Решение по делу № 2-3/2012



Дело № 2-3/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Шушенское 28 апреля 2012 года

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Ерофеева Ж.В.

при секретаре Лисовенко Н.В.

с участием представителя ответчика МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» Сергеева Ю.А.

представителя третьего лица администрации Шушенского района Быкова Е.В.

представителя третьего лица Каптыревского сельского Совета депутатов Шейбиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чепрасовой НМ к МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» о взыскании стоимости неосновательного обогащения в сумме <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

Чепрасова Н.М. обратилась в суд к МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» (МУП ШТЭС) с иском, в котором просила взыскать с ответчика стоимость неосновательного обогащения <данные изъяты>.

Свой иск Чепрасова Н.М. обосновала тем, что ДД.ММ.ГГГГ заключила с ответчиком договор на поставку теплоэнергии и горячей воды в жилое помещение по адресу: <адрес> В рамках действия этого договора на основании выставляемых ответчиком извещений за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года оплатила ответчику <данные изъяты>. Извещения, которые высылались в ее адрес, позволяли определить тарифы и нормативы потребления теплоэнергии. ДД.ММ.ГГГГ года истице стало известно, что решением № 200-н от 23 ноября 2009 года Каптыревский сельский Совет отменил ранее введенный решением от ДД.ММ.ГГГГ норматив потребления теплоэнергии в размере 0,0532 Гкал. Сельским Советом депутатов определено действие в 2009-2010 годах старых нормативов – 0,0330 Гкал. МУП ШТЭС произвело жителям Каптыревского сельсовета перерасчет норматива потребления с 0,0532 Гкал на 0,0330 Гкал. Учитывая перерасчет, в период ДД.ММ.ГГГГ годов МУП ШТЭС взимало плату за теплоэнергию исходя из норматива потребления 0,0330 Гкал. Однако Каптыревский сельский Совет депутатов дал истице ответ, что не обладает решением об утверждении норматива 0,0330 Гкал. Надлежащим образом утвержденных нормативов 0,0330-0,0532 Гкал нет, поэтому начисление ответчиком коммунальной услуги (отопления) является неправомерным. МУП ШТЭС при отсутствии законно утвержденных нормативов потребления теплоэнергии необоснованно начисляло и предъявляло к оплате стоимость отопления, оплата которой со стороны Чепрасовой Н.М. в ДД.ММ.ГГГГ годах составила <данные изъяты>. (л.д.2-4).

В судебное заседание истица Чепрасова Н.М. и ее представитель Абашкин Р.А. не явились, о месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом.

ДД.ММ.ГГГГ истица Чепрасова Н.М. подала заявление, в котором просила провести судебное заседание в ее отсутствие и в отсутствие представителя Абашкина Р.А. (л.д.191-192).

С учетом поданного истицей заявления судом определено рассмотреть гражданское дело по исковому заявлению Чепрасовой Н.М. к МУП ШТЭС о взыскании неосновательного обогащения в отсутствие истицы Чепрасовой Н.М. и ее представителя Абашкина Р.А.

Исковые требования МУП ШТЭС к Чепрасовой Н.М. о взыскании задолженности выделены в отдельное производство (л.д.189-190).

Представитель ответчика МУП ШТЭС Сергеев Ю.А., действующий на основании доверенности, иск Чепрасовой Н.М. не признал, суду пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ годы МУП ШТЭС начисляло истице плату за отопление исходя из норматива потребления 0,0330 Гкал на 1 кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ году этот норматив применялся на основании постановления администрации Шушенского района № 450 от 18 июня 2003 года. На ДД.ММ.ГГГГ годы действовало решение Каптыревского сельского Совета депутатов. Услуга отопления истице оказана согласно заключенному с ней договору. На качество отопления в ДД.ММ.ГГГГ годах истица не жаловалась. На территории Каптыревского сельсовета практически все потребители теплоэнергии пользуются субсидиями. Истица <данные изъяты>, субсидией не пользуется. Истице ежемесячно выставлялись квитанции об оплате за теплоэнергию, в которых МУП ШТЭС подробно расписывало ей составляющие части расчета коммунальной услуги, в том числе норматив потребления со ссылками на нормативный правовой акт органа местного самоуправления. Истица знала, что нормативный правовой акт органа местного самоуправления об утверждении норматива потребления теплоэнергии не опубликован, тем не менее она платила за оказанную услугу. Если полученное МУП ШТЭС от истицы рассматривать неосновательным обогащением, то в силу п.4 ст.1109 ГК РФ выплаченные истицей суммы возврату не подлежат.

