Дело № 2-50/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 марта 2012 года п. Шушенское Шушенский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шефер Д.Я., при секретаре Аношкиной Н.С. с участием истца Крюковой Н.М. представителя ответчика Кушнарева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крюковой Н.М. к УСЗН администрации Шушенского района о возложении обязанности предоставлять денежные выплаты, У С Т А Н О В И Л: Крюкова Н.М. обратилась в суд с иском к Управлению социальной зашиты населения администрации Шушенского района о признании требования о возврате денежных средств – выплаченной субсидии в размере 9945,25 рублей незаконным и возложении обязанности предоставить ей льготу на оплату жилого помещения с отоплением и освещением как пенсионеру-педагогу. 15 декабря 2011 года, 27 декабря 2011 года, 03 февраля 2012 года и в судебном заседании Крюкова Н.М. уточняла заявленные требования, просила обязать УСЗН администрации Шушенского района с 01.08.2010 года по 31.12.2011 года предоставить ей меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, проживающей по адресу: <адрес>, как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности в сумме 28370,38 рублей. Свои требования Крюкова Н.М. мотивировал тем, что она имеет педагогический стаж работы в сельском образовательном учреждении 24 года. С 07.07.2010 года является пенсионером-педагогом, проживающим в сельской местности. Законом РФ «Об образовании» установлено, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Федеральным и региональным законодательством порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, изменен. Вместе с тем, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет и вышедших на пенсию право на бесплатное пользование жилым помещением не отменено. До 31.12.2010 года она в полной мере пользовалась льготой по оплате за коммунальные услуги, однако 24.01.2011 года УСЗН администрации Шушенского района направило ей уведомление о возврате денежных средств в размере 9945,25 рублей, выплаченных ей в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (л.д.3-4,22,30,45). В судебном заседании истица Крюкова Н.М. исковые требования с учётом уточнений поддержала. Кроме того, уточнила сумму, подлежащую взысканию с ответчика в её пользу, которая за вычетом сумм, полученных её субсидий на жилищно-коммунальные услуги как ветеран Красноярского края составляет 28370 рублей 38 копеек. Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Шушенского района Кушнарев А.В. иск не признал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которому на основании определения мирового судьи об утверждении мирового соглашения от 27.05.2011 года Крюкова Н.М. должна производить ежемесячные выплаты в размере, установленные в мировом соглашении. Согласившись с данным определением об утверждении мирового соглашения она согласна была с исковыми требованиями УСЗН по возврате денежных средств. Кроме того, пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» было предусмотрено, что право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют педагогические работники образовательных учреждений. Пенсионерам - бывшим педагогическим работникам в сельской местности – аналогичные меры социальной поддержки вышеуказанным законом не были предусмотрены. Ранее действовавшим законом края от 07 февраля 2008 года № 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», принятым во исполнение ст.55 Закона РФ № 3266-1 «Об образовании», также были предусмотрены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности. С 01 июля 2010 года Законом края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, установлены меры социальной поддержки в форме денежных выплат в объеме, соответствующем статье 55 Закона РФ № 3266-1 «Об образовании». Закон края № 10-4691 по сути изменяет только форму предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности с натуральной на денежную. Для получения права на меры социальной поддержки на оплату жилой площади с отоплением и освещением, как в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до 01 июля 2010 года, так и в соответствии с нормативно-правовыми актами, действующими в настоящее время, гражданам необходимо одновременно соответствовать следующим условиям: -работать в должности педагогического работника образовательного учреждения; -проживать в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Новая редакция статьи 55 Закона РФ № 3266-1 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № 439-ФЗ, вступивших в силу с 11 января 2011 года, содержит еще более конкретное определение круга лиц, имеющих право на меры социальной поддержки: «Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения». Вступивший в силу с 01 июля 2010 года Закон края № 10-4691 в части определения круга лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, а также в части определения объема предоставляемых мер социальной поддержки не противоречит нормам Закона РФ № 3266-1 (как в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, так и в редакции, действующей в настоящее время). Конституционным Судом РФ в Определении от 01 марта 2010 года № 240-О-О при рассмотрении запроса Республики Карелия о проверке конституционности положения абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» было установлено, что оспариваемое в запросе положение Закона РФ «Об образовании» - как закрепляющее меры социальной поддержки, в частности, право на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением, и порядок их предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений – не затрагивает вопросов, касающихся оснований и порядка предоставления мер социальной поддержки категории неработающих пенсионеров. