Дело № 2-145/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 марта 2012 года п. Шушенское Судья Шушенского районного суда Красноярского края Мальцева Л.Н. с участием помощника прокурора Шушенского района Смирновой О.М. (по поручению), при секретаре Карабатовой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шушенского района о возложении обязанности на администрацию поселка Шушенское привести нормативный акт в соответствие с требованиями Закона Красноярского края от 23.06.2006 года № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шушенского района обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на администрацию поселка Шушенское привести в соответствие с требованиями Закона Красноярского края от 23.06.2006 № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» п. 1.6 приложения к постановлению администрации поселка Шушенское от 16.05.2011 № 376 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений граждан и постановка их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на территории поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края», с требованиями ст. 11 Закона Красноярского края от 23.06.2006 № 18-4751, исключить п. 2.3.1 приложения ( далее административный регламент) к постановлению администрации поселка Шушенское от 16.05.2011 № 376 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений граждан и постановка их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края».(далее Постановление администрации) Требования прокурор обосновал тем, что постановление администрации поселка Шушенское от 16.05.2011 № 376 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений граждан и постановка их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на территории поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края» противоречит Закону Красноярского края от 23.05.2006 № 18-4751 (ред. от 04.03.2010) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края", а именно пунктом 2.3.1 административного регламента к постановлению администрации поселка Шушенское установлены основания для отказа в рассмотрении заявления гражданина, которые Законом Красноярского края от 23.06.2006 № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» не предусмотрены. Кроме того, пунктом 1.6 административного регламента поселка предусмотрено, что конечным результатом исполнения муниципальной функции является предоставление Постановления администрации поселка Шушенское о признании гражданина нуждающимся в получении жилого помещения по договору- социального найма и постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и не предусмотрены основания для принятия решения об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предусмотренные ст. 11 Закона Красноярского края от 23.06.2006 № 18-4751. На постановление администрации поселка от 16.05.2011 № 376 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений граждан и постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на территории поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края» прокурором принесен протест 10.10.2011, который согласно ответу администрации поселка от 27.10.2011 отклонен. В судебном заседании 15.02.2012 прокурор уточнил свои требования и просит суд в порядке ст.251 ГПК РФ признать противоречащим Закону Красноярского края от 23.06.2006 №18-4751 «О порядке ведения органами самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» п.1.6 административного регламента в части отказа предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений граждан и постановка их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на территории поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края», утвержденного постановлением администрации поселка Шушенское от 16.05.2011 №376. Суду пояснил, что в административном регламенте предусмотрен только результат рассмотрения заявления в виде постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а ст.11 Закона Красноярского края также предусмотрен и результат рассмотрении заявления в виде отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, который в административном регламенте не оговорен. Кроме того, считает, что нужно признать противоречащим Закону Красноярского края от 23.06.2006 №18-4751»О порядке ведения органами самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» п. 2.3.1 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации поселка Шушенское от 16.05.2011 №376 и исключить его как противоречащий закону, согласно которому администрация поселка Шушенское может отказать в рассмотрении заявления гражданину, что противоречит краевому законодательству. В судебное заседание представитель поселка Шушенское не явился. Судом исследован письменный отзыв, согласно которому Администрация поселка Шушенское признает законность и обоснованность требования прокурора о противоречии пункта 1.6 приложения к постановлению администрации поселка Шушенское от 16.05.2011 № 376 статье 11 Закона Красноярского края от 23.06.2006 № 18-4751, так как в пункте 1.6 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений граждан и постановка их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», являющегося приложением к обжалуемому прокурором постановлению администрации поселка Шушенское от 16.05.2011 № 376, действительно в качестве конечного результата исполнения муниципальной услуги назван только положительный результат в виде предоставления обратившемуся гражданину услуги в виде постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Между тем в соответствии со статьей 11 Закона