Дело № 2-89/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Шушенское 25 января 2012 года Судья Шушенского районного суда Красноярского края Ерофеева Ж.В. при секретаре Лисовенко Н.В. с участием помощника прокурора Шушенского района Смирновой О.М. (по поручению) истицы Шувариковой Г.А. представителя ответчика администрации Шушенского района Ельциной С.Р. представителя третьего лица органа опеки и попечительства Шушенского района Тишкиной Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шушенского района в интересах Шуварикова ГА к администрации Шушенского района о возложении обязанности предоставить жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шушенского района в интересах Шувариковой Г.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Шушенского района, в котором просил возложить на администрацию Шушенского района обязанность предоставить Шувариковой Г.А. по договору социального найма жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма. Свои требования прокурор Шушенского района мотивировал тем, что Шуварикова Г.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, отец лишен родительских прав. Шуварикова Г.А. не имеет закрепленного жилья и жилья в собственности. В соответствии с ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти по месту жительства вне очереди должны обеспечить Шуварикову Г.А. жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Данное положение закреплено так же и в ч.2 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка». Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений данным категориям граждан устанавливаются Губернатором Красноярского края. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» учет указанных категорий граждан, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края. В соответствии с п.2 Приложения 4 данного Указа органы местного самоуправления муниципальных районов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований края в порядке, установленном ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. При этом законодательством не оговорено, что обязательным условием предоставления жилого помещения указанной категории граждан является решение краевой комиссии по учету либо нахождение на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края. Кроме того, решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей оформляются протоколом и носят рекомендательный характер. На 2011 год Законом Красноярского края от 09.12.2010 года № 11-5419 «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» введен в действие Закон Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», по которому переданные государственные полномочия включают в себя: - приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; - предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»; - приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент проведения прокуратурой Шушенского района проверки Шуварикова Г.А. закончила обучение, не работает. Учитывая, что Шуварикова Г.А. находится в тяжелом материальном положении, не имеет средств на оплату квалифицированной юридической помощи, прокурор в ее интересах обращается с указанным иском в суд (л.д.2-4). В судебном заседании помощник прокурора Шушенского района Смирнова О.М. исковые требования к администрации Шушенского района поддержала, суду пояснила, что Шуварикова Г.А. на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края не стоит, документы о постановке на учет в Министерство не направлялись. К настоящему времени Шуварикова Г.А. достигла возраста <данные изъяты>. Однако, отсутствие Шувариковой Г.А. на учете в Министерстве, ее возраст (старше 23 лет) не являются основаниями для отказа в иске, поскольку Законом Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусмотрено приобретение и предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте старше 23 лет на основании судебных решений. Истица Шуварикова Г.А. иск поддержала, суду пояснила, что остро нуждается в жилье. Ее мать умерла, отец лишен родительских прав. С детства воспитывалась в школе-интернате, потом училась в училище. В настоящее время она беременная, официально не замужем, не работает, ожидает рождения ребенка, проживает у знакомых в холодной времянке, временно у знакомых зарегистрирована по месту пребывания. Представитель ответчика администрации Шушенского района Ельцина С.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Шушенского района признала частично, пояснила, что Шуварикова Г.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, однако у администрации Шушенского района отсутствуют собственные денежные средства для приобретения Шувариковой Г.А. жилья. Представитель администрации Шушенского района просила в решении суда указать источником финансирования средств на приобретение Шувариковой Г.А. жилого помещения краевой бюджет. Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Управления образования администрации Шушенского района Тишкина Т.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, пояснила, что Шуварикова Г.А. закрепленного жилья не имеет, в возрасте до 23 лет не обратилась с просьбой о постановке на учет, до настоящего времени жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма не имеет, сама обратиться в суд не смогла, находится в тяжелом материальном положении. Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, по электронной почте предоставил суду отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что Шуварикова Г.А. в Министерство с заявлением для постановки на учет не обращалась. В настоящее время оснований для постановки на учет нет, так как Шувариковой Г.А. исполнилось <данные изъяты>. В случае признания Шувариковой Г.А. малоимущей она вправе обратиться в администрацию Шушенского района и претендовать на улучшение жилищных условий по договору социального найма (л.