Решение по делу № 2-366/2011



Дело № 2-366/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2011 г. п.Шушенское

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Шимохина Н.П.

при секретаре Скажутиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чепрасовой Н.М. о признании противоречащим Федеральному законодательству и недействующим с момента принятия Постановления администрации Шушенского района от 18 июня 2003 г. № 450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района»,

У с т а н о в и л:

Чепрасова Н.М. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия Постановления администрации Шушенского района от 18.06.2003 г. №450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района».

Свои требования истица мотивировала тем, что заявитель не располагает сведениями об его опубликовании. Нормы потребления услуг, приведенные в обжалуемом постановлении, постановлено применять для предоставления льгот в установленных законодательством случаях, при расчете жилищных субсидий населению и при расчетах населения за потребленные услуги при отсутствии приборов учета. В Постановлении определён порядок вступления в силу со дня его подписания. Данный документ отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку указывает на обязательные правила поведения в области регулирования стоимости коммунальных услуг, адресован неопределенному кругу лиц, рассчитан на многократное его применение. Она является потребителем коммунальной услуги - теплоэнергии, предоставляемой МУП «ШТЭС», а, следовательно, к правоотношениям сторон применимы нормы специального законодательства. Применительно к оплате теплоэнергии, поставляемой гражданам в качестве жилищной услуги, специальная норма закреплена статьей 157 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010г. №237-Ф3). А именно: размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В период до 2011 года (т.е. согласно старой редакции Закона) нормативы потребления устанавливались органами местного самоуправления. Непосредственно сама плата за отопление жилых помещений рассчитывается по формуле, закрепленной в подп.1 п.1 Приложения №2 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №307. Так, данный нормативный акт определил, что оплата тепловой энергии составляет сумму помноженных тарифа, норматива потребления и площади жилого помещения. Следовательно, МУП «ШТЭС» правомочно взимать стоимость предоставляемой истице теплоэнергии лишь по тарифу и нормативу потребления, утвержденным полномочными органами. В марте 2011 г. Чепрасовой Н.М. стало известно, что норматив теплоэнергии в 0,0330 Гкал/ кв.м. утверждён Постановления администрации Шушенского района от 18.06.2003 г. №450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района». Тарифы (их утверждение) для муниципальных предприятий и нормативы для населения ст.14 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 г. отнесено к полномочиям поселковых органов местного самоуправления, а не муниципального района. Решением Каптыревского сельского Совета от 23.11.2009 г. №200-н (в редакции решения от 23.12.2009г. №219-н) определено: «Утвердить на отопительный период 2009-2010 годы ранее действующий норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м. общей площади жилых домов на территории Каптыревского сельсовета равным 0,0330 Гкал/кв.м., утвержденный органами местного самоуправления муниципального образования «Шушенский район». Кроме того, установление нормативов является привилегией представительного органа местного самоуправления, а никак не исполнительного. Постановление №450 принято администрацией Шушенского района, а не районным Советом депутатов. Постановлением №450 от 18.06.2003 г. были утверждены нормативы потребления населением коммунальных услуг, предоставляемых муниципальными предприятиями района. Норматив по отоплению был установлен единым для предприятий и населения в размере 0,0330 Гкал / кв.м. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306 закрепило, что установлению норматива потребления коммунальной услуги в обязательном порядке предшествует соответствующий экономический расчет и обоснование, которые отсутствуют.

Истица в судебное заседание не явилась, ходатайствует о рассмотрении дела в её отсутствие.

В судебном заседании представитель истицы Абашкин Р.А. доводы заявления поддержал, пояснил суду, что опубликование оспариваемого нормативно-правового акта 29 июля 2011 года, с распространением его действия с даты издания не свидетельствует о законности постановления от 18.06.2003 г. №450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района». На момент утверждения данного нормативного акта на терриитории МО «Шушенский район» были образованы иные муниципальные образования. Согласно Уставу Шушенского района органы местного самоуправления на договорной основе могут передавать часть своих полномочий другим муниципальным образованиям. Однако администрацией Шушенского района никакого договора о передаче ей таких полномочий не представлено. Все принятые нормативно-правовые акты должны быть опубликованы и вступать в действие в определённый срок с момента опубликовая. Настаивает на признании постановления администрации Шушенского района от 18.06.2003 г. №450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района» незаконным и недействующим с момента его издания только лишь на том основании, что оно не было опубликовано, а по этой причине не подлежит применению и не должно влечь правовых последствий.

Представитель администрации Шушенского района Быков К.В. считает заявление Чепрасовой Н.М. не подлежат удовлетворению, указывая на то, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 28.08.1995 года (ред. от 21.03.2002) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся в том числе организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации. Органы местного самоуправления устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг. Действующее на тот период законодательство разграничений представительного или исполнительного органа власти по утверждению норматива не предусматривало. Порядок вступление нормативно-правовых актов в силу определялся Уставом муниципального образования. Действующим Уставом на момент принятия Постановления от 18.06.2003 г. №450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района», опубликование данного нормативно-правового акта не признавалось обязательным. Считает, что заявление Чепрасовой Н.М. не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, так как нормативный правовой акт не был опубликован. Чепрасовой Н.М. следовало обратиться с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, с заявлением «об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". При этом гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, в связи с чем считает, что заявителем пропущен срок на обращение в суд.

