения жилого помещения соответствующего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма для предоставления Кровяк Е.С.;

-возложить на администрацию Шушенского района обязанность приобрести за счет средств краевого бюджета жилое помещение соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма для предоставления Кровяк Е.С.

19 апреля 2011 года от истца Кровяк Е.С. поступило заявление об отказе от исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края.

Определением суда от 19 апреля 2011 года принят отказ истца Кровяк Е.С. от иска к Министерству образования и науки Красноярского края, производство по делу в этой части прекращено.

В заявлении от 19 апреля 2011 года прокурор Шушенского района исковые требования уточнил, просил возложить на администрацию МО «Шушенский район» обязанность предоставить Кровяк Е.С. благоустроенное применительно к условиям Шушенского района жилое помещение на территории муниципального образования по договору социального найма общей площадью не ниже 15 кв.м.

Свои требования прокурор Шушенского района мотивировал тем, что Кровяк Е.С. относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Кровяк О.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец Кровяк С.Н. по решению Шушенского районного суда от 15 июля 2002 года признан безвестно отсутствующим. Кровяк Е.С. не имеет закрепленного жилья и жилья в собственности. В соответствии с ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти должны обеспечить Кровяк Е.С. жилой площадью по месту жительства вне очереди, не ниже установленных социальных норм. Данное положение закреплено так же и в ч.2 ст.17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка». Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений данным категориям граждан устанавливаются Губернатором Красноярского края. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно Указу Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» учет указанных категорий граждан, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края. В соответствии с п.2 Приложения 4 данного Указа органы местного самоуправления муниципальных районов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований края в порядке, установленном ФЗ от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. При этом законодательством не оговорено, что обязательным условием предоставления жилого помещения указанной категории граждан является решение краевой комиссии по учету либо нахождение на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края. Кроме того, решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей оформляются протоколом и носят рекомендательный характер. На 2011 год Законом Красноярского края от 09 декабря 2010 года № 11-5419 «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» введен в действие Закон Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», по которому переданные государственные полномочия включают в себя:

- приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;

- предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»;

- приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На момент проведения прокуратурой Шушенского района проверки Кровяк Е.С. не работал, закончил обучение в Красноярском филиале ФГОУ ВПО «Санкт-Петрбургский государственный университет гражданской авиации», проживает совместно с бывшим опекуном Кровяк П.М. Учитывая, что Кровяк Е.С. находится в тяжелом материальном положении, не имеет средств на оплату квалифицированной юридической помощи, прокурор в его интересах обращается с указанным иском в суд (л.д.2-6).

В судебном заседании старший помощник прокурора Шушенского района Сажина А.В., истец Кровяк Е.С. в исковые требования к администрации Шушенского района с учетом уточнений поддержали.

Представитель ответчика администрации Шушенского района Быков Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора Шушенского района, заявленные в интересах Кровяк Е.С., с учетом уточнений признал, пояснил, что должен быть обязательно указан источник финансирования средств на приобретение жилого помещения, поскольку законом на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и эти полномочия в установленном порядке должны быть финансово обеспечены. Законодательством предусмотрено приобретение жилых помещений для данной категории граждан за счет средств краевого бюджета. Собственные средства на указанные цели у МО «Шушенский район» отсутствуют.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Управления образования администрации Шушенского района Лягина А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнений признала, поддержала доводы представителя администрации Шушенского района об обязательном указании источника финансирования средств из краевого бюджета, считает, что только в этом случае решение суда будет исполнимым.

Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзаца 2 ч.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

В соответствии с ч.2 ст.17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 N 12-961 (ред. от 21.12.2010) "О защите прав ребенка" дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 N 9-4225 (ред. от 21 декабря 2010) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» на 2010 - 2011 годы исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка".

В силу п.2 ст.1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с п.1 настоящей статьи, включают в себя:

а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;

б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»;

в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, региональным законодательством государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа делегированы органам местного самоуправления.

Перечень муниципальных образований края, исполнительно-распорядительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении № 1 к Закону края от 24 декабря 2009 года № 9-4225.

Муниципальное образование «Шушенский район» входит в указанный перечень.

Порядок учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края (ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года N 12-961 «О защите прав ребенка»).

Согласно Приложению № 4 к Указу Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года N 25-уг (ред. от 05 марта 2010) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением администрации Шушенского района от 16 мая 2005 года № 262 установлена норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда Шушенского района по договору социального найма (норма предоставления) в размере 15 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.

В соответствии со ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства.

