Дело №года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2011 года п.Шушенское
Судья Шушенского районного суда Красноярского края Шимохина Н.П.
С участием помощника прокурора Шушенского района Алейниковой Е.Н. (по поручению)
при секретаре Дергуновой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Иджинского сельсовета об обжаловании действий должностных лиц прокуратуры Шушенского района,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Иджинского сельсовета обратилась в суд с заявлением о признании запроса прокуратуры Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении информации в рамках проведения проверки по заданию прокуратуры Красноярского края исполнения законодательства в сфере лесопользования противоречащим требованиям ст. 21 ч. 2, ст. 22 ч.1, 2 ФЗ от 17.11.1995 года № 168-ФЗ «О прокуратуре РФ», указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Иджинского сельсовета поступил запрос прокурора Шушенского района о предоставлении информации, в том числе по выделению денежных средств из бюджета на профилактику лесных пожаров, в рамках проведения проверки по заданию прокуратуры Красноярского края исполнения законодательства в сфере лесопользования. В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 17.11.1995 года № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в соответствии с частью 1 статьи 22 вышеуказанного Федерального закона прокурор вправе при осуществлении возложенных на него функций проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, т.е. законодателем четко установлено, что проверки исполнения законов проводятся исключительно на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих от прокурора принятия мер. Администрация Иджинского сельсовета считает, что задание прокуратуры Красноярского края не является информацией, материалами или обращениями, являющимися основанием для проверки, кроме того, в задании прокуратуры Красноярского края отсутствуют какие-либо факты нарушений законодательства в сфере лесопользования администрацией Иджинского сельсовета. Кроме того, в п. 6 приказа Генеральной прокуратуры от 22.05.1996 года №30 указывается, что проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.). В соответствии с частью 2 статьи 21 вышеуказанного Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральной службой по надзору в сфере. В данном случае прокуратура Шушенского района не вправе по заданию прокуратуры Красноярского края проводить проверку администрации Иджинского сельсовета по исполнению законодательства в сфере лесопользования и при проведении проверки подменять собой иные органы, уполномоченные на исполнение законодательства в сфере лесопользования. Запрос прокуратуры Шушенского района нарушает конституционные права администрации Иджинского сельсовета на равенство и равноправие закона, предусмотренные частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, конституционный принцип равноправия распространяется не только права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федеральных законов, т.е. на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В судебном заседании представитель заявителя глава администрации Иджинского сельсовета Филиппов С.Н. заявленные требования поддержал, мотивируя изложенным в заявлении, коме того пояснил, что вопросы поставленные в запросе прокурора Шушенского района к ведению органов местного самоуправления не относятся.
Помощник прокурора Шушенского района (по поручению) Алейникова Е.Н. заявленные требования считает необоснованными. Запрос о предоставлении информации в администрацию Иджинского сельсовета был направлен в связи с поступившим ДД.ММ.ГГГГ заданием прокуратуры Красноярского края о проведении проверки исполнения законодательства в сфере лесопользования. Исполнение задания вышестоящей прокуратуры для прокуратуры Шушенского района является обязательным. При составлении текущих и перспективных планов работы прокуратуры субъектов РФ анализируют состояние законности, правопорядка на поднадзорных им территориях, учитывая наиболее острые вопросы, волнующие регионы. В связи с тем, что в 2010 году произошло много пожаров на западной территории РФ, то в этом году для предотвращения пожаров Генеральной прокуратурой РФ запланировано проведение проверки в сфере лесопользования в РФ. Прокуратура Шушенского района за рамки указанного задания не вышла, действовала в соответствии с законом.
Выслушав стороны, изучив доводы, изложенные в заявлении администрации Иджинского сельсовета, представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления администрации Иджинского сельсовета.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" части 1 предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Согласно части 2 указанной статьи Закона при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Прокуратурой Шушенского района главе муниципального образования «Иджинский сельсовет» ДД.ММ.ГГГГ № направлен запрос (л.д. 5-6), в котором указано, что в соответствии со ст. 22 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре РФ» по заданию прокуратуры Красноярского края прокуратурой района проводится проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования за период 2009 – 2010 годы и текущий период 2011 год, в связи с чем запрашивается в срок до 16.02.2011 года следующая информация:
-запланировано ли ОМС выделение денежных средств из бюджета на профилактику лесных пожаров, в каком объеме;
- какие мероприятия были проведены с использованием выделенных средств;
- какие мероприятия планируется осуществить в 2011 году и за счет каких средств;
- созданы ли ОМС условия для организации добровольной пожарной охраны, участие граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащена ли территория общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Исполняются ли ОМС требования законодательства по организации и принятию мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, локализации пожара и спасению людей и имущества.
Разработана ли на территории МО и как исполнена федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года». Исполнены ли рекомендованные в Программе задачи по снижению рисков и ущерба от чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий. Выполнены ли иные целевые задачи данной Программы.
По мнению заявителя, запрос прокуратуры Шушенского района, не соответствует требованиям ФЗ «О прокуратуре РФ» и приказу Генеральной прокуратуры № 30 от 22.05.1996 года, так как проверки исполнения законов проводятся исключительно на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения Законов, требующих от прокурора принятия мер. Задание прокураты Красноярского края не является информацией, материалами или обращениями, являющимися основанием для проведения проверки законодательства в сфере лесопользования, так как в задании прокуратуры отсутствуют какие-либо факты нарушения законодательства администрацией Иджинского сельсовета.