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, в том числе Шушенского района, Законом края от 09 декабря 2010 года № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения», наделены отдельными государственными полномочиями: - по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2-11 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг»; - по предоставлению денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края в соответствии с Законом края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)». Вышеуказанные нормативные правовые акты не содержат норм, предусматривающих предоставление каких-либо мер социальной поддержки вышедшим на пенсию педагогическим работникам, проживающим в сельской местности (л.д.16-18). Представители третьих лиц Министерства финансов Красноярского края, Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель третьего лица - Министерства финансов Красноярского края З. в письменном отзыве иск Крюковой Н.М. не признала, обосновав это тем, что норм, которые непосредственно предусматривали бы сохранение за педагогическими работниками сельских образовательных учреждений права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг при переходе на пенсию, Закон об образовании (как в редакции, действовавшей до 01 января 2011 года, так и в ныне действующей редакции) не содержит. Льгота на отопление и освещение работникам просвещения, перешедшим на пенсию, ранее была установлена нормативными актами СССР: Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (пункт 1), Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (пункт 6 «б»), Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения», Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 января 1985 года № 85 «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах», Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)». В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР. Поскольку предоставление льгот педагогическим работникам сельской местности, вышедшим на пенсию, предусмотрено федеральными правовыми актами, то источником финансирования является федеральный бюджет. Представитель Министерства финансов Красноярского края полагает, что надлежащим ответчиком в части требований истца о взыскании убытков, возникших в результате предоставления услуг пенсионерам, является Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ (л.д. 58-63). Представитель третьего лица - Министерства социальной политики Красноярского края П. иск Крюковой Н.М. не признала, предоставила суду письменный отзыв, по содержанию аналогичный письменному отзыву ответчика Управления социальной защиты населения администрации Шушенского района. Кроме того, считает надлежащим ответчиком по данному делу Российскую Федерацию в лице уполномоченного федерального органа государственной власти (л.д.40-43). Выслушав истицу Крюкову Н.М., представителя ответчика Кушнарева А.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Статьями 72, 76 Конституции РФ определено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита прав и свобод человека и гражданина. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, в соответствии с которым предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Данное положение Закона Российской Федерации «Об образовании» вступило в действие с 11 января 2011 года. При этом статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона. С 01 июля 2010 года вступил в силу Закон Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которым был отменен Закон Красноярского края от 07 февраля 2008 года № 4-1256 и установлен новый порядок реализации права педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В силу статьи 7 Закона края предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется из средств краевого бюджета. Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (подпункт «б» пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей). В силу прямого указания Федеральным законом № 439 от 29 декабря 2010 года на невозможность снижения нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам по состоянию на 11 января 2011 года, на педагогов-пенсионеров распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов Законом Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)». На основании Закона Красноярского края от 24.12.2004 № 13-2866 (ред. от 18.11.2008) «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Шушенский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» Ильичевский сельсовет, в состав которого входит <адрес> относится к сельскому поселению. Крюкова Н.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, проживает в квартире по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортом истицы № (л.д. 7). Согласно данным трудовой книжки Крюкова Н.