Дело № 2-14/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п.Шушенское 26 января 2012 года Судья Шушенского районного суда Красноярского края Ерофеева Ж.В. при секретаре Лисовенко Н.В. с участием помощника прокурора Шушенского района Смирновой О.М. (по поручению) представителя ответчика администрации Шушенского района Ельциной С.Р. представителей третьих лиц администрации п.Шушенское Мальцева С.Н. администрации Казанцевского сельсовета Тонких А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шушенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шушенского района о возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шушенского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шушенского района, в котором первоначально просил обязать администрацию Шушенского района привести в соответствие с требованиями, предъявляемыми в области охраны окружающей природной среды места для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Казанцевский сельсовет». Свой иск прокурор обосновал тем, что на территории муниципального образования «Казанцевский сельсовет» в селе Казанцево, д.Нижняя Коя, д.Лыткино, д.Козлово имеются неоформленные в установленном законодательстве порядке места для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, отсутствует проектная документация и правоустанавливающие документы на земельный участок, места не огорожены, в то время как в соответствии с п.14 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими норами действующего законодательства к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Несанкционированные места для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов представляют угрозу распространения инфекционных заболеваний. По данному вопросу администрация Казанцевского сельсовета неоднократно обращалась с заявлениями в администрацию Шушенского района, однако мер до настоящего времени не принято (т.1 л.д.3-5). 26 сентября 2011 года прокурор исковые требования уточнил, просил суд обязать администрацию Шушенского района организовать в соответствие с требованиями, предъявляемыми в области охраны окружающей природной среды места для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Казанцевский сельсовет» (т.1 л.д.112-113). 23 декабря 2011 года прокурор исковые требования уточнил, просил обязать администрацию Шушенского района организовать в соответствие с требованиями, предъявляемыми в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического законодательства места для утилизации и переработки бытовых отходов, образуемых на территории муниципального образования «Казанцевский сельсовет» (т.2 л.д.1-2). В судебном заседании помощник прокурора Шушенского района Смирнова О.М. требования прокурора с учетом последних уточнений поддержала, суду пояснила, что до 2011 года бытовые отходы, образуемые на территории Казанцевского сельсовета, утилизировались самим Казанцевским сельсоветом в пределах денежных средств субвенций, выделяемых администрацией района на эти цели в рамках Соглашений между Муниципальным образованием «Шушенский район» и муниципальным образованием «Казанцевский сельсовет» о передаче поселению полномочий района по организации утилизации отходов. В исковом заявлении прокурор ведет речь не о временных свалках, не обустроенных в соответствии со СНиПами и эксплуатируемых с отклонениями, а об обустроенных в соответствии с требованиями, предъявляемыми в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического законодательства местах утилизации и переработки бытовых отходов - полигонах. На территории Казанцевского сельсовета до настоящего времени таких мест нет, имеются свалки, эксплуатация которых не соответствует санитарным нормам. Для бытовых отходов, образуемых на территории Казанцевского сельсовета, администрацией Шушенского района в настоящее время предложено 2 полигона, находящихся в п.Шушенское, однако такие предложения не отвечают требованиям действующего законодательства. А именно, отсутствуют документы о принадлежности администрации Шушенского района этих полигонов, нет документов о вводе полигонов в эксплуатацию, нет данных о соответствии полигонов нормам санитарно-эпидемиологического законодательства. Администрация района не предоставила суду документов, на основании которых она может распоряжаться этими полигонами, предоставлять их Казанцевскому сельсовету под складирование бытовых отходов. Один из полигонов в п.