Представитель третьего лица администрации Шушенского района Быков Е.В. иск Чепрасовой Н.М. не признал, суду пояснил, что услуга оказана, поэтому подлежит оплате. Истица, оплачивая за отопление, знала о нормативах, утвержденных постановлением администрации Шушенского района № 450 от 18 июня 2003 года. На момент оплаты это постановление не было опубликовано, но истица платила. Постановление № 450 от 18 июня 2003 года опубликовано в районной газете «Ведомости Шушенского района» 29 июля 2011 года, издано и опубликовано в той же газете постановление № 762 а от 25 июля 2011 года, которым действие постановления № 450 распространено на правоотношения, возникшие с 18 июня 2003 года.

Представитель третьего лица Каптыревского сельского Совета депутатов Шейбина О.А. иск не признала, суду пояснила, что нормативные правовые акты Каптыревского сельсовета публикуются в газете «Сельчанка», которая распространяется в школе, на почте, в магазинах, в библиотеке, в Доме культуры, на предприятиях.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд приходит к следующему:

ДД.ММ.ГГГГ между МУП ШТЭС и Чепрасовой Н.М. заключен договор на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде в квартире по адресу: <адрес>1.

В указанной квартире отсутствует прибор учета тепловой энергии.

Стороны согласовали, что по всем вопросам, не оговоренным настоящим договором, стороны обязуются руководствоваться Гражданским кодексом РФ, законами, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, Постановлениями и Решениями Региональной и Федеральной энергетических комиссий, ПЭ и ПТБ теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей, Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, Правилами учета отпуска тепловой энергии, Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, Методическими указаниями по определению тепловых потерь в водяных тепловых сетях, другими нормативными актами, утвержденными в установленном порядке. В качестве договорных условий стороны применяют Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года № 1099 (л.д.5-8).

До 01 марта 2005 года действовал Жилищный кодекс РСФСР, статья 57 которого устанавливала плату за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическую, тепловую энергию и другие услуги) помимо квартирной платы по утвержденным в установленном порядке тарифам.

Согласно п.4 статьи 55 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в Российской Федерации» к полномочиям районного Совета относилось установление в соответствии с законодательством местных налогов, сборов, цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями.

Решением Шушенского районного Совета депутатов от 11 мая 2001 года № 47-вн введен в действие тариф на тепловую энергию, который с 14 мая 2001 года составлял 3 рубля 58 коп. на 1 кв.м. общей площади (л.д.142, 147).

Из расчета указанного тарифа, произведенного работником МУП ШТЭС, видно, что в него включен норматив на отопление 1 кв.м. площади жилья в месяц 0, 033 Гкал. (л.д.144).

До введения в действие Закона РСФСР от 06 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» смета расходов по отоплению составлялась органами домоуправления на год с обязательным рассмотрением на общем собрании жильцов дома, что подтверждается Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 04 мая 1927 года «О порядке оплаты пользования центральным отоплением» (в ред. постановления Совета Министров РСФСР от 23 октября 1963 года № 1247).

Из пояснений представителя МУП ШТЭС Сергеева Ю.А. следует, что до утверждения тарифов и нормативов потребления тепловой энергии органами местного самоуправления тарифы на тепловую энергию рассчитывались самостоятельно работниками МУП ШТЭС. При расчете экономисты МУП ШТЭС исходили из экономически обоснованного норматива 0,0330 Гкал, который с давних времен (с какого конкретно года, установить не представляется возможным за давностью) до сегодняшнего дня остался неизменным.

18 июня 2003 года администрацией Шушенского района издано постановление № 450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района», которым норматив потребления для жителей Шушенского района, в том числе Каптыревского сельсовета Шушенского района, утвержден 0,033 Гкал на 1 кв.м. (л.д.44-45).

Ответ истице Чепрасовой Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ за исх. председателя Каптыревского сельского Совета депутатов Шейбиной О.А. о том, что невозможно предоставить копию решения Каптыревского сельского Совета депутатов об утверждении норматива потребления тепловой энергии на отопление 1 кв.м. общей площади 0,033 Гкал/кв.м. является неправильным (л.д.13).