д.25). Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с п.2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно абзаца 2 ч.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. В соответствии с ч. 2 ст.17 Закона Красноярского края "О защите прав ребенка" дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края. Согласно ст.1 Закона Красноярского края (в ред. от 01 декабря 2011 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края "О защите прав ребенка". В силу п.2 ст.1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с п.1 настоящей статьи, включают в себя, в частности, приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, региональным законодательством государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, а также лиц в возрасте старше 23 лет, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, делегированы органам местного самоуправления районов. Согласно Приложению № 4 к Указу Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма. В соответствии со ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, жилые помещения предоставляются по месту жительства. Местом жительства, согласно ч.1 ст.20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Фактическим местом жительства Шувариковой Г.А. является <адрес> <адрес>. Шуварикова Г.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> временно по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21). Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» обязанность по осуществлению учёта данной категории лиц возложена на Министерство образования и науки Красноярского края. В отзыве Министерства образования и науки Красноярского края от 20 января 2012 года говорится, что документы на Шуварикову Г.А. для постановки на учет нуждающихся в жилье в Министерство не поступали. В настоящее время постановка на учет невозможна, так как Шувариковой Г.А. более 23 лет. Данное обстоятельство не является препятствием для внеочередного предоставления жилого помещения Шувариковой Г.А. по договору социального найма, поскольку действующим законодательством, в частности, Законом края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусмотрена возможность предоставления жилых помещений на основании решений судебных органов лицам старше 23 лет при условии, если эти лица ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имели и не имеют жилья. Из документов, приобщенных к материалам гражданского дела, следует, что Шуварикова Г.А. ранее относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Шуварикова Г.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Шушенского района Красноярского края (л.д.7). Решением Шушенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец Шувариковой Г.А. лишен родительских прав (л.д.10). Постановлением администрации Шушенского района от 01 июня 1996 года № 525 в связи с тем, что отец лишен родительских прав, а мать длительное время находится на лечении в больнице, Шуварикова Г.А. определена в школу-интернат на полное государственное обеспечение (л.д.9). Мать Шувариковой Г.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, на что указывает свидетельство о смерти (л.д.11). Согласно справке директора КГКОУ «Шушенский детский дом № 1» от 05 декабря 2011 года Шуварикова Г.А. являлась воспитанником детского дома, находилась на полном государственном обеспечении ДД.ММ.ГГГГ, выбыла в ПУ-44 п.Шушенское (л.д.23). По данным архива Шушенского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» за Шувариковой Г.А. и ее родителями зданий, сооружений и их частей на территории Шушенского района не числится (л.д.16-18). По данным Шушенского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности на объекты недвижимого имущества за Шувариковой Г.А. и ее родителями не зарегистрированы (л.д. 13-15). Согласно справке администрации Шушенского района от 02 декабря 2011 года Шувариковой Г.А., ее родителям жилое помещение на территории Шушенского района по договору социального найма не предоставлялось (л.д. 12). Учитывая, что Шуварикова Г.А., достигшая к моменту рассмотрения дела в суде <данные изъяты>, ранее относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает на территории Шушенского района, собственного жилья не имеет, по месту проживания органами местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлялось, на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края не стоит по независящим от нее причинам, хотя в силу своего статуса могла стоять на таком учете, Шуварикова Г.А. вправе претендовать на жилое помещение вне очереди по договору социального найма на территории муниципального образования «Шушенский район». Абзацем 3 ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Пунктом «а» статьи 2 Закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» определено, что уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции обязаны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Согласно статье 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Вопросы финансирования государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, относятся к сфере межбюджетных отношений. Эти вопросы не должны касаться права Шувариковой Г.А. на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, поэтому указание источника финансирования, за счет которого будет предоставлено жилое помещение Шувариковой Г.А., в судебном решении не является обязательным. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию Шушенского района предоставить Шуварикова ГА по договору социального найма жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд. На 27 января 2012 года решение не вступило в законную силу. Решение в окончательной форме изготовлено 26 января 2012 года. Судья Ж.В. Ерофеева