Шушенское не действует, находится под водой. Другой действующий полигон предназначен для отходов, образуемых на территории муниципального образования «Поселок Шушенское», рассчитан на количество жителей поселка. Представитель администрации поселка Шушенское возражает, чтобы на этот полигон вывозились бытовые отходы с территории Казанцевского сельсовета. Кроме того, администрацией Шушенского района не издано нормативно-правового акта по вопросу утилизации отходов, образуемых на территории Казанцевского сельсовета. Письма главы администрации нормативными правовыми актами не являются. Представитель третьего лица Администрации Казанцевского сельсовета Тонких А.Н. иск прокурора с учетом уточнений поддержал, суду пояснил, что население Казанцевского сельсовета составляет 3100 человек. На территории Казанцевского сельсовета 4 населенных пункта - д.Лыткино, д.Нижняя Коя, д.Козлово, с.Казанцево. У администрации Казанцевского сельсовета имеется специальная машина для сбора и вывоза мусора, но куда возить мусор, неизвестно. С 2007 года по 2010 годы возили мусор в места, которые расположены недалеко от этих деревень на свалки, носящие временный характер, поскольку свалки не оборудованы в соответствие с санитарными нормами. Там же мусор утилизировали на деньги, выделяемые администрацией района в рамках переданных полномочий по Соглашениям. Но этих денег каждый год районом выделялось недостаточно. По причине недостаточного финансирования в 2011 году Казанцевский сельсовет отказался заключать с администрацией Шушенского района соглашения. С 01 января 2011 года мусор вывозится на прежние свалки Казанцевского сельсовета у д.Лыткино, д.Нижняя Коя, д.Козлово, с.Казанцево, так как других мест нет, мусор скапливается, но места этих свалок администрацией района не зачищаются уже больше года. Администрация Шушенского района не стала утилизировать бытовые отходы, скопившиеся на этих свалках, предложила Казанцевскому сельсовету возить их на полигон в п.Шушенское. Однако, предложения администрации Шушенского района возить бытовые отходы на полигон в п.Шушенское являются нереальными. Один полигон п.Шушенское залит водой, не действует, другой полигон функционирует, но находится в пределах населенного пункта п.Шушенское, что противоречит нормам действующего законодательства. Кроме того, на вывоз мусора только в одну сторону от д.Лыткино до действующего полигона в п.Шушенское придется преодолевать каждый день 26 км, от д.Нижняя Коя - 18 км., от д.Козлово 10 км, от с.Казанцево – 7 км. Представитель третьего лица администрации п.Шушенское Мальцев С.Н. исковые требования прокурора с учетом уточнений поддержал, суду пояснил, что население муниципального образования «Поселок Шушенское» около 18000 человек. Полигоны, на которые администрацией Шушенского района предложено возить мусор из Казанцевского сельсовета, находятся в границах населенного пункта п.Шушенское, что не соответствует нормам действующего законодательства. Полигоны должны находиться за пределами населенных пунктов. Полигоны муниципальному образованию «Поселок Шушенское» не принадлежат. Отсутствуют документы о том, что полигоны находятся на чьем-то балансе. Бытовые отходы поселка Шушенское вывозятся на действующий полигон п.Шушенское по договору с МУП «Коммунальное хозяйство». Представитель ответчика администрации Шушенского района Ельцина С.Р. иск не признала, суду пояснила, что Положение об организации утилизации (захоронения) бытовых и промышленных отходов на территории Шушенского района не принято, находится в стадии разработки. Свалки в с.Казанцево, д.Лыткино, Нижняя Коя, Козлово не оборудованы в соответствии санитарными нормами, поэтому администрация района отказалась утилизировать отходы в местах этих свалок. В 2011 году письмом главы администрации Шушенского района А.И. Чернявского главе администрации Казанцевского А.Н. Тонких предложено вывозить мусор на действующий полигон п.Шушенское. Этот полигон находится в 7 км. от села Казанцево, соответствует требованиям действующего законодательства. Представитель третьего лица Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил суду письменный отзыв, в котором просил исковые требования прокурора Шушенского района удовлетворить. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как-то устройство и содержание полигонов для твердых бытовых отходов, не относится к вопросам местного значения поселений. Это полномочие относится к вопросам местного значения районов, что подтверждается подп. 14 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Абзацем 2 части 4 статьи 15 указанного закона определено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. Заключение соглашений является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. В области организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов между главой Шушенского района А.