Местом жительства согласно ч.1 ст.20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Постоянным местом жительства Кровяк Е.С. является с.Средняя Шушь Шушенского района Красноярского края. Кровяк Е.С. зарегистрирован по адресу: <адрес> с 01 сентября 2010 года. Данное обстоятельство подтверждается копией паспорта Кровяк Е.С., справкой администрации Шушенского района, справкой администрации Субботинского сельсовета (л.д.13, 16,25).

Жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Кровяк П.М., на основании договора купли – продажи от 29 марта 2001 года (л.д.23).

Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг обязанность по осуществлению учёта данной категории лиц возложена на Министерство образования и науки Красноярского края (Приложение № 1 к Указу).

Кровяк Е.С. обучался в ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» со сроком обучения с 01 сентября 2005 года по 30 июня 2010 года (л.д.27,28).

В письме Министерства образования и науки Красноярского края от 16 апреля 2010 года исх. № 2400/и начальнику Управления образования Шушенского района указывается, что в Министерство поступили документы Кровяк Е.С. для постановки на учет нуждающихся в жилье, однако статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в отношении Кровяк Е.С. не подтвержден, так как отсутствуют документы о матери Кровяк Е.С. Кроме того, нужны заявления о предоставлении жилого помещения, копии документа об установлении опеки, справки об отсутствии жилья, справки из учебного заведения (л.д.36).

Из пояснений представителя третьего лица органа опеки и попечительства Управления образования администрации Шушенского района Лягиной А.С. следует, что неоднократно документы на Кровяк Е.С. для постановки на учет направлялись в Министерство образования и науки Красноярского края, но Министерству снова требовались документы, решение вопроса о постановке на учет этим затягивалось. В настоящее время Кровяк Е.С. уже достиг возраста 23 лет.

Из документов, приобщенных к материалам гражданского дела, видно, что Кровяк Е.С. на основании абзаца 4 ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент настоящего судебного решения ему исполнилось 24 года.

Кровяк Е.С. родился 04 апреля 1987 года (л.д.13).

Согласно свидетельства о смерти мать Кровяк О.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Решением Шушенского районного суда от 15 июля 2002 года отец Кровяк С.Н. признан безвестно отсутствующим. Решение суда вступило в законную силу 25 июля 2002 года (л.д.12).

Опекуном Кровяк Е.С. назначена бабушка Кровяк П.М., что подтверждается решением главы Алатауской районной администрации г. Алматы № 264 от 26 апреля 1993 года и постановлением администрации Шушенского района № 23 от 24 января 2000 года (л.д.9,10).

По данным архива Шушенского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» за Кровяк Е.С. и Кровяк С.Н., Кровяк О.Н. зданий, сооружений и их частей на территории Шушенского района не числится (л.д.15, 22).

По данным Шушенского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности и иные вещные права Кровяк Е.С. не зарегистрированы (л.д.17, 24).

Согласно справке администрации Шушенского района от 27 ноября 2009 года Кровяк Е.С. жилое помещение на территории Шушенского района по договору социального найма не предоставлялось (л.д.14).

Учитывая, что Кровяк Е.С. до достижения им 23-летнего возраста относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживает в с.Средняя Шушь Шушенского района в квартире бабушки, собственного жилья не имеет, по месту проживания органами местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлялось, на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края не стоит по независящим от него причинам, хотя должен стоять на этом учете, Кровяк Е.С. вправе претендовать на жилое помещение размером не менее 15 кв. м. общей площади вне очереди по договору социального найма на территории муниципального образования «Шушенский район».

Отсутствие Кровяка Е.С. на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края по причинам от него не зависящим не лишает его права на внеочередное получение жилья.

Из письменного отзыва Министерства образования и науки Красноярского края следует, что решение в отношении Кровяк Е.С. не принято, значит, Министерством не принималось решения и об отказе в постановке Кровяк Е.С. на учет.

Абзацем 3 ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Такие государственные полномочия как приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу п. «в» ч.2 ст.1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 переданы органам местного самоуправления.

Пунктом «а» статьи 2 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 определено, что уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции обязаны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Согласно статье 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В этой связи, удовлетворяя исковые требования прокурора Шушенского района в интересах Кровяк Е.С., суд считает правильным в резолютивной части решения суда указать источник финансирования для приобретения жилого помещения в муниципальную собственность, поскольку такой источник прямо предусмотрен законом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Шушенского района предоставить Кровяк Е.С. благоустроенное применительно к условиям Шушенского района жилое помещение на территории муниципального образования «Шушенский район» по договору социального найма общей площадью не ниже 15 кв.м. за счет средств краевого бюджета в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.

На 23 мая 2011 года решение не вступило в законную силу.

Председательствующий Ж.В.Ерофеева