Дело № 2-152/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 апреля 2011 года п.Шушенское Судья Шушенского районного суда Красноярского края Шимохина Н.П.
при секретаре Романовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вербило Н.В. к МУЗ «Шушенская ЦРБ», МО «Шушенский район» о взыскании не начисленной, не выплаченной заработной платы в полном объёме, компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Вербило Н.В. обратилась в суд с иском к МУЗ «Шушенская ЦРБ», МО «Шушенский район» о взыскании не начисленной, не выплаченной заработной платы в виде ежемесячной стимулирующей надбавки в размере <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, компенсации за задержку заработной платы согласно ст.236 ТК РФ и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, мотивируя свои требования тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с выполнением государственного задания по оказанию медицинскими работниками первичного медико-социального звена дополнительной медицинской помощи между ней и работодателем МУЗ «Шушенская ЦРБ» заключено дополнительное соглашение к основному трудовому договору об увеличении объема работы, согласно которому ей выплачивалась ежемесячная надбавка стимулирующего характера к заработной плате в размере <данные изъяты> рублей. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ указанная надбавка ей не выплачивалась, дополнительное соглашение в это время не заключалось в связи с отсутствием у МУЗ «Шушенская ЦРБ» лицензии на занятие медицинской деятельностью. Поскольку дополнительный объем работы и производимые за его выполнение стимулирующие выплаты осуществляются в рамках трудовых отношений, их необходимо согласно ст. 129 ТК РФ отнести к заработной плате, а в соответствии со ст. 139 ТК РФ выплаты, производимые медицинским работникам в рамках трудовых отношений, необходимо учитывать для исчисления средней заработной платы для случаев, предусмотренных ТК РФ (отпуска, командировки, повышения квалификации и другое). Не получая заработную плату в полном объеме, она испытывала моральные и нравственные страдания, у неё нарушился сон, появились головные боли, нервозность, которые она расценивает как моральный вред и определяет его размер в сумме <данные изъяты> рублей. к заработной плате, а в соответствии со ст. водимые за его выполнение выплаты осуществляются в рамках трудовых отношений, на _
В судебном заседании Вербило Н.В. и её представитель Зотин В.И. исковые требования поддержали. Кроме того, Зотин В.И. считает прекращение выплаты стимулирующей надбавки истице в связи с отсутствием лицензии на ведение медицинской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным, так как вины истицы нет в том, что МУЗ «Шушенская ЦРБ» не получила своевременно лицензию. Дополнительное соглашение не было расторгнуто, работодатель не предупреждал истицу об изменении условий труда, ни одна из сторон не настаивала на расторжении дополнительного соглашения. Данные выплаты являются неотъемлемой частью заработной платы, весь объем своей работы она выполняла.
В судебном заседании представители ответчика МУЗ «Шушенская ЦРБ» Казакова О.В., Фадеева В.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования Вербило Н.В. не признали, несогласие с иском мотивировали тем, что финансирование МУЗ «Шушенская ЦРБ» осуществляется из различных источников. Выплата стимулирующей надбавки финансировалась Красноярским краевым фондом обязательного медицинского страхования из средств федерального бюджета при наличии лицензии на занятие медицинской деятельностью. Дополнительная стимулирующая надбавка не входит в основную заработную плату, с работником заключается дополнительное соглашение к основному трудовому договору на определенный срок <данные изъяты> год. Стимулирующая надбавка системой оплаты труда не предусмотрена, она в размер заработной платы не входит и учитывается совсем по другому коду, работники получают её по отдельной ведомости. Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2007 г за № 835 и Постановлению администрации Красноярского края № 73-п стимулирующая надбавка носит срочный характер, выплата её предусматривается на один год и может быть отменена. Указанный в дополнительном соглашении объем работы соответствует объему работы, указному в должностной инструкции. Проведённая проверка качества амбулаторно-поликлинической помощи установила, что истица ненадлежащим образом исполняла свои основные должностные обязанности, не говоря уже про дополнительные. При заключении дополнительного соглашения работник знакомится с его содержанием под роспись. Хотя срок действия лицензии закончился ДД.ММ.ГГГГ, МУЗ «Шушенская ЦРБ», уже не имея лицензии, выплатило стимулирующую надбавку до конца действия дополнительного соглашения по ДД.ММ.ГГГГ. Данные расходы взяла на себя администрация Шушенского района. Отпускные в ДД.ММ.ГГГГ году за ДД.ММ.ГГГГ год были выплачены с учётом стимулирующей надбавки также из районного бюджета. МУЗ «Шушенская ЦРБ» является бюджетной организацией и собственными средствами для выплаты стимулирующей надбавки за период отсутствия лицензии не располагает. Дополнительное соглашение по истечении установленного срока не пролонгируется, а заключается заново. В связи с отсутствием лицензии и прекращением из-за этого финансирования новое дополнительное соглашение не заключалось. Об этом истице было известно, так как ещё в ДД.ММ.ГГГГ года в связи с прекращением финансирования вопрос о выплате стимулирующей надбавки работниками поднимался, администрация МУЗ ЦРБ на планёрках разъясняла причину прекращения выплаты стимулирующей надбавки, с этой же целью проводились встречи с руководством района. Никакой дополнительной работы сверх предусмотренной должностной инструкцией ни в период действия дополнительного соглашения, ни после его истечения истицей не выполнялось. Истица обращалась в прокуратуру, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту невыплаты субвенции.
