Решение по делу № 2-73/2012



Дело № 2-73/2012

решение

Именем Российской Федерации

19 января 2012 года п. Шушенское

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Мальцева Л.Н.

с участием помощника прокурора Шушенского района Смирновой О.М. (по поручению),

истца А.

представителя ответчика администрации Шушенского района Быкова Е.В., действующего по доверенности № 06-07 от 28.12.2011,

представителя Управления образования администрации Шушенского района Масловой В.В., действующей по доверенности от 14.12.2011,

при секретаре Карабатовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шушенского района в интересах А. к администрации Шушенского района, третьему лицу Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Прокурор Шушенского района обратился в суд с иском в интересах А. к администрации Шушенского района, в котором просил возложить обязанность на администрацию Шушенского района предоставить А. по договору социального найма жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Свои требования мотивировали тем, что А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители: мать - р1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - р2 решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. На основании постановления администрации Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ , несовершеннолетняя А. была передана под опеку опекуну Н.А. и п. 4 данного постановления за ней было закреплено жилье по адресу: <адрес>. Пи проведении проверки по заявлению А. установлено, что правоустанавливающие документы на жилое помещение по вышеуказанному адресу отсутствуют, оснований закрепления не имелось, кроме того, за период проживания несовершеннолетних в государственных учреждениях жилое помещение приведено в состояние не пригодное для проживания. ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес администрации направлен протест на п. 4 постановления администрации Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ , который был удовлетворен и п. 4 исключен. На сегодняшний день А. не имеет закрепленного жилья и жилья в собственности.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», А. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на имущество и жилое помещение. Органы исполнительной власти края должны обеспечить А. по месту ее жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Данное положение закреплено также и в ч.2 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 (ред. от 09.12.2010) «О защите прав ребенка». Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений данным категориям граждан устанавливаются Губернатором Красноярского края. При этом, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», учет указанных категорий граждан, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края. В соответствии с п. 2 приложения № 4 данного Указа органы местного самоуправления муниципальных районов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. При этом, не оговорено законодательством, что обязательным условием предоставления жилого помещения указанной категории граждан является решение краевой комиссии по учету либо нахождение на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края. Согласно п. 5.3. «Положения о краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения», являющегося приложением № 3 к Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг – «Решение Комиссии оформляется протоколом и носит рекомендательный характер». На 2011 год Законом Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5419 «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» - Закон Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 (в ред. от 11.11.2010) - «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», по которому переданные государственные полномочия включают в себя, в том числе приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учитывая, что А. находится в тяжелом материальном положении, не имеет средств на оплату квалифицированной юридической помощи, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор вправе в ее интересах обратиться с указанным иском в суд.

Прокурор Шушенского района в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истица А. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила суду, что в настоящее время она работает, жилым помещением не обеспечена.

Представитель ответчика администрации Шушенского района Быков Е.В. в судебном заседании

Представитель органа опеки и попечительства Управления образования администрации Шушенского района Маслова В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования считает законными и обоснованными.

Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу абз. 3 ст. 8 вышеназванного ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (в редакции от 21.12.2010) «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Согласно Приложению № 4 к Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 N 25-уг (в редакции от 05.03.2010) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (в редакции от 21.12.2010) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на 2010-2011 годы исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 «О защите прав ребенка».

В силу п.2 ст.1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с п.1 настоящей статьи, включают в себя:

а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;

б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»;

в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень муниципальных образований края, исполнительно-распорядительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к Закону края от 24 декабря 2009 года № 9-4225.

Муниципальное образование «Шушенский район» входит в указанный перечень.

На основании ст. 2 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (в редакции от 21.12.2010) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Согласно свидетельству о рождении А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес> <адрес>, указаны: отец – р2, мать – р1 (л.д. 7).

Мать р1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> РФ, умерла ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти , выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

Заочным решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ р2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лишен родительских прав в отношении <данные изъяты> А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дети переданы на попечение органа опеки и попечительства. Решение вступило в законную силу 13 ноября 2003 года (л.д. 11-12).

А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как лишилась родительского попечения до достижения возраста совершеннолетия.

Постановлением администрации Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ Н.А. назначена опекуном над несовершеннолетней Н., попечителем над А. А., а в соответствии с пунктом 4 за несовершеннолетними закреплено право проживания по адресу: <адрес> (л.д. 9).

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес> не пригоден для проживания, т.к. не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению (л.д. 15).

Постановлением администрации Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ из постановления администрации Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ исключен п. 4 (л.д. 10).

Отсутствие права собственности на жилые помещения на территории Шушенского района за А., р1, р2 подтверждается уведомлениями Шушенского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщениями Шушенского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-19, 20-22).

Сведения об отсутствии за А., р1, р2 жилого помещение по договору социального найма на территории Шушенского района подтверждаются справками администраций Шушенского района и Субботинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 23-25).

В краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, А. не обращалась.

Отсутствие А. на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края не лишает ее права на внеочередное получение жилья.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющих жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением администрации Шушенского района от 16 мая 2005 года № 262 установлена норма площади жилого помещения для предоставления из муниципального жилищного фонда Шушенского района по договору социального найма в размере 15 кв. м. общей площади на каждого члена семьи.

Согласно ст. 4 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (в редакции от 21.12.2010) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

В приложении № 2 к указанному Закону утверждена «Методика определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», согласно которой общий объем субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, определяется по формуле, где используется показатель количества детей, состоящих на учёте, которым планируется предоставить жильё в 2011 году, а также указывается муниципальное образование.

Согласно ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Вопросы о предоставлении денежных средств для исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, относятся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ.

Физическое лицо (гражданин) в силу ст. 1 и ст. 152 Бюджетного кодекса РФ субъектом бюджетных отношений не является.

Порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован приведёнными выше краевыми законами, обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления.

Обязанность предоставить А. благоустроенное жилое помещение применительно к условиям муниципального образования «Шушенский район» с учётом нормы предоставления по договору социального найма необходимо возложить на администрацию Шушенского района.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию Шушенского района Красноярского края предоставить А. благоустроенное применительно к условиям Шушенского района жилое помещение на территории муниципального образования «Шушенский район» по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв.м.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение тридцати дней со дня его изготовления в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Шушенский районный суд.

Решение на 30.01.2012 года не вступило в законную силу.

Председательствующий Л.Н. Мальцева