Решение по делу № 2-291/2012



Дело № 2-291/2012

копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Шушенское 22 мая 2012 года

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Ерофеева Ж.В.

при секретаре Аношкиной Н.С.

с участием помощника прокурора Шушенского района Алейниковой Е.Н. (по поручению)

истицы Вольхиной Е.Е.

представителя ответчика администрации Шушенского района Быкова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Вольхиной ЕЕ к администрации Шушенского района о возложении обязанности предоставить Вольхиной Е.Е. по договору социального найма жилое помещение, соответствующее установленным санитарным техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма, к Министерству образования и науки Красноярского края о возложении обязанности перечислить из краевого бюджета в местный бюджет Шушенского района денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Вольхиной Е.Е. в п.Шушенское не ниже социальной нормы предоставления жилья для детей-сирот,

У С Т А Н О В И Л:

05 апреля 2012 года Минусинский межрайонный прокурор в интересах Вольхиной Е.Е. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Шушенского района и Министерству образования и науки Красноярского края, в котором просил:

- возложить на администрацию Шушенского района обязанность приобрести в муниципальную собственность п. Шушенское жилое помещение площадью не менее социальной нормы, предусмотренной для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставить данное жилье по договору социального найма Вольхиной Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

- возложить на Министерство образования и науки Красноярского края обязанность перечислить из краевого бюджета в местный бюджет Шушенского района денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Вольхиной Е.Е. в п. Шушенское не ниже социальной нормы предоставления жилья для детей-сирот.

21 мая 2012 года Минусинский межрайонный прокурор иск уточнил, просил возложить на администрацию Шушенского района обязанность предоставить Вольхиной Е.Е. по договору социального найма жилое помещение, соответствующее установленным санитарным техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма. Установить срок ответчику для совершения вышеуказанных действий в течение шести месяцев с даты принятия решения судом. От исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края Минусинский межрайонный прокурор не отказался.

Свои требования Минусинский межрайонный прокурор мотивировал тем, что Вольхина Е.Е. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее мать в ДД.ММ.ГГГГ году лишена родительских прав. Постановлением администрации Минусинского района от ДД.ММ.ГГГГ -п несовершеннолетняя Вольхина Е.Е. определена в учреждение для детей-сирот на полное государственное обеспечение, находилась в <данные изъяты> В качестве ребенка-сирота Вольхина Е.Е. выявлена в г.Минусинске. Постановлением администрации Минусинского района от ДД.ММ.ГГГГ -п за несовершеннолетней Вольхиной Е.Е. закреплено жилье, расположенное по адресу: <адрес>1. Жилой дом принадлежал на праве общей долевой собственности, в том числе Вольхиной Е.Е. ДД.ММ.ГГГГ этот жилой дом сгорел, восстановлению не подлежит. В настоящий момент Вольхина Е.Е. не имеет закрепленного жилья и жилья в собственности. Обязанность по приобретению и предоставлению жилья возложена на орган исполнительной власти местного самоуправления. Поскольку с 2006 года и до настоящего времени Вольхина Е.Е. проживает на территории Шушенского района, органом местного самоуправления данного муниципального образования она должна быть поставлена на учет для последующего предоставления жилого помещения. Администрацией Шушенского района жилье Вольхиной Е.Е. до настоящего времени не приобретено.

В судебном заседании помощник прокурора Шушенского района Алейникова Е.Н. исковые требования Минусинского межрайонного прокурора с учетом уточнений к ответчику администрации Шушенского района поддержала в полном объеме.