Представитель ответчика МО «Шушенский район» Быков Е.В. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования (ККФОМС) в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав истицу, её представителя, представителей ответчика МУЗ «Шушенская ЦРБ», заслушав свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника)-вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплата труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из приведённых положении Трудового Кодекса следует, что при установлении оплаты труда не должно быть неопределённых моментов в её размере и структурных элементах.
Вербило Н.В. состоит в трудовых отношениях с МУЗ «Шушенская ЦРБ» в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Вербило Н.В. и МУЗ «Шушенская ЦРБ» заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору, согласно которому помимо работы, обусловленной трудовым договором, работник обязан выполнять в пределах установленной ему нормальной продолжительности рабочего времени на закрепленном за ним участке № с населением <данные изъяты> человек, проживающих в <адрес>, дополнительный объем работы: наблюдение детей, имеющих право на получение набора социальных услуг; осуществление назначения и выписки лекарственных препаратов отдельным категориям граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг; проведение профилактических осмотров и диспансерного наблюдения отдельных категорий детей, в том числе детей в возрасте 15-17 лет включительно; направление в санаторно-курортные учреждения детей, имеющих право на получение набора социальных услуг и нуждающихся в санаторно-курортном лечение; проведение иммунизации детского населения; проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению гепатита В и С, ВИЧ-инфекции; диспансерное наблюдение детей с заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга. Работодатель МУЗ «Шушенская ЦРБ» за выполнение дополнительного объема работы обязуется ежемесячно выплачивать работнику надбавку стимулирующего характера к заработной плате в размере <данные изъяты> рублей с применением коэффициентов за работу в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжёлыми климатическими условиями ( в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год). Надбавка стимулирующего характера не учитывается при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами, иными нормативными правовыми актами. Срок действия данного дополнительного соглашения установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действие его прекращается в связи с истечением срока, на который оно заключено, в связи с прекращение трудового договора с работником или по соглашению сторон. Дополнительное соглашение подписано обоими сторонами.
Все пункты, указанные в дополнительном соглашении, полностью содержатся в должностной инструкции врча-педиатра-участкового (л.д.14-16).
Предметом спора является отказ работодателя в выплате истице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стимулирующей надбавки к заработной плате в размере <данные изъяты> рублей.
Указанная надбавка установлена в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2007 N 835 «О порядке направления средств федерального бюджета на финансовое обеспечение государственного задания на оказание в 2008 и 2009 годах дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения ведомственного подчинения при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи» учреждения здравоохранения осуществляют денежные выплаты, связанные с оказанием дополнительной медицинской помощи, в размере 10 тыс. рублей в месяц врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) и 5 тыс. рублей в месяц медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 1087 определён порядок предоставления субвенций на выплату стимулирующих надбавок в 2009 году.
В соответствии со ст. 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» право на занятие медицинской деятельностью должно быть подтверждено сертификатом или лицензией на осуществление медицинской деятельности.
Финансирование МУЗ «Шушенская ЦРБ» работ по оказанию дополнительной медицинской помощи осуществлялось ККФОМС в рамках выполнения Постановления Правительства РФ № 864 от 12 декабря 2007 года «О порядке финансового обеспечения в 2008 году выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи».