Решением Каптыревского сельского Совета депутатов от 21 мая 2009 года № 198-н, опубликованным в газете «Сельчанка» 22 мая 2009 года, утвержден норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м. общей площади жилых домов с.Каптырево равным 0,0532 Гкал/кв.м. (л.д.25,26-27).

По протесту прокурора данное решение отменено 23 ноября 2009 года решением Совета № 199-н, опубликованным в газете «Сельчанка» 23 ноября 2009 года (л.д.30,оборот).

Решением Каптыревского сельского Совета депутатов от 23 ноября 2009 года № 200-н, опубликованным в газете «Сельчанка» 23 ноября 2009 года, на отопительный период 2009-2010 годов утвержден ранее действующий норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м. общей площади жилых домов на территории Каптыревского сельсовета 0,0330 Гкал/кв.м. (л.д.30, оборот).

Решением Каптыревского сельского Совета депутатов от 23 декабря 2009 года № 219-Н, опубликованным в газете «Сельчанка» 25 декабря 2009 года, в решение № 200-Н внесены изменения и дополнения, согласно которым решение № 200-н изложено в следующей редакции: «Оставить на отопительный период 2009-2010 годы ранее действующий норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м. общей площади жилых домов на территории Каптыревского сельсовета равным 0,0330 Гкал/кв.м., утвержденный органами местного самоуправления муниципального образования «Шушенский район» (л.д.78-79, оборот).

Решением № 219-Н Каптыревский сельский Совет депутатов отослал к постановлению администрации Шушенского района № 450 от 18 июня 2003 года.

Доводы истицы о том, что нормативы потребления не утверждены, являются несостоятельными.

Для жителей Каптыревского сельсовета норматив потребления 0,0330 Гкал/кв.м. утвержден постановлением администрации Шушенского района № 450 от 18 июня 2003 года, а также решением Каптыревского сельского Совета депутатов Шушенского района № 200-н от 23 ноября 2009 года с учетом изменений и дополнений, принятых решением № 219-Н от 23 декабря 2009 года.

Доводы истицы о том, что нормативы потребления утверждены неуполномоченными органами, несостоятельны.

С 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 13 августа 2010 года) размер платы за коммунальные услуги рассчитывался исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 настоящего Кодекса (в том числе за отопление), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно действовавшему законодательству нормативы потребления могли утвердить как органы местного самоуправления района, так и органы местного самоуправления поселения.

Следовательно норматив потребления 0,0330 Гкал/кв.м. на отопительные периоды 2008-2010 годов утвержден уполномоченными органами.

С 13 августа 2010 года введена в действие статья 157 Жилищного кодекса РФ в иной редакции, в соответствии с которой нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления (муниципальные правовые акты), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Данных о том, что решение Шушенского районного Совета депутатов от 11 мая 2001 года № 47-вн и предшествующее ему решение № 9-1 от 16 марта 2001 года опубликованы для всеобщего сведения, суду не предоставлено (л.д.142).

Из пояснений представителей МУП ШТЭС Сергеева Ю.А. и администрации Шушенского района Быкова Е.В. следует, что тариф 3, 58 рубля действовал вплоть до издания постановления администрации Шушенского района № 450 от 18 июня 2003 года.

Постановление администрации Шушенского района № 450 от 18 июня 2003 года до 29 июля 2011 года не было опубликовано.

Решения Каптыревского сельского Совета депутатов от 23 ноября 2009 года № 200-н «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», от 23 декабря 2009 года № 219-Н «О внесении дополнений и изменений в решение Совета от 23 ноября 2009 года № 200-Н» признаны соответствующими ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищному кодексу РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», что подтверждается решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 июня 2010 года, постановлением Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06 октября 2010 года (л.д.50-56, 57-63).

Вопрос о газете «Сельчанка» как об официальном источнике опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Каптыревского сельсовета, способе обнародования муниципальных правовых актов Каптыревского сельсовета арбитражным судом не исследовался.

На основании статьи 44 ФЗ ««Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должен определяться порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.

