Решение по делу № 2-329/2012



Дело № 2-329/2012

решение

Именем Российской Федерации

28 мая 2012 года п. Шушенское

Шушенский районный суд Красноярского края, в составе:

Председательствующего судьи Л.Н. Мальцевой,

с участием помощника прокурора Шушенского района О.М. Смирновой (по поручению),

истца Курзин Р.Ю.

представителя Управления образования администрации Шушенского района Масловой В.В., действующей по доверенности от 14.12.2011 года,

при секретаре Н.С.Аношкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шушенского района в интересах Курзин Р.Ю. к администрации Шушенского района, третьему лицу Министерству образования и науки Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

установил:

Прокурор Шушенского района обратился в суд в интересах Курзина Р.Ю. с иском, в котором просил обязать администрацию Шушенского района предоставить Курзину Р.Ю. по договору социального найма жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Свои требования мотивировал тем, что Курзин Р.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители р1 и р2 решением <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении сына Курзин Р.Ю. и дочери К.И.Ю.. На основании постановления администрации Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетними установлена опека.

Постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения за несовершеннолетними Курзиной И.Ю. и Курзин Р.Ю.» за ними закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление отменено.

При проведении прокурором проверки жилищных прав Курзина Р.Ю. установлено, что он не имеет закрепленного жилья и жилья на праве собственности.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Курзин Р.Ю. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на имущество и жилое помещение, а ст.8 регламентировано право детей данной категории, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, согласно ч.2 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 (ред. от 09.12.2010) «О защите прав ребенка».

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений данным категориям граждан устанавливаются Губернатором Красноярского края. При этом, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», учет указанных категорий граждан, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края.

Согласно п.2 приложения № 4 данного Указа органы местного самоуправления муниципальных районов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

При этом, не оговорено законодательством, что обязательным условием предоставления жилого помещения указанной категории граждан является решение краевой комиссии по учету либо нахождение на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края.

Согласно п.5.3 «Положения о краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения», являющегося приложением № 3 к Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг – «Решение Комиссии оформляется протоколом и носит рекомендательный характер».

Кроме того, введен в действие на 2012 год Законом Красноярского края от 01.12.2012 № 13-6649 «О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» - Закон Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 (в ред. от 11.11.2010) - «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», по которому переданные государственные полномочия включают в себя, в том числе приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учитывая, что Курзин Р.Ю. находится в тяжелом материальном положении, не имеет средств на оплату квалифицированной юридической помощи, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор вправе в его интересах обратиться с указанным иском в суд.

Прокурор Шушенского района Смирнова О.М. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, и настаивает на их удовлетворении.

Истец Курзин Р.Ю. в судебном заседании исковые требования, заявленные прокурором Шушенского района, поддержал и пояснил суду, что с 2004 года он находился на полном государственном обеспечении, в собственности жилья не имеет, жилым помещением по договору социального найма не обеспечен.

Представитель ответчика администрации Шушенского района Быков Е.В. в судебном заседании не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Шушенского района.

Представитель Управления образования администрации Шушенского района Маслова В.В. пояснила, что Курзину Р.Ю., как оставшемуся без попечения родителей, может быть предоставлено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленное в месте предоставления жилья. Полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Представителем Министерства Гавриловым Е.В., действовавшим на основании доверенности от 06.05.2011 года, представлены возражения на исковое заявление, в котором указывает, что если лицо не встало, не было поставлено на учет до 23 лет – оно не приобрело право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Курзин не приобрел право на внеочередное обеспечение жилым помещением. На учете в министерстве не состоит, не обращался, в списках не значится. Просил в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

Выслушав стороны, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу абз.3 ст.8 вышеназванного ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (в редакции от 21.12.2010) «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Согласно Приложению № 4 к Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 N 25-уг (в редакции от 05.03.2010) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Согласно ст.1 Закону Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (в редакции от 11.11.2010) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст.17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 «О защите прав ребенка».

В силу п.2 ст.1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с п.1 настоящей статьи, включают в себя:

а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;

б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»;

в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень муниципальных образований края, исполнительно-распорядительные органы, которые наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к Закону края от 24 декабря 2009 года № 9-4225.

Муниципальное образование «Шушенский район» входит в указанный перечень.

На основании ст.2 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (в редакции от 11.11.2010) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления, переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Согласно свидетельству о рождении Курзин Р.Ю., родившегося ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес> Красноярского края, его родителями являются: отец – р2, мать – р1 (л.д.5).

р2 и р1 лишены родительских прав в отношении К.И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Курзин Р.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается решением <адрес> суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Курзин Р.Ю. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как лишился родительского попечения до достижения возраста совершеннолетия.

Постановлением администрации Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ, за несовершеннолетними К.И.Ю. и Курзин Р.Ю. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, однако, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ год оно отменено (л.д. 9, 10).

Документально подтверждено, что на территории <адрес> за Курзиным Р.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, р1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, р2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилых помещений в собственности, по договору социального найма не числятся.

Курзину Р.Ю., р1, р2 на территории Шушенского района жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, что подтверждается справками администрации Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-13).

Отсутствие права собственности на жилые помещения на территории Шушенского района за Курзиным Р.Ю., и его родителями р1, р2 подтверждается уведомлениями Шушенского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщениями Шушенского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-21, 14-17).

Согласно копии паспорта Курзин Р.Ю., он зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 6).

Регистрация права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, не проводилась, что подтверждается справкой Шушенского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющих жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением администрации Шушенского района от 16 мая 2005 года № 262 установлена норма площади жилого помещения для предоставления из муниципального жилищного фонда Шушенского района по договору социального найма в размере не менее 15 кв. м. общей площади на каждого члена семьи.

Согласно ст.4 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (в редакции от 11.11.2010) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

В приложении № 2 к указанному Закону утверждена «Методика определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», согласно которой общий объем субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, определяется по формуле, где используется показатель количества детей, состоящих на учёте, которым планируется предоставить жильё в 2012 году, а также указывается муниципальное образование.

Согласно приложению 49 к указанному Закону от 01.12.2011 года № 13-6649 распределены субвенции бюджетам муниципальных образований края на реализацию Закона края от 24.12.2009 года № 9-4225, которым, муниципальному образованию «Шушенский район» распределено на 2012 год – 6199,8 тыс. рублей, на 2013 год – 1061,7 тыс. рублей, на 2014 год – 1088,3 тыс. руб.

Согласно ст.140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Вопросы о предоставлении денежных средств для исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, относятся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ.

Физическое лицо (гражданин) в силу ст.1 и ст.152 Бюджетного кодекса РФ субъектом бюджетных отношений не является.

Порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован приведёнными выше краевыми законами, обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления.

Обязанность предоставить Курзину Р.Ю. благоустроенное жилое помещение применительно к условиям муниципального образования «Шушенский район» с учётом нормы предоставления по договору социального найма необходимо возложить на администрацию Шушенского района.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию Шушенского района Красноярского края предоставить Курзин Р.Ю. благоустроенное применительно к условиям Шушенского района жилое помещение на территории муниципального образования «Шушенский район» по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв.м.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение тридцати дней со дня его изготовления в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Шушенский районный суд.

Решение на 29.05.2012 года не вступило в законную силу.

Председательствующий Л.Н. Мальцева