решение по делу №2-166/2012



Дело № 2-166/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Шушенское 02 марта 2012 года

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Ерофеева Ж.В.

при секретаре Лисовенко Н.В.

с участием представителя истицы адвоката Орехова Ю.П.

третьего лица Кожевниковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бочкареву ЗФ к администрации Каптыревского сельсовета о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Бочкарева З.Ф. обратилась в суд с иском к администрации Каптыревского сельсовета, в котором просила обязать администрацию Каптыревского сельсовета поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Свой иск Бочкарева З.Ф. обосновала тем, что является ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также вдовой ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

14 марта 2004 года в результате пожара уничтожена огнем принадлежащая ей на праве собственности квартира по адресу: <адрес>.

После пожара ее временно приютила дочь по адресу: <адрес>, которая намерена с семьей вселиться в указанную квартиру. Истице негде будет жить, она старый человек, нуждается в покое, не имеет своего жилья, неоднократно обращалась в администрацию Каптыревского сельсовета с просьбой поставить ее на учет в качестве нуждающегося в жилье.

Последний раз постановлением администрации Каптыревского сельсовета № 303 от 07 декабря 2011 года ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

По мнению истицы, данное постановление противоречит Указу Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в котором указано необходимым завершение до 01 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Пунктом 3 ч.1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 марта 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 ФЗ «О ветеранах». Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 01 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Истица предоставила все необходимые документы в администрацию Каптыревского сельсовета, но в постановке на учет ей отказали, рекомендовали обратиться в суд (л.д.2-3).

В судебное заседание истица Бочкарева З.Ф. не явилась, предоставила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя адвоката Орехова Ю.П. (л.д.107).

В судебное заседание представитель ответчика администрации Каптыревского сельсовета не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.

Принимая во внимание, что стороны о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации Каптыревского сельсовета, истицы Бочкаревой З.Ф. с участием ее представителя адвоката Орехова Ю.П., предоставившего суду удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истицы адвокат Орехов Ю.П. иск поддержал, суду пояснил, что Бочкаревой З.Ф. свыше 80 лет, она привыкла жить одна. Сегодня она вынуждена жить с дочерью и зятем, которые в феврале 2012 года вселились в квартиру и весной намерены эту квартиру продать. Дочь истицы Кожевникова Н.Н. заключила соглашение с агентством недвижимости о предоставлении услуги по продаже жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, покупки квартиры в <адрес> или <адрес>. Когда найдутся подходящие варианты, квартира по адресу: <адрес>, где в настоящее время живет истица Бочкарева З.Ф., будет продана, истица останется на улице. Представитель истицы убежден, что если обратиться в администрацию Каптыревского сельсовета с новым заявлением, то Бочкаревой З.Ф. опять будет отказано по причине отсутствия нуждаемости в жилье.

В судебном заседании третье лицо Кожевникова Н.Н. иск поддержала, суду пояснила, что истица Бочкарева З.Ф. приходится ей матерью. Мать Бочкарева З.Ф. с 2004 года проживает в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей дочери Кожевниковой Н.Н. на праве собственности. Мать до февраля 2012 года в квартире проживала одна. 10 дней назад Кожевникова Н.Н. вместе с мужем вселилась в свою квартиру по указанному адресу. Сейчас в квартире они проживают втроем. Третье лицо Кожевникова Н.Н. намерена свою квартиру продать, купить себе другую квартиру в <адрес> или в <адрес>. Если квартира будет продана, то ее матери Бочкаревой З.Ф. негде будет жить.

В письменном отзыве на исковое заявление глава Каптыревского сельсовета Горлов О.Н. указал, что иск не признает, 18 ноября 2011 года в администрацию Каптыревского сельсовета от Бочкаревой З.Ф. поступило заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Заявление рассмотрено 07 декабря 2011 года на комиссии по жилищным вопросам при администрации, факт нуждаемости заявительницы в улучшении жилищных условий не нашел своего подтверждения. Бочкарева З.Ф. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес> Общая площадь данной квартиры 63,6 кв.м., зарегистрированных и проживающих согласно выписки из финансово-лицевого счета от 18 октября 2011 года значится 1 человек - истица, иных лиц по данному адресу не зарегистрировано. Занимаемое ею жилое помещение представляет трехкомнатную благоустроенную квартиру, в квартире центральное отопление, вода проведена в дом, имеется слив. В соответствии с ч.2 ст.50 ЖК РФ органом местного самоуправления устанавливается норма предоставления площади жилого помещении по договору социального найма. Решением Каптыревского сельского Совета депутатов от 10 мая 2007 года № 131-н «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории МО «Каптыревский сельсовет» норма предоставления площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 10 мая 2007 года определена в следующем размере - 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. На истицу приходится 63,6 кв.м., она обеспечена общей площадью жилого помещения более нормы, принятой в МО «Каптыревский сельсовет». Истица вселена и проживает в квартире по адресу: <адрес> ведома и разрешения собственника квартиры с ДД.ММ.ГГГГ. На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ квартира принадлежит на праве собственности Кожевниковой Н.Н., которая является родной дочерью истицы. Бочкарева З.Ф. обеспечена отдельной жилой площадью, является членом семьи своей дочери (л.д.40-41).