Согласно ч.8 ст.44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Решения № 200-н от 23 ноября 2009 года и № 219-Н от 23 декабря 2009 года опубликованы в газете «Сельчанка», которая в момент опубликования этих решений (23 ноября и 25 декабря 2009 года) не может расцениваться официальным источником опубликования нормативных правовых актов на территории Каптыревского сельсовета.

Данный вывод основан на том, что суду не предоставлено зарегистрированного и опубликованного (обнародованного) Устава Каптыревского сельсовета, из которого жители Каптыревского сельсовета могли бы узнать, что на момент опубликования решений № 200-Н и 219-Н (в ноябре-декабре 2009 года) газета «Сельчанка» являлась официальным источником опубликования (способом обнародования) муниципальных правовых актов.

Следовательно, в отопительный период 2009-2010 годов решения Каптыревского сельского Совета депутатов № 200-Н и № 219-Н о нормативе потребления 0,0330 Гкал/кв.м. официально не опубликованы для всеобщего сведения, не подлежали применению.

Это свидетельствует, что органами местного самоуправления проигнорированы требования Конституции РФ и законодательства РФ о местном самоуправлении в Российской Федерации, в соответствии с которыми нормативные правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Истица расценивает полученные МУП ШТЭС от нее в период ДД.ММ.ГГГГ годов денежные суммы <данные изъяты> рублей неосновательным обогащением.

Неопубликованные для всеобщего сведения муниципальные правовые акты применению не подлежат.

В силу ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Представленный представителем ответчика МУП ШТЭС Сергеевым Ю.А. платежный документ, по которому Чепрасовой Н.М. ДД.ММ.ГГГГ произведена фактическая оплата тепловой энергии за ДД.ММ.ГГГГ года, свидетельствует, что Чепрасовой Н.М. на момент оплаты за потребленную тепловую энергию было достоверно известно, что норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 кв.м. утвержден постановлением администрации Шушенского района № 450 от 18 июня 2003 год в размере 0,0330 Гкал, именно этот норматив включен в расчет коммунальной услуги (л.д.206).

Сама истица в иске указала, что знала о применяемых нормативах из извещений ответчика.

Истица Чепрасова Н.М. в ДД.ММ.ГГГГ годах не могла не знать, что постановление администрации Шушенского района № 450 от 18 июня 2003 года, а также решения Каптыревского сельского Совета депутатов № 200-Н от 23 ноября 2009 года, № 219-Н от 23 декабря 2009 года не опубликованы для всеобщего сведения, и что исходя из этого расчет за коммунальную услугу производится и предъявляется МУП ШТЭС ей к оплате незаконно.

Оплачивая в ДД.ММ.ГГГГ годах за потребленную тепловую энергию в размерах, исчисленных исходя из неопубликованного норматива потребления 0,0330 Гкал/кв.м., истица Чепрасова Н.М. достоверно знала, что передает деньги ответчику МУП ШТЭС во исполнение несуществующего обязательства.

В силу пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ денежные суммы, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, возврату в качестве неосновательного обогащения не подлежат.

Постановление администрации Шушенского района № 450 от 18 июня 2003 года опубликовано в газете «Ведомости Шушенского района» 29 июля 2011 года.

В этой же газете опубликовано другое постановление администрации Шушенского района № 762 а от 25 июля 2011 года «О внесении изменений в постановление администрации района от 18 июня 2003 года № 450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района», которым пункт 5 изложен в новой редакции: «Постановление вступает в силу со дня опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 18 июня 2003 года» (л.д. 149-150).

Постановление главы администрации Шушенского района № 762 а от 25 июля 2011 года, которым норматив потребления 0,0330 Гкал/кв.м. распространен на правоотношения сторон, возникшие с 18 июня 2003 года, является действующим.

Следовательно, не подлежит возврату выплаченная истицей Чепрасовой Н.М. в ДД.ММ.ГГГГ годах за отопление квартиры денежная сумма <данные изъяты>.

При таких обстоятельствах истице Чепрасовой Н.М. в удовлетворении искового заявления к МУП ШТЭС следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Чепрасовой НМ в удовлетворении искового заявления к МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» о взыскании стоимости неосновательного обогащения в размере <данные изъяты>. отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.

На 17 мая 2012 года решение в законную силу не вступило.

Председательствующий Ж.В.Ерофеева