Рассмотрев заявление администрации Иджинского сельсовета, выслушав стороны, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, согласно которой исполнение задания прокуратуры Красноярского края для прокуратуры Шушенского района является обязательным.
Согласно ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор обязан не только рассматривать и проводить проверку жалобы, заявления и иных сообщений о нарушении прав и свобод, но и вести активную работу по их предупреждению и пресечению, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. При проведении надзорных мероприятий особое внимание обращать на исполнение должностными лицами требований законов по соблюдению прав и свобод человека и гражданина. На основе систематического анализа состояния защиты прав в поднадзорных органах выделять наиболее неблагополучные, планировать и проводить работу по профилактике и предупреждению нарушений прав и свобод. Расширять и углублять деловые контакты со средствами массовой информации, представителями общественности. С их помощью активнее освещать работу органов прокуратуры в деле защиты прав и законных интересов граждан.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10 января 2007 года N 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов», постановлено считать надзор за исполнением законодательства в сфере реализации национальных проектов одним из наиболее важных направлений деятельности органов прокуратуры, поскольку в основу реализации приоритетных национальных проектов в большинстве случаев положены соответствующие федеральные и региональные целевые программы, успешное воплощение которых в жизнь невозможно без неукоснительного исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами федерального законодательства, без обеспечения режима законности в деятельности хозяйствующих субъектов, вовлеченных в данную сферу правоотношений, без соблюдения прав и свобод граждан.
В соответствии с п. 2.1. указанного приказа необходимо обеспечивать постоянный и эффективный надзор за исполнением законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций при реализации национальных проектов, в том числе за законностью издаваемых ими правовых актов.
Как следует из задания прокуратуры Красноярского края от 02.02.2011 года № 7/1-03-2011 (л.д. 13-17), прокурорам городов, районов края, прокурорам ЗАТО и природоохранному прокурору надлежит, в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и п. 4 плана работы прокуратуры Красноярского края на первое полугодие 2011 года, проверить исполнение законодательства в сфере лесопользования в части полноты принятых мер по учету, охране и воспроизводству лесных ресурсов. Особое внимание следует уделить исполнению законодательства о пожарной безопасности в указанной сфере, а также при реализации федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года». Проверке подлежит период 2009-2010гг. Необходимо проанализировать сведения о состоянии законности в данной сфере. Источниками информации о нарушениях законодательства в области использования служат жалобы и обращения граждан, предприятий и организаций, сообщения средств массовой информации, статистические данные, материалы контролирующих и иных государственных органов, обобщения уголовных дел, материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, административной практики. В связи с чем необходимо выяснить: исполнение требований лесного законодательства предприятиями, организациями, учреждениями – лесопользователями; исполнение органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны лесов от пожаров…
Суд приходит к выводу, что запрос прокуратуры Шушенского района о предоставлении информации исполнения законодательства в сфере лесопользования от 09.02.2011 года № 20-4-2011 направлен на защиту прав значительного числа граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности, так как исполнение законодательства о пожарной безопасности в лесах приобрело особую актуальность с учетом катастрофичности ущерба, включено в федеральную целевую программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», что является одним из наиболее важных направлений деятельности органов прокуратуры.
Мнение заявителя, о том, что при направлении запроса 09.02.2011 года № 20-4-2011 о предоставлении информации в рамках проведения проверки по заданию прокуратуры Красноярского края исполнения законодательства в сфере лесопользования, прокуратура Шушенского района подменяет собой иные органы, уполномоченные на исполнение законодательства в сфере лесопользования, не основано на законе, так как данный запрос направлен в рамках осуществления органами прокуратуры мониторинга законности принятых органами государственной власти края нормативно правовых актов, их соответствия Лесному кодексу РФ. Также данные мероприятия прежде всего направлены на предупреждение и предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и усиление эффективности работы контролирующих органов.
Суд приходит к выводу, что прокуратура Шушенского района при направлении запроса в администрацию Иджинского сельсовета действовала в пределах полномочий, предоставленных ей законом. Запрос прокуратуры Шушенского района от 09.02.2011 года № 20-4-2011 о предоставлении информации в рамках проведения проверки по заданию прокуратуры Красноярского края исполнения законодательства в сфере лесопользования не противоречит требованиям ст. 21 ч. 2, ст. 22 ч.1, 2 ФЗ от 17.11.1995 года № 168-ФЗ «О прокуратуре РФ», в связи с чем заявление администрации Иджинского сельсовета удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.258,197-199 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л:
Заявление администрации Иджинского сельсовета об обжаловании действий должностных лиц прокуратуры Шушенского района и признании противоречащим требованиям части 2 ст.21, частям 1,2 статьи 22 Федерального закона от 17.11.1995 года № 168 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации запрос от 09.02.2011 года № 20-4-2011 о предоставлении информации в рамках проведения проверки по заданию прокуратуры Красноярского края исполнения законодательства в сфере лесопользования оставить без удовлетворения.
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шушенский районный суд.
На 25 мая 2011 года решение в законную силу не вступило.
Судья: Н.П. Шимохина