Решение по делу № 2-391/2011



Дело № 2-391/2011года

решение

Именем Российской Федерации

17 октября 2011 года п.Шушенское

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Шимохина Н.П.

при секретаре Скажутиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Казанцевского сельсовета о признании бездействия органа местного самоуправления администрации Шушенского района в части утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Казанцевского сельсовета,

установил:

Администрация Казанцевского сельсовета обратилась в суд с заявлением на бездействие администрации Шушенского района по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Казанцевского сельсовета в населенных пунктах: село Казанцево, дер. Нижняя Коя, дер. Лыткино, дер. Козлово, просит обязать администрацию Шушенского района устранить в полном объеме допущенные нарушения путем утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Казанцевского сельсовета в населенных пунктах: село Казанцево, дер. Нижняя Коя, дер. Лыткино, дер. Козлово в местах, определенных для размещения ТБО, ежемесячно в срок с 01 марта по 01 ноября каждого текущего года.

Свои требования администрация Казанцевского сельсовета мотивировала тем, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, также в соответствии с Уставом Шушенского района организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов входят в круг вопросов местного значения муниципального образования «Шушенский район».

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06,1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства» (в редакции Федерального закона от 09.05.2005 года № 45-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

03.02.2011 года администрация Казанцевского сельсовета обратилась с обращением (исх. № 83) на имя Главы администрации Шушенского района А.И. Чернявского о выполнении полномочий муниципального района по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Казанцевского сельсовета.

14.02.2011 года за № 09-02-36-271 поступил ответ о вывозе бытовых отходов и мусора для его последующего захоронения и утилизации на свалку п. Шушенское.

11.03.2011 года администрация Казанцевского сельсовета вновь обратилась с обращением (исх. № 179) на имя Главы администрации Шушенского района А.И. Чернявского о необходимости в срок до 01 апреля 2011 года произвести утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Казанцевского сельсовета, а именно на имеющихся местах размещения ТБО в населенных пунктах: село Казанцево, дер. Нижняя Коя, дер. Лыткино, дер. Козлово, в указанный срок в связи с тем, что имеющиеся места для размещения ТБО на территории Казанцевского сельсовета переполнены и дальнейший вывоз ТБО на данные места невозможен.

15.03.2011 года № КУМИ-2-701 поступил ответ об осуществлении вывоза отходов и мусора из населенных пунктов Казанцевского сельсовета на полигон ТБО п. Шушенское.

В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природного, санитарного законодательства.

Несоблюдение вышеуказанных конституционных требований и вышеуказанных требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Переполнение и несвоевременная утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в местах складирования ТБО является в весеннее время потенциально опасными в ветеринарном отношении и могут представлять грозу распространения инфекционных заболеваний общих для человека и животных, жителей населенных пунктов Казанцевского сельсовета.

Подземные грунтовые воды в период весеннего таяния, в случае попадания в них опасных веществ, могут явиться причиной заражения населения Казанцевского сельсовета.

В целях предотвращения вышеуказанных последствий, в связи с тем, что орган местного самоуправления в лице администрации Шушенского района проявляет бездействие по выполнению своих прямых вопросов местного значения по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Казанцевского сельсовета администрацией Казанцевского сельсовета была достигнута договоренность с СППК «Оя» - руководитель Е.В. Дятлов, который имеет всю необходимую технику по зачистке бытовых и промышленных отходов в населенных пунктах Казанцевского сельсовета, подготовлен проект договора и передан 25.03.2011 года для рассмотрения и подписания в администрацию Шушенского района, до настоящего времени вышеуказанный договор не подписан, к утилизации бытовых и промышленных отходов на территории Казанцевского сельсовета администрация Шушенского района не приступила.

Согласно п. 4 ч. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности,
возложенной на них нормативными правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц.

Обязанность по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории района возложена на муниципальное образование «Шушенский район»: п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства» (в редакции ФЗ № 45 от 09.05.2005 года); Уставом Шушенского района.

В судебном заседании представитель заявителя глава администрации Казанцевского сельсовета Тонких А.Н. заявленные требования поддержал, мотивируя изложенным в заявлении, при этом пояснил, что земельные участки для складирования ТБО согласованы с администрацией района. В настоящее время данные свалки переполнены, администрация района отказывается утилизировать ТБО на них и предлагает осуществлять их вывоз на полигон, который находится в п. Шушенское, и согласно документации рассчитан на 24 тысячи человек, то есть для населения поселка, а не района.

Представитель администрации Шушенского района Быков Е.В., действующий по доверенности, заявленные требования считает необоснованными, указывая на то, что согласно действующему законодательству на органы местного самоуправления возложена обязанность по утилизации и переработке промышленных отходов со свалок и полигонов, организованных в соответствии с законом и оформленных надлежащим образом. Так как свалки на территории Казанцевского сельсовета не соответствуют санитарным нормам, главе администрации Казанцевского сельсовета было предложено производить вывоз бытовых отходов и мусора на полигон ТБО, расположенный в п. Шушенское в районе птицефабрики. Для эксплуатации существующего полигона ТБО в п. Шушенское, администрация Шушенского района передала в аренду указанный земельный участок ООО «Жилкомхоз». Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к ведению Казанцевского сельсовета.