Представитель МУП «ШТЭС» Егорова Л.В. поддержала доводы представителя администрации Шушенского района. Кроме того, пояснила суду, что норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м. равным 0,0330 Гкал, утвержденный постановлением администрации Шушенского района № 450 от 18.06.2003 года, вывешивался на видном месте у контролера в п. Каптырево. Начиная с октября 2007 года квитанции на оплату за отопление и горячее водоснабжение печатаются и направляются абонентам МУП «ШТЭС», в том числе Чепрасовой Н.М., и в квитанциях указываются все составляющие расчёта, в том числе норматив, поэтому доводы Чепрасовой Н.М. о том, что ей стало известно о применяемых нормативах только в марте 2011 года, считает несостоятельными. Просит отказать Чепрасовой Н.М. в признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия Постановление администрации Шушенского района от 18.06.2003 г. № 450 «О нормативах потребления коммунальных услуг.

Доводы представителей ответчика и заинтересованного лица, о том, что заявление Чепрасовой Н.М. не может быть рассмотрено в порядке обжалования нормативно-правового акта, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению, не основан на законе.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть1); решения и действия(или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2). 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Часть первая статьи 251 по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает отказ суда, в том числе Верховного Суда РФ, в принятии заявления или возвращение заявления о признании незарегистрированного и неопубликованного в установленном порядке акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в части в случае, если заявитель считает, что этот акт, как содержащий обязательные правила поведения, адресованные персонально не определенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение, нарушает его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами (Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 58-О).

Постановление администрации Шушенского района от 18.06.2003 г. №450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района» содержит нормативные положения, затрагивающие права и законные интересы граждан, рассчитанные на неоднократное применение.

Выслушав стороны, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В своём заявлении Чепрасова Н.М., оспаривая Постановление, ссылается на Феедральный заколен № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об ощих проинципах организации местного сомоупарвления в Российской Феедарции». Однако оспариваемое постановление администрации Шушенского района принято до издания данного закона, а поэтому подлежат применению нормы действовавшего в момент издания оспариваемого постановления Федерального закона от 28.08.1995 года (ред. от 21.03.2002) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно ст.7 указанного Федерального закона к вопросам местного значения относятся в том числе организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации. Органы местного самоуправления устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.

Согласно Уставу Шушенского района к компетенции районного Совета депутатов относится установление тарифов и цен на товары и услуги муниципальных унитарных предприятий (ст.24 п.1 пп.7), в то же время согласно п.2 указанной статьи данные полномочия не относятся к исключительной компетенции районного Совета.

Что касается порядка вступления в силу правовых актов главы районного самоуправления, то согласно ст.17 п.3 Устава нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не указан более поздний срок их вступления в силу.

Оспариваемый нормативно-правовой акт на момент рассмотрения дела в суде опубликован 29 июля 2011 года в Ведомостях Шушенского района №19, поэтому не может быть признан судом недействительным.

Что касается применения его положений до опубликования, то истица вправе обратиться в суд в порядке искового производства с заявлением о восстановлении нарушенного права.

На момент возникновения отношений распределение в сфере теплоснабжения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществлялось, в частности, на основании Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (утратил силу с 1 января 2011 года), которым регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию рассматривалось как государственная функция, предполагающая административно-властное воздействие на участников гражданского оборота.

Соответственно, реализация данной функции возлагалась названным Федеральным законом на органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации: Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов уполномочивались на установление основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, утверждение правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (абзацы третий, четвертый и тридцатый части первой статьи 5); в свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводили тарифы на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, руководствуясь при этом основами ценообразования на тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (абзацы четвертый и пятый части первой, часть третья статьи 6).

Что касается органов местного самоуправления, то они непосредственно тарифно-регулирующими полномочиями в области теплоснабжения Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не наделялись и обеспечивали организацию теплоснабжения населения иными установленными законом способами. Из этого же исходил Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в тот период, прямо исключавший регулирование органами местного самоуправления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения (пункт 4.1 части 1 статьи 17).

Аналогичным образом указанные полномочия в сфере теплоснабжения распределены и вступившим в силу в полном объеме с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (статьи 4 - 7) в нормативном единстве с соответствующими предписаниями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в действующей редакции. Тем самым функция регулирования тарифов на услуги теплоснабжающих организаций возлагается на Российскую Федерацию и субъекты Российской Федерации совместно, при том что именно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают подлежащие применению тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в рамках предельных уровней тарифов, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Таким образом, утверждение заявителя о том, что тарифы утверждены без соответствующего экономического расчета и обоснования на законе не основаны.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197, 253 ГПК РФ суд -

Р е ш и л :

В иске Чепрасовой Н.М. о признании противоречащим Федеральному законодательству и недействующим с момента принятия Постановления администрации Шушенского района от 18 июня 2003 г. № 450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Шушенский районный суд.

На 08.11.2011 года решение не вступило в законную силу.

Судья Н.П.Шимохина