Г. Керзиком и главой Казанцевского сельсовета А.Н.Тонких заключались соответствующие соглашения о передаче полномочий на период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2010 года (т.1 л.д.43- 61). На период 2011 и текущий период 2012 года таких соглашений не заключено (т.1 л.д.10-13, 36). Следовательно, администрация Шушенского района на указанный период (2011, 2012 годов) обязана сама организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образуемых на территории Казанцевского сельсовета. Представитель администрации Шушенского района С.Р.Ельцина как на меру по решению данного вопроса ссылается на письмо главы администрации Шушенского района А.И.Чернявского главе администрации Казанцевского сельсовета А.Н.Тонких от 15 марта 2011 года № КУМИ-2-701 «О вывозе отходов». В этом письме глава администрации района напоминает главе Казанцевского сельсовета о том, что полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений и предлагает осуществлять вывоз отходов и мусора из населенных пунктов Казанцевского сельсовета на действующий полигон ТБО вблизи п.Шушенское, расположенный в 7 км. от села Казанцево, предварительно заключив договор с ООО «Жилкомхоз» (т.1 л.д.14). Частью 6 статьи 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 36 Устава Шушенского района определено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения. Муниципальный правовой акт по вопросам организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Шушенского района до настоящего времени отсутствует. Муниципальное образование Шушенский район до настоящего времени ограничивается заключением с поселениями соглашений о передаче полномочий. Между тем, такие соглашения заключаются на добровольных началах. Это означает, что с теми муниципальными образованиями, с которыми соглашения не заключены, вопросы организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, муниципальным районом не решены. Муниципальным образованием Шушенский район не решены вопросы относительно утилизации и переработки бытовых отходов и мусора, образуемых на территории муниципального образования «Казанцевский сельсовет». Указанное выше письмо главы администрации Шушенского района А.И.Чернявского не является постановлением, носит рекомендательный характер, не относится к муниципальному правовому акту. Об отсутствии решения данного вопроса свидетельствует письмо главы администрации Шушенского района А.И. Чернявского и.о.прокурора Шушенского района Е.В.Карабатову от 30 марта 2011 года № КУМИ -2-20пр, из которого следует, что главе Казанцевского сельсовета А.Н.Тонких предложено вывозить отходы из населенных пунктов сельсовета на один из действующих полигонов (т.1 л.д.16). В письме и.о.прокурора Шушенского района Е.В.Карабатову глава администрации района А.И. Чернявский сообщает, что на территории района (вблизи п.Шушенское) имеются два действующих полигона ТБО площадью 2,29 га. и 2,40 га, соответствующих требованиям законодательства (т.1 л.д.16). В соответствии с п.2.1, 2.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. В соответствии с ответом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю территориального отдела в г.Минусинске от 13 декабря 2011 года с начала образования (с 2005 года) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по октябрь 2011 года санитарно-эпидемиологические заключения на земельные участки для строительства полигонов твердых бытовых отходов по Шушенскому району не выдавались. На действующей свалке ТБО в п.Шушенское (в 3 км. северо-восточнее п.Шушенское) отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии (несоответствии) деятельности по временному хранению, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности. Санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность по отходам 1-4 классов опасности в других населенных пунктах Шушенского района не выдавались (т.1 л.д.163). Представителем администрации Шушенского района Е.В.Быковым в судебном заседании 19 декабря 2011 года предоставлен техно-рабочий проект свалки в п.Шушенское за 1981 год, в нем имеется заключение представителя санитарного надзора от 30 ноября 1982 года по выбору и отводу земельных участков под строительство свалки (т.1 л.д.171-174). Из пояснений представителя администрации Шушенского района Е.В.Быкова следует, что этот проект и заключение представителя санитарного надзора относится к земельному участку с кадастровым номером 24:42:0100001:121, на котором находится действующий полигон. Из пояснений представителя администрации Шушенского района Тонких А.