Выслушав представителя истцы адвоката Орехова Ю.П., третье лицо Кожевникову Н.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Частью 1 статьи 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определено, что полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством.

В соответствии с ч.5 ст.53 ГПК РФ право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

Полномочия адвоката по ордеру в гражданском процессе ограничены.

Адвокат, выступающий в суде в качестве представителя по ордеру, не вправе изменить предмет или основание иска. Такие полномочия в соответствии со ст.54 ГПК РФ должны быть специально оговорены в доверенности, выданной представляемым лицом.

В данном случае ордер не дает адвокату полномочий изменить предмет или основание иска, суд не уполномочен выйти за пределы заявленных требований и принимает решение по заявленным истицей Бочкаревой З.Ф. исковым требованиям.

Истица Бочкарева З.Ф. указывает, что является ветераном Великой Отечественной войны как проработавшая в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, награжденная медалью за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, а также она является вдовой ветерана (участника) Великой Отечественной войны. Это подтверждается копией удостоверения Ветерана Великой Отечественной войны (л.д.53), информацией Управления социальной защиты населения от 29 февраля 2012 года № 02-314 (л.д.117,118).

На основании ст.21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01 января 2005 года, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Вставшие на учет после 01 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 10 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подп.3 п.1 ст.13 ФЗ «О ветеранах» к числу мер социальной поддержки ветеранов относится получение и содержание жилых помещений.

Пунктом 6 статьи 1 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлено, что право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем имеют члены семей умерших участников Великой Отечественной войны.

Статьей 4 указанного закона оговорено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению, путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.

Для получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеран представляет в Министерство социальной политики Красноярского края документы, перечень которых приведен в статье 7 закона края. В числе документов должна быть выписка из решения органа местного самоуправления о постановке ветерана на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий с указанием основания постановки на учет.

В исковом заявлении Бочкарева З.Ф. не указала точно, по какой именно категории ветеранов она претендует на получение жилья и в соответствии с каким законом.

Указ Президента Российской Федерации 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» содержит общие положения.

Участником Великой Отечественной войны истица Бочкарева З.Ф. не является, поэтому ссылки в исковом заявлении на ст. 15 ФЗ «О ветеранах» несостоятельны.

По всей видимости истица Бочкарева З.Ф. претендует на получение жилья в соответствии с Законом Красноярского края от 18 февраля 2010 года № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам.

Другим категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Этим категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Отсутствуют сведения, что муниципальное образование «Каптыревский сельсовет» наделено государственными полномочиями по обеспечению в соответствии с законодательством о ветеранах по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

По смыслу действующего законодательства жилое помещение может быть предоставлено гражданину, если он будет признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно статье 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Содержание статьи 51 Жилищного кодекса РФ свидетельствует, что для постановки на учет имеются различные основания.

В частности, первым основанием является отсутствие у гражданина жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности, а также отсутствие у гражданина статуса члена семьи нанимателя и члена семьи собственника.

Вторым основанием - если гражданин является членом семьи нанимателя или собственника, то обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи должна быть ниже учетной нормы.

18 ноября 2011 года Бочкарева З.Ф. обратилась к главе Каптыревского сельсовета с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не в соответствии с законодательством о ветеранах, а в качестве малоимущего гражданина.

Об этом свидетельствует ее указание на предоставление по договору социального найма жилого помещения из муниципального жилищного фонда.

Кроме того, в своем заявлении в качестве основания для постановки на учет Бочкарева З.Ф. указала, что ее обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы (л.д.44).

Заявление Бочкаревой З.Ф. рассмотрено ответчиком в рамках поданного ею заявления.

В частности, проверялась норма обеспеченности Бочкаревой З.Ф. жильем на 1 члена семьи.

Так как в заявлении Бочкаревой З.Ф. от 18 ноября 2011 года имелось упоминание о ней как о члене семьи, действительность ее статуса как члена семьи собственника жилого помещения администрацией Каптыревского сельсовета сомнению не подвергалась.