М. с 1988 года начала трудовую деятельность педагогического работника, с ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем Ильичевского детского сада, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5). Крюкова Н.М. относится к категории перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в школах сельской местности более 10 лет. Согласно уведомлению УСЗН администрации Шушенского района № 1 от 24.01.2011 года Крюковой Н.М. доведено до сведения о том, что ей необоснованно была выплачена сумма субсидий по ст. 6 Закона края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в размере 9945 рублей 25 копеек и разъяснено о необходимости добровольно произвести возврат указанной суммы (л.д. 8). Мировым судьей судебного участка № 143 в Шушенском районе Тимохиной Т.Т. 27 мая 2011 года было вынесено определение об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу, согласно которому ответчик Крюкова Н.М. в добровольном порядке выплачивает истцу УСЗН администрации Шушенского района сумму 9945 рублей 25 копеек в течение 12 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> рублей ежемесячно, а в последний месяц <данные изъяты> рублей (л.д. 9,10). Согласно справкам УСЗН администрации Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, Крюкова Н.М., проживающая по адресу: <адрес>, через Шушенское УСЗН получила субсидию за период с февраля 2011 года по октябрь 2011 года в размере 649,68 рублей (электроэнергия, электроосвещение), а также за период с февраля 2011 года по ноябрь 2011 года в сумме 5104,57 рублей (жилищная услуга, отопление, холодная вода, горячая вода, водоотведение, вывоз ТБО) (л.д. 77, 78-79). 08 декабря 2011 года Крюкова Н.М. отказалась от начисления ей льгот на жилищно-коммунальные услуги как ветерану Красноярского края с декабря 2011 года (л.д. 19). Согласно расчету сумм потребления электроосвещения от 29.02.2012 года, Крюковой Н.М., проживающей по адресу: <адрес> за период с августа 2010 года по декабрь 2011 года потреблено электроосвещения на сумму 1315 рублей 94 копейки, посчитанного согласно письма министерства социальной политики Красноярского края от 21.09.2010 года № 9373-09 (л.д.66-70). Крюковой Н.М. за период с августа 2010 года по декабрь 2011 года начислено: - жилищная услуга – 9894,0 рубля; - отопление – 22801,30 рублей; - вывоз мусора – 113,39 рублей, что подтверждается квитанциями на оплату за жилищно-коммунальные услуги (л.д. 71-76), распечаткой начисленных сумм за услуги (л.д. 85). Поскольку действующим законодательством РФ закреплено, что нормативные правовые акты не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», не могут снижать имеющегося объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по смыслу абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» и сохраняющих силу в настоящее время Постановлений Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности), пользуются мерами социальной поддержки, выход Крюковой Н.М. на пенсию не должен лишить ее права на получение мер социальной поддержки как педагогическому работнику. В соответствии с Положением об Управлении социальной защиты населения администрации Шушенского района, утвержденным главой Шушенского района 29.12.2001 года, Управление является юридическим лицом (п.1.5). В функции Управления входит выплата денежных компенсаций отдельным категориям граждан (п.3.2.45). Постановлением администрации Шушенского района № 645 от 09 августа 2010 года утвержден Порядок расходования средств субвенции на реализацию Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в соответствии с пунктом 1 которого педагогическим работникам предоставляются выплаты в следующих размерах: а) 100 процентов оплаты жилой площади; б) 100 процентов оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению; в) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края. Предоставление денежных выплат производится Управлением социальной защиты населения администрации Шушенского района путем перечисления на банковские счета получателей, персонифицированные специальные счета или выплаты через почтовые отделения в денежной форме (п.3). При таких обстоятельствах иск Крюковой Н.М. к Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района подлежит удовлетворению. Согласно представленных расчетов, УСЗН администрации Шушенского района необходимо предоставлять меры социальной поддержки Крюковой Н.М., как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением за период с 01.08.2010 по 31.12.2011 в сумме 28370 рублей 38 копеек, а именно 34124,63 рубля (1315,94 рубля – освещение, 9894,0 рублей – жилищная услуга, 22801,30 рублей – отопление, вывоз мусора – 113,39 рублей) за минусом суммы предоставленной ей субсидии в размере 5754,25 рублей (649,68 + 5104,57) = 28370 рублей 38 копеек. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Управление социальной защиты населения администрации Шушенского района предоставлять меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением за период с 01.08.2010 по 31.12.2011 Крюковой Н.М., проживающей по адресу: <адрес>, как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности в сумме 28370 рублей 38 копеек. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шушенский районный суд. На 19 апреля 2012 года решение в законную силу не вступило. Председательствующий Д.Я. Шефер