Н. следует, что это документы на бывшую свалку п.Шушенское, которая в настоящее время уже закрыта. Представителем ответчика администрации Шушенского района Е.В.Быковым 19 декабря 2011 года предоставлен суду генеральный план полигона твердых бытовых отходов в пгт.Шушенское 2002 года (т.1 л.д.176-177). Однако, представители администрации Шушенского района Е.В.Быков и С.Р.Ельцина затруднились дать пояснения, к какому именно полигону из двух существующих в п.Шушенское относится этот генеральный план. Согласно письму Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 18 января 2012 года исх.№ 224/73 в реестре государственной собственности Красноярского края зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером 24:42:0100001:120, расположенный по адресу: п.г.т.Шушенское Шушенского района. Земельный участок с кадастровым номером 24:42:0100001:121, а также полигоны бытовых отходов, расположенные на вышеуказанных земельных участках, в реестре государственной собственности Красноярского края не зарегистрированы (т.2 л.д.15). Не находятся полигоны как специальные сооружения и в муниципальной собственности поселка Шушенское, а также нет их в муниципальной собственности муниципального образования «Шушенский район». Один из полигонов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 24:42:0100001: 120, находящимся в собственности Красноярского края, фактически находится под водой, вывоз бытовых отходов на него не осуществляется, что видно на фотоснимках, и что в судебном заседании подтвердили все лица, участвующие в деле (т.1 л.д.93, 94,95, 178). Фактические затраты на строительство полигона, не функционирующего, затопленного водой, в сумме 23999480, 18 руб. числятся на балансе Министерства строительства и архитектуры Красноярского края, что подтверждается письмом временно замещающего должность руководителя Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края Д.Н.Катышева главе администрации Шушенского района А.И.Чернявскому от 29 ноября 2011 года № 11-9332/17932 (т.1 л.д.179-180). Другой действующий полигон, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № 24:42:0100001:121, на который вывозятся бытовые отходы, образуемые на территории муниципального образования «Поселок Шушенское», находится в пределах населенного пункта поселок Шушенское, что подтверждается пояснениями представителя администрации п.Шушенское Мальцева С.Н., не опровергнутыми представителями ответчика администрации Шушенского района Быковым Е.В. и Ельциной С.В. Земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 24:42:0100001:121 из земель населенных пунктов по договору аренды МО «Шушенский район» передан ООО «Жилкомхоз» для эксплуатации существующего полигона ТБО (т.1 л.д.167-168). Расположение полигона ТБО в поселке Шушенское противоречит требованиям ч.5 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», по которой запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов. Указанные полигоны не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов. В силу ч.7 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии со ст.8 указанного закона и подп.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Администрация Казанцевского сельсовета готова к осуществлению данных полномочий, имеет для этого специальный транспорт, однако, куда именно вывозить бытовые отходы для их утилизации и переработки, ей неизвестно. В настоящее время бытовые отходы, образуемые на территории Казанцевского сельсовета, вывозятся на свалки вблизи села Казанцево, деревень Лыткино, Козлово, Нижняя Коя Казанцевского сельсовета, о чем пояснил глава Казанцевского сельсовета А.Н.Тонких. Согласно заключению гигиенической оценки от 16 января 2003 года и.о.зам.гл.врача Шушенского филиала ГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (межрайонный) в г.Минусинске, в Минусинском и Шушенском районах Красноярского края» Т.Ю.Жицкой условия изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов Казанцевской сельской администрации в селах Казанцево, Лыткино, Козлово, Н-Коя Шушенского района не соответствуют требованиям действующего законодательства (п.1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), санитарных норм и правил - СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»: 1) Территории полигонов не разбиты на карты, размещение отходов произвольное, изоляция слоев не производится, что является нарушением п.3.5, 3.7,5.1, 5.2 СанПин 2.1.7. 