Красноярского края от 23.06.2006 № 18-4751 результатом оказания гражданину муниципальной услуги может явиться и отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, в приложении № 3 («Блок-схема процедуры «Прием заявлений граждан и постановка их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях») к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги предусмотрены такие процедуры, как принятие жилищной комиссией при администрации поселка Шушенское решения о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо об отказе в постановке на такой учет, а также подписание после этого Главой поселка постановления об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, при таких обстоятельствах администрация поселка Шушенское считает, что в дальнейшем необходимо изложить пункт 1.6 в следующей редакции: «1.6. Результатом предоставления муниципальной услуги является: - принятие на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; - отказ в принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма». В данной части требования прокурора обоснованны. Вместе с тем администрация поселка Шушенское просит отказать в удовлетворении требования прокурора Шушенского района Сокольникова В.В. об исключении пункта 2.3.1 из приложения к постановлению администрации поселка Шушенское от 16.05.2011 № 376 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений граждан и постановка их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на территории поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края», так как последние изменения внесены в Закон Красноярского края от 23.06.2006 № 18-4751 Законом края от 10.07.2008 № 6-1988, а 27 июля 2010 года принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», статьи 12 и 14 которого содержат положения о том, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, как составная часть административного регламента предоставления государственной или муниципальной услуги, должен предусматривать среди прочего исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги. Краевой законодатель до настоящего времени не внес соответствующие изменения в Закон Красноярского края от 23.06.2006 № 18-4751 и не привел его в соответствие с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Указанное обстоятельство не образует обязанность администрации поселка Шушенское исключить из Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением администрации поселка Шушенское от 16.05.2011 № 376, пункт 2.3.1, предусматривающий основания для отказа в рассмотрении заявления гражданина, содержание которого по своему смыслу совпадает с основаниями для отказа в приеме документов на рассмотрение для решения вопроса о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Считает, что пункт 2.3.1 Административного регламента полностью соответствует требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», имеющему большую юридическую силу, чем Закон Красноярского края от 23.06.2006 № 18-4751, а потому требования прокурора района об исключении пункта 2.3.1 из Административного регламента является незаконным и необоснованным и не подлежащими удовлетворению. Кроме того, в контексте с другими положениями оспариваемого прокурором Административного регламента пункт 2.3.1 Административного регламента полностью соответствует требованиям Закона Красноярского края от 23.06.2006 № 18-4751. Так, в пункте 3.2.4 Административного регламента содержится положение о том, что даже в случае несоответствия заявления гражданина пункту 2.4.1 регламента, а также при наличии основания для отказа в рассмотрении заявления заявителя по существу поставленных в нем вопросов, предусмотренного пунктом 2.3.1 регламента, заявление гражданина все равно должно быть принято и зарегистрировано в установленном порядке, а не возвращено гражданину. Пункт 3.4.1 Административного регламента предусматривает, что заявление гражданина при наличии оснований для отказа в рассмотрении заявления, предусмотренных пунктом 2.3.1 Административного регламента, тем не менее должно быть передано на рассмотрение жилищной комиссии при администрации поселка Шушенское, которая и принимает окончательное решение по поступившему заявлению. Комиссия либо находит основания для постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо принимает решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, исходя при этом из положений, содержащихся в пункте 2.3.1 Административного регламента. Но в любом случае поступившее заявление гражданина с приложенными к нему документами должно быть принято и рассмотрено жилищной комиссией с вынесением затем Главой поселка соответствующего постановления, указанного в приложении № 3 к Административному регламенту, что полностью соответствует требованиям Закона Красноярского края от 23.06.2006 № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края». Суд, выслушав помощника прокурора Смирнову О.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ч.1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правого акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части. Частью 4 ст. 7 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Судом был проанализирован Закон Красноярского края от 23 мая 2006 года №18-4751 (в редакции от 04.03.2010) –далее Закон, «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края». В статье 1 закона установлен единый порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Данный закон устанавливает ст.5 принятие граждан на учет на основании заявления, в статье 7 порядок регистрации заявления о принятии на учет, ст. 8 рассмотрение заявления гражданина, статья 9 предусматривает вынесение решения о принятии гражданина на учет,, а статья 11 отказ в принятии гражданина на учет. Постановлением Администрации поселка Шушенское от 16 мая 2011 г. N 376 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений граждан и постановка их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на территории поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края (л.