Для этого между ККФОМС и МУЗ «Шушенская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор, условием которого (п.3.2 договора) являлось наличие у ЦРБ лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Лицензия МУЗ «Шушенская ЦРБ» серия КР № на осуществление медицинской деятельности регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ действовала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок действия лицензии истек ДД.ММ.ГГГГ. Новая лицензия № № на осуществление медицинской деятельности получена ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно детская поликлиника МУЗ «Шушенская ЦРБ» работала без лицензии. С врачами-педиатрами участковыми на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дополнительные соглашения на увеличение объема не заключались, что не отрицается сторонами, подтверждено показаниями свидетелей Е, В, Ч
Утверждения истицы о том, что она продолжала выполнять дополнительный объём работы в рамках государственного задания, голословны, никакими доказательствами не подтверждены. Свидетель Е пояснила суду, что указанные в дополнительном соглашении в качестве дополнительных виды работы полностью входят в должностные обязанности участкового педиатра, никаких дополнительных требований к врачам не предъявлялось и никаких дополнительных отчётов по выполнению дополнительного объёма работы в рамках дополнительного соглашения от них не требовалось. Анализ работы за № год показал, что не только дополнительный объём работы, но и основной объём работы истицей не выполнялся. Показания свидетеля Е объективно подтверждаются приказом главного врача МУЗ «Шушенская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ о применении дисциплинарного взыскания к Вербило Н.В. в виде замечания в связи с недостаточным выполнением должностных обязанностей по результатам экспертизы внутриведомственного контроля качества амбулаторно-поликлинической помощи за ДД.ММ.ГГГГ годы по части проведения диспансерного наблюдения за больными детьми.
Истица не отрицает, что в её работе после заключения дополнительного соглашения никаких изменений не произошло, так как все пункты дополнительного соглашения являются её должностными обязанностями, данное обстоятельство подтверждено и свидетелями Ч и В Из пояснений сторон и показаний свидетелей следует, что стимулирующая надбавка и руководством и работниками расценивалась исключительно как доплата за работу по соответствующей должности, увеличение объёма работы фактически не произошло.
Из пояснений представителей ответчика следует, что до конца ДД.ММ.ГГГГ года в рамках дополнительного соглашения выплаты были произведены за счёт средств администрации района, при предоставлении отпусков за ДД.ММ.ГГГГ год выплата отпускных с учётом стимулирующей надбавки была профинансирована администрацией района, истицей данное утверждение не отрицается. Истице было известно о том, что на ДД.ММ.ГГГГ год дополнительное соглашение не будет заключаться и соответственно стимулирующие выплаты будут прекращены.
Согласно п.п. 1.2,1.4,1.7,4.1,4.2 Устава МУЗ «Шушенская ЦРБ» учредителем ЦРБ является муниципальное образование <адрес>. МУЗ «Шушенская ЦРБ» является юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несёт Учредитель. В то же время согласно Постановлениям Правительства РФ выплата стимулирующей надбавки врачам участковым является расходным обязательством федерального бюджета, поэтому возложение расходов на её выплату на бюджет муниципального образования противоречит закону. МО «Шушенский район» является ненадлежащим ответчиком, так как работодателем истицы является МУЗ «Шушенская ЦРБ», на которой в соответствии со ст.22 ТК РФ лежит обязанность по соблюдению трудового законодательства.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что стимулирующая надбавка, выплачиваемая истицей в ДД.ММ.ГГГГ году, была предусмотрена на определённый период, по истечении которого вновь работнику не была установлена в связи с отсутствием лицензии у МУЗ «Шушенская ЦРБ» на оказание амбулаторно-поликлинической помощи по педиатрии.
Нарушений требований ст.74 ч.2 ТК РФ, согласно которой о предстоящих изменениях трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, суд не усматривает. Стимулирующая надбавка существующей в МУЗ «Шушенская ЦРБ» системой оплаты труда не предусмотрена, отсутствие дополнительного соглашения на новый срок лишало истицу права на её получение, поэтому у истицы отсутствуют законные основания для взыскания сумм в виде стимулирующей надбавки, а соответственно и процентов за несвоевременную выплату заработной платы и компенсацию морального вреда.
После получения ЦРБ лицензии ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> Вербило Н.В. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору об увеличении объема работы на период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Вербило Н.В. к МУЗ «Шушенская ЦРБ», МО «Шушенский район» о взыскании не начисленной, не выплаченной заработной платы в полном объёме, компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.
На 04 мая 2011 года решение в законную силу не вступило.
Председательствующий Н.П.Шимохина