На момент подачи заявления 18 ноября 2011 года и его рассмотрения 07 декабря 2011 года в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности дочери Кожевниковой Н.Н., истица Бочкарева З.Ф. проживала одна. На истицу приходилось 63,6 кв.м. общей площади, то есть больше учетной, что не отрицается лицами, участвующими в деле, и подтверждается документально:

- копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46);

- копией финансово-лицевого счета от 18 октября 2011 года (л.д.47);

- справкой о семейном положении от 18 октября 2011 года (л.д.48);

- копией решения № 131-Н от 10 мая 2007 года, в соответствии с которым для постановки на жилищный учет учетная норма лицам, постоянно проживающим на территории муниципального образования «Каптыревский сельсовет», установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека (л.д.62).

Комиссия по жилищным вопросам при администрации Каптыревского сельсовета рассматривала вопрос об учетной норме на 1 члена семьи, определила, что на Бочкареву З.Ф. приходится 63,6 кв.м. общей площади, что выше учетной, вынесла решение отказать Бочкаревой З.Ф. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.59).

Постановление главы администрации Каптыревского сельсовета № 303 от 07 декабря 2011 года об отказе Бочкаревой З.Ф. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вынесено в рамках поданного истицей Бочкаревой З.Ф. заявления.

В постановлении имеется ссылка на решение комиссии по определению размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Каптыревского сельсовета от 07 декабря 2010 года № 10 (л.д.60).

При таких обстоятельствах основания для признания постановления главы администрации Каптыревского сельсовета № 303 от 07 декабря 2011 года незаконным отсутствуют.

В соответствии со статьей 3 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Законом края от 23 мая 2006 года № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края».

В своем заявлении от 18 ноября 2011 года в качестве основания для постановки на учет Бочкарева З.Ф., хотя и приобщила ряд документов, не указала, что просит орган местного самоуправления поставить ее на учет для предоставления жилья на основании законодательства о ветеранах, что основанием ее нуждаемости для постановки на учет является не учетная норма общей площади жилого помещения на 1 члена семьи, а отсутствие у нее жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности, а также отсутствие у нее статуса члена семьи собственника жилого помещения.

Об этом истица Бочкарева З.Ф. указала только в иске в суд.

Доводы третьего лица Кожевниковой Н.Н. о том, что ее мать Бочкарева З.Ф. не знала, о чем писать, написала заявление по указанию заместителя главы Каптыревского сельсовета Тулаева В.В., доказательствами не подтверждены.

Истица не лишена возможности вновь обратиться с заявлением в администрацию Каптыревского сельсовета для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилье и указать другие основания своей нуждаемости, поскольку в силу ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ право выбора стоять на учете по одному из оснований или по всем основаниям закреплено за самим гражданином.

Администрация Каптыревского сельсовета, в свою очередь, в соответствии с ч.1 ст.7 Закона края от 18 февраля 2010 года № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обязана оказать ветерану Бочкаревой З.Ф. помощь в оформлении документов, содействовать в получении консультативной помощи, а в случае необходимости, оказать бесплатную помощь в форме юридических консультаций.

В иске прозвучали иные основания для признания истицы нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма – отсутствие у истицы жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности, отсутствие у нее статуса члена семьи собственника жилого помещения.

Однако по этим основаниям Бочкарева З.Ф. в администрацию Каптыревского сельсовета с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась, соответственно, администрация Каптыревского сельсовета не могла принять решение по этим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.54 Жилищного кодекса РФ, п.2 ст.11 Закона Красноярского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» в судебном порядке подлежит обжалованию решение об отказе в принятии на учет.

Принимая во внимание, что исходя из учетной нормы общей площади жилья на 1 члена семьи, которая у Бочкаревой З.Ф. по состоянию на 07 декабря 2011 года превышала, а статус Бочкаревой З.Ф. как члена семьи собственника жилого помещения Кожевниковой Н.Н. ответчиком не подвергался сомнению, поскольку сама Бочкарева З.Ф. упомянула о нем в своем заявлении от 18 ноября 2011 года, главой администрации Каптыревского сельсовета Горловым О.Н. вынесено законное и обоснованное постановление № 303 от 07 декабря 2011 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, решения об отказе в принятии на учет по иным основаниям (впервые указанным в иске), администрацией Каптыревского сельсовета не принималось, поскольку соответствующего заявления ответчику истицей Бочкаревой З.Ф. не подавалось, учитывая, что согласно статьям 52, 54 Жилищного кодекса РФ принятие на учет осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, орган местного самоуправления принимает решения о постановке на учет по результатам рассмотрения поданного заявления с указанием основания постановки на учет и в судебном порядке обжалуются решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Бочкареву ЗФ в удовлетворении искового заявления к администрации Каптыревского сельсовета о возложении обязанности поставить Бочкареву ЗФ на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.

На 05 марта 2012 года решение не вступило в законную силу.

Председательствующий Ж.В.Ерофеева

Решение суда изготовлено в окончательной форме 05 марта 2012 года