1038-01; 2) Отсутствуют легкое ограждение или вал, шлагбаумы, контрольно-дезинфицирующие установки, переносные ограждения, что является нарушением п.4.3, 4.4, 5.3, 5.4 СанПин 2.1.7.1038-01; 3) Контроль за приемкой и размещением отходов не производится, что является нарушением п.5.1 СанПин 2.1.7.1038-01; 4) Отсутствует производственный контроль за эксплуатацией полигонов ТБО, что является нарушением п.6 СанПин 2.1.7.1038-01 (т.1 л.д.194). Эти места свалок подлежат закрытию или обустройству в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе санитарных норм и правил. Постановлением от 22 июля 2010 года № 571 администрация Шушенского района предоставила администрации Казанцевского сельсовета из земель населенных пунктов в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером: 24:42:2601003:370, имеющий местоположение: Шушенский район с.Казанцево ул.Ленина, 137 г общей площадью 16654 кв.м., занимаемый полигоном для размещения твердых бытовых отходов (т.1 л.д.190, 191, 192-193). По причине несоответствия данного места существующей свалки в селе Казанцево и остальных свалок в д.Лыткино, Козлово, Н-Коя санитарным нормам администрация Шушенского района отказывается утилизировать бытовые отходы, складируемые администрацией Казанцевского сельсовета в указанных местах. Планом мероприятий по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки на 2009-2014 годы в Шушенском районе, согласованным и.о.главного государственного санитарного врача по г.Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому и Шушенскому районам 09 декабря 2008 года, утвержденным главой Шушенского района 18 декабря 2008 года, обозначена проблема несоблюдения санитарного законодательства в части сбора, хранения, удаления и утилизации твердых бытовых отходов и содержания территорий населенных мест, запланировано построить централизованный полигон по захоронению твердых бытовых отходов в <адрес>, д.Козлово Казанцевского сельсовета в 2011 году (т.1 л.д.37-42). Однако, запланированные на 2011 год мероприятия Муниципальным образованием Шушенский район не выполнены. Вместо издания муниципального правового акта администрация Шушенского района ограничивается письмом рекомендательного характера о вывозе твердых бытовых отходов и мусора, образуемых на территории Казанцевского сельсовета, на полигон ТБО в п.Шушенское. Отсутствие на территории Шушенского района документально оформленного и соответствующего требованиям санитарной и экологической безопасности полигона твердых бытовых отходов констатировано в решении Шушенского районного Совета депутатов от 28 декабря 2007 года № 369-вн/с «О комплексной программе социально-экономического развития муниципального образования Шушенский район на период до 2017 года» (т.1 л.д.230). Таким образом, в отсутствие соответствующего соглашения о передаче полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов между МО «Шушенский район» и МО «Казанцевский сельсовет» на период 2011 – 2012 годов действия администрации района по предоставлению Казанцевскому сельсовету в 2010 году земельного участка в с.Казанцево для размещения твердых бытовых отходов, отказ в утилизации отходов в местах их складирования на территории Казанцевского сельсовета, направление в 2011 году письма главе администрации Казанцевского сельсовета с рекомендацией вывозить твердые бытовые отходы на полигон в п.Шушенское, отсутствие у администрации Шушенского района в собственности или в ведении полигонов ТБО, расположенных в п.Шушенское, а равно полномочий по распоряжению этими полигонами, бездействие администрации Шушенского района в плане строительства в 2011 году полигонов ТБО в с.Казанцево, д.Козлово Казанцевского сельсовета, вызывают у администрации Казанцевского сельсовета неопределенность в решении вопроса, куда именно Казанцевскому сельсовету следует вывозить бытовые отходы для их утилизации и переработки. При таких обстоятельствах муниципальное образование «Шушенский район» должным образом не решает находящиеся в его компетенции вопросы местного значения по организации утилизации и переработки бытовых отходов, образуемых на территории Казанцевского сельсовета, что влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Иск прокурора является обоснованным, подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Шушенского района организовать в соответствие с требованиями, предъявляемыми в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического законодательства места для утилизации и переработки бытовых отходов, образуемых на территории Муниципального образования «Казанцевский сельсовет». Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд. На 02.02.2012 года решение не вступило в законную силу. Председательствующий Ж.В.Ерофеева Решение суда в окончательной форме изготовлено 31 января 2012 года.