д. 7); Административный Регламент опубликован в газете «ВЕДОМОСТИ» органов местного самоуправления поселка Шушенское № 11 (68) от 29 мая 2011 года (л.д. 27-28); Анализируя п. 1.6 и 2.3.1. административного регламента суд считает, что требования прокурора обоснованы по следующим основаниям Пунктом 1.6 Административного Регламента предусмотрено, что конечным результатом исполнения муниципальной функции является представление Постановления администрации поселка Шушенское о признании гражданина нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма и постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Но ст.11 Закона предусмотрен и отказ в принятии на учет и перечислены основания для отказа. Несмотря на то, что в самом административном регламенте администрация поселка Шушенское не предусмотрела отказ в принятии гражданина на учет, в приложении №3 к постановлению в блок-схеме процедуры «Прием заявлений граждан и постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» имеются полномочия Главы поселка на вынесение постановления об отказе в постановке на учет и выдаче гражданину данного постановления. В своем отзыве администрация признает законность требований прокурора в том, что в п. 1.6 административного регламента не содержится конечный результат исполнения муниципальной услуги в виде отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Суд считает обоснованными и требования прокурора в части признания противоречащими Закону края п.2.3.1. административного регламента, которым предусмотрены следующие основания для отказа в рассмотрении заявления гражданина: - текст заявления гражданина, в том числе его фамилия и почтовый адрес, не поддается прочтению;- отсутствие подписи уполномоченного лица на заявлении;- отсутствие комплекта документов, указанного в п. 2.4.1. настоящего Регламента;- документы заполнены карандашом;- тексты документов написаны неразборчиво, без указаний фамилии, имени, отчества физического лица, адреса его регистрации, в документах имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления; -вопросы, поставленные в заявлении гражданина, не входят в компетенцию администрации поселка Шушенское. Пунктом 3.1-3.5.4 административного регламента установлена последовательность административных процедур при исполнении муниципальной функции, связанной с исполнением муниципальной функции «Прием заявлений граждан и постановка их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». П.3.2 установлено, что при наличии оснований к отказу, предусмотренных п.2.3.1 регламента специалист принимает и регистрирует заявление в установленном порядке и затем согласно п.3.4 передает заявление на рассмотрение жилищной комиссии с прилагающимися к нему документами. Таким образом, суд приходит к выводу, что помимо того, что данное положение административного регламента противоречит Закону края № 18-4751, так как закон края не содержит оснований для отказа в рассмотрении заявления гражданина, а предусматривает только отказ в постановке на учет гражданина на основании вынесения решения муниципального органа, администрация поселка Шушенское в административном регламента в п. 2.4.1, 3.2.4, 3.4.1 предусмотрела административные процедуры согласно которым в любом случае поступившее заявление гражданина с приложенными к нему документами должно быть зарегистрировано и принято к рассмотрению жилищной комиссией с вынесением затем Главой поселка соответствующего постановления, указанного в Приложении №3 к административному регламенту и предусматривающему два вида постановлений: 1. Постановление о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, либо 2. Постановление об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Тем самым, судом установлено, что п.2.3.1. административного регламента противоречит не только закону Красноярского края № 18-4751, но и административным процедурам и приложению №3 рассматриваемого административного регламента. В судебном заседании установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт : п. 1.6 и 2.3..1 административного регламента противоречит Закону Красноярского края от 23.06.2006 № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» и требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать противоречащими Закону Красноярского края от 23 мая 2006 года №18-4751 п.1.6 в части отсутствия положения об отказе в принятии на учет гражданина в качестве нуждающихся в жилых помещениях и 2.3.1 приложения к постановления администрации поселка Шушенское от 16.05.2011 №376 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений граждан и постановка их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» с момента вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано сторонами в течение тридцати дней в Красноярском краевом суде путем подачи апелляционной жалобы через Шушенский районный суд. Сообщение о принятом решении после его вступления в законную силу опубликовать в газете « Ведомости органов местного самоуправления поселка Шушенское» Решение на 06.04.2012 года не вступило в законную силу. Судья Шушенского районного суда Л.Н. Мальцева