Решение по делу № 2-708/2011



Дело № 2-708/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Шушенское 05 сентября 2011 года

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Ерофеева Ж.В.

при секретаре Пестриковой А.В.

с участием истицы Ракитиной Л.И.

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Шушенском районе Красноярского края Витвер Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ракитиной Л.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Шушенском районе Красноярского края о возложении обязанности включить в стаж период нахождения отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет, произвести выплату пенсии с 17 августа 2009 года,

У С Т А Н О В И Л:

Ракитина Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Шушенском районе Красноярского края, в котором просит обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, период отпуска по уходу за ребенком по достижению им трехлетнего возраста с 15 октября 1990 года по 31 июля 1991 года; произвести выплату пенсии с 17 августа 2009 года, то есть с момента возникновения права на досрочное назначение трудовой льготной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (л.д.5-6).

Свои требования истица мотивировала тем, что с 16 августа 1984 года и по настоящее время работает учителем начальных классов. Право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью у истицы возникло с 17 августа 2009 года, в связи с чем 04 августа 2009 года она обратилась в УПФ с заявлением о назначении пенсии. Пенсия истице была назначена только со 02 июля 2010 года, в стаж не включен период с 15 октября 1990 года по 31 июля 1991 года – отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Свое решение УПФ мотивировало тем, что зачету в стаж на соответствующих видах работ подлежит только время нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет до 06 октября 1992 года, то есть до вступления в законную силу ФЗ РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР». Истица считает, что решение УПФ нарушает ее право на назначение трудовой льготной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет имел место до 06 октября 1992 года, а значит, подлежит включению в стаж работы по специальности, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В судебном заседании истица Ракитина Л.И. исковые требования поддержала, мотивируя вышеизложенным.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Шушенском районе Красноярского края Витвер Е.М., действующий на основании доверенности, исковые требования Ракитиной Л.И. признал частично, суду пояснил, что период отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с 15 октября 1990 года по 31 июля 1991 года подлежит включению в стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Со вторым требованием не согласен, так как истицей нарушен порядок обращения за назначением пенсии, установленный ФЗ № 173 от 17.12.2001 года, в соответствии с которым граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права путем подачи соответствующего заявления лично, либо через представителя, либо путем направления заявления по почте. Ракитина Л.И. обратилась в УПФ с заявлением 29 июня 2010 года, после чего ей была назначена пенсия. Оснований для выплаты пенсии с 17 августа 2009 года нет, так как ранее истицей заявление о назначении пенсии не подавалось, а 04 августа 2009 года Ракитина Л.И. обращалась с заявлением о разъяснении ей вопроса, и на данное заявление истице дан ответ 25 августа 2009 года.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд приходит к следующему:

В соответствии с подп. 19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2009 года № 449 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Работа в должности воспитателя, учителя включается в стаж на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно данным трудовой книжки Ракитина Л.И. работала в должности учителя начальных классов и воспитателя с 16 августа 1984 года (л.д.7-8).

Как видно из справки Управления образования администрации Шушенского района № 01-18-500 от 15 июля 2011 года (л.д.15) Ракитина Л.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет с 15 апреля 1990 года по 14 октября 1990 года, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет - с 15 октября 1990 года по 31 июля 1991 года.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», вступившего в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст.167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 09 декабря 1971 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Учитывая, что ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, статьи 18,19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Ракитиной Л.И. в отпуске по уходу за ребенком до трех лет - с 15 октября 1990 года по 31 июля 1991 года - подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п.7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Согласно свидетельству о рождении дочь истицы Ракитина И.Г. родилась 14 апреля 1989 года (л.д. 14). С 15 апреля 1990 года по 14 октября 1990 года истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, с 15 октября 1990 года по 31 июля 1991 года в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Учитывая, что период отпуска Ракитиной Л.И. по уходу за ребенком до трех лет имел место до 06 октября 1992 года, он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения истицы за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которым:

- граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства;

- граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя;

- заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Истица просит обязать УПФ произвести ей выплату пенсии с 17 августа 2009 года – с даты возникновения права, указывая на то, что с заявлением о назначении пенсии обратилась 04 августа 2009 года.

В материалах дела имеется заявление Ракитиной Л.И. от 04 августа 2009 года на имя начальника УПФ Шишкина О.В., в котором она просит дать письменные разъяснения по поводу незачета в стаж периода отпуска по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет (л.д. 27).

25 августа 2009 года и.о.начальника УПФ Лим М.К. был дан ответ на обращение Ракитиной Л.И. (л.д. 19).

Заявление истицы от 04 августа 2009 года невозможно расценить как заявление о назначении пенсии, поскольку в нем содержится иная просьба.

С заявлением о назначении пенсии истица обратилась 29 июня 2010 года (л.д. 30).

Из решения пенсионного органа от 07 июля 2010 года видно, что датой первоначального назначения пенсии является 29 июня 2010 года (л.д.28).

Как пояснила истица в ходе судебного заседания, она обращалась с устным заявлением к одному из сотрудников УПФ, фамилию сотрудника не помнит, но ей отказали, после чего 29 июня 2010 года написала заявление о назначении пенсии.

Таким образом, истица не отрицает, что заявление о назначении пенсии было подано ею только 29 июня 2010 года. Это подтверждается и самим заявлением истицы от 29 июня 2010 года (л.д.30).

Доводы истицы о том, что в 2009 году заявления о назначении пенсии у нее не приняли, доказательствами не подтверждены.

Учитывая, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии, представляющего необходимые документы, устное обращение о назначении пенсии правового значения не имеет и юридических последствий не порождает, требование Ракитиной Л.И. о возложении обязанности произвести выплату пенсии с 17 августа 2009 года удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Ракитиной Л.И. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Шушенском районе Красноярского края включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период отпуска Ракитиной Л.И. по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 15 октября 1990 года по 31 июля 1991 года.

В удовлетворении искового требования о возложении обязанности произвести выплату пенсии с 17 августа 2009 года Ракитиной Л.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.

На 18 октября 2011 года решение не вступило в законную силу.

Председательствующий Ж.В. Ерофеева