Выслушав стороны, изучив доводы, изложенные в заявлении администрации Казанцевского сельсовета, представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления администрации Казанцевского сельсовета.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 3 ФЗ N 7 "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 7 данного Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичные обязанности на сельские муниципальные образования возложены ст. ст. 14 и 15 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ".

В силу ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно правовыми актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного значения.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно представленным доказательствам постановлением администрации Казанцевского сельсовета № 25 от 26.02.2007 года определены места для складирования твердых бытовых отходов (мусора) на территории Казанцевского сельсовета: в с. Казанцево, ул. Ленина, 137г, в д. Нижняя коя, урочище «Глубокий лог», в д. Лыткино, урочище «Длинный лог». Жителям д. Козлово, Чихачево производить вывозку твердых бытовых отходов на полигон с. Казанцево транспортным средством сельсовета.

Постановлением администрации Шушенского района № 1016 от 03.09.2007 г. утвержден проект границ земельного участка из земель населенных пунктов, имеющий адресный ориентир: Шушенский район, Сю Казанцево, ул. Ленина, 137г, занимаемый полигоном для размещения твердых бытовых отходов.

Согласно акту выбора и обследования земельного участка под строительство от октября 2003 года земельный участок в с. Казанцево пригоден для строительства полигона твердых бытовых отходов и скотомогильника. Согласно аналогичных актов от марта 1998 года земельные участки в д. Нижняя Коя и д. Лыткино пригодны для строительства свалки.

Акты выбора подтверждены схемами, определено месторасположение и ориентиры указанных свалок и полигона.

Таким образом, земельные участки, расположенные в с. Казанцево, д. Нижняя Коя и д. Лыткино, отведены под строительство свалок и полигона.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила") полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов.

Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН.

Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.

Согласно заключению Шушенского филиала ГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (межрайонный) в г. Минусинске, в Минусинском и Шушенском районах» от 16.01.2011 г. условия изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов Казанцевской сельской администрации (полигоны твердых бытовых отходов в с. Казанцево, с. Лыткино, с. Козлово, с. Н-Коя) не соответствуют требованиям действующих санитарных норм и правил (ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»).

Согласно заключению по геолого-гидрогеологическим условиям участка под складирование тверды бытовых отходов для с. Лыткино от 12.03.2001 г. Минусинской гидрогиологической партии, складирование ТБО на данном участке негативного влияния на подземные воды не окажет. Для дальнейшего складирования ТБО на существующей свалке необходимо: сбуртовать скопившиеся ТБО, провести планировку и обвалование территории свалки, по периметру свалки пройти нагорные канавы для отвода талых и ливневых вод.

Согласно заключению по геолого-гидрогеологическим условиям участка под складирование тверды бытовых отходов для с. Казанцево от 12.03.2001 г. Минусинской гидрогеологической партии, ТБО рекомендуется складировать в заброшенной песчано-гравийный карьер глубиной около 7 м., находящийся в 150 м. от существующей свалки. При этом необходимо выполнить ряд мероприятий по защите грунтовых и поверхностных вод: по дну и бортам карьера предусмотреть защитный экран из глинистых грунтов, сбуртовать в карьер послойно скопившийся ТБО, по периметру карьера сделать обвалование и нагорные канавы для отвода талых и ливневых вод, исключить на свалке складирование навоза.

В соответствии с заключением № К-277 от 16.12.2003 г. проведенной ГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (межрайонный) в г. Минусинске, в Минусинском и Шушенском районах», на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы установлено, что отводимый земельный участок под строительство скотомогильника и полигона для твердых бытовых отходов в с. Казанцево Шушенского района не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (п.п. 4.4, 2.26) и их размещение на указанном земельном участке может оказать неблагоприятные условия для проживания и труда населения, в связи с этим не рекомендуется для выдачи положительного санитарно-эпидемиологического заключения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Таким образом, судом установлено, что на территории Казанцевского сельсовета существующие полигоны ТБО не соответствуют требованиям санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 (гигиенические требования устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов).

В нарушении п. 2.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16) санитарно-эпидемиологические заключения на размещение бытовых отходов на земельных участках на территории Казанцевского сельсовета, предполагаемых для занятия полигоном ТБО, отсутствует, акта сдачи полигона ТБО в эксплуатацию не имеется.

Имеющиеся на территории Казанцевского сельсовета свалки являются несанкционированными, у администрации Шушенского района нет законных оснований для утилизации и переработки бытовых отходов и мусора на указанных свалках, в связи с чем требования администрации Казанцевского сельсовета удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.258,197-199 ГПК РФ, -

решил:

Заявление администрации Казанцевского сельсовета о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления администрации Шушенского района в части утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Казанцевского сельсовета в населённых пунктах: с.Казанцево, д.Нижня Коя, д.Лыткино, д.Козлово и возложении обязанности на администрацию Шушенского района устранить в полном объёме допущенные нарушения путём утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Казанцевского сельсовета в населённых пунктах: с.Казанцево, д.Нижняя Коя, д.Лыткино, д.Козлово в местах, определяемых для размещения ТБ ежемесячно в срок с 1 марта по 1 ноября каждого текущего года оставить без удовлетворения.

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шушенский районный суд.

На 28 ноября 2011 года решение в законную силу не вступило.

Судья: Н.П. Шимохина