Истица Вольхина Е.Е. иск поддержала, суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году её мать лишена родительских прав. Мать была оформлена как мать-одиночка, отца Вольхина Е.Е. не знает. Отец записан со слов матери. С ДД.ММ.ГГГГ года Вольхина Е.Е. проживает на территории Шушенского района, она жила в Шушенском детском доме, после детского дома обучалась в Шушенском сельскохозяйственном колледже. Колледж не окончила. В настоящее время у нее на иждивении находится малолетняя дочь. Вольхина Е.Е. не замужем, не работает, ожидает рождения второго ребенка, проживает с ребенком в съемной квартире в <адрес> <адрес> зарегистрирована по месту пребывания у знакомых в <адрес> Постоянно зарегистрирована в <адрес> Жилой дом по указанному адресу сгорел. Вольхина Е.Е. остро нуждается в жилье.

Представитель ответчика администрации Шушенского района Быков Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора Шушенского района не признал, пояснил, что у администрации Шушенского района отсутствуют жилищный фонд и денежные средства для приобретения Вольхиной Е.Е. жилья. Представитель ответчика Быков Е.В. считает, что администрация Шушенского района является ненадлежащим ответчиком. Как сирота Вольхина Е.Е. выявлена в г.Минусинске, следовательно, за предоставлением жилья ей необходимо обращаться в Минусинскую администрацию. Кроме того, Вольхина Е.Е. являлась участником долевой собственности жилого помещения.

Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил суду отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что требования прокурора о возложении на Министерство обязанности по предоставлению бюджету Шушенского района финансовых средств из регионального фонда компенсаций краевого бюджета для приобретения в собственность муниципального образования жилого помещения для предоставления его Вольхиной Е.Е. не основаны на законе. Вопросы предоставления денежных средств для исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, относятся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке предусмотренном Бюджетным Кодексом РФ. Вольхина Е.Е. субъектом этих отношений являться не может. Полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, переданы органам местного самоуправления. Министерство образования и науки Красноярского края является ненадлежащим ответчиком.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п.2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзаца 2 ч.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

В соответствии с ч. 2 ст.17 Закона Красноярского края "О защите прав ребенка" дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Согласно ст.1 Закона Красноярского края (в ред. от 01 декабря 2011 года) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края "О защите прав ребенка".

В силу п.2 ст.1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с п.1 настоящей статьи, включают в себя, в частности, приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, региональным законодательством государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, делегированы органам местного самоуправления районов.

Согласно Приложению № 4 к Указу Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилья, жилые помещения предоставляются вне очереди по месту жительства.

Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» обязанность по осуществлению учёта данной категории лиц возложена на Министерство образования и науки Красноярского края.

Из документов, приобщенных к материалам гражданского дела, следует, что Вольхина Е.Е. относится к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отсутствие Вольхиной Е.Е. на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края не лишает её указанного статуса и права на внеочередное получение жилья.

Вольхина Е.Е. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Красноярского края (л.д.13).

Решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Вольхиной Е.Е. – ВЛВ лишена родительских прав, дети переданы органам опеки и попечительства (л.д.19-20).

Постановлением администрации Минусинского района от ДД.ММ.ГГГГ -п в связи с тем, что мать лишена родительских прав, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, Вольхина Е.Е. определена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. За несовершеннолетней Вольхиной Е.Е. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>1 (л.д.9).

Это жилье сгорело, о чем имеется акт о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8).

Согласно договору о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ Вольхиной ЕЕ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ВВС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, переданы на воспитание и содержание приемному родителю Т., проживающей по адресу: <адрес>, до совершеннолетия детей (л.д. 29-30).

В ДД.ММ.ГГГГ году Вольхиной Е.Е. выдан аттестат об основном общем образовании Муниципальным общеобразовательным учреждением Шушенской средней общеобразовательной школой (л.д. 33)

Согласно справке КГБОУ СПО Шушенский сельскохозяйственный колледж от ДД.ММ.ГГГГ Вольхиной ЕЕ являлась студенткой очного отделения по специальности «Агрономия» (л.д. 38).

Местом жительства, согласно ч.1 ст.20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из материалов дела следует, что фактическим постоянным местом жительства Вольхиной Е.Е. с года является п.Шушенское Шушенского района Красноярского края. Вольхина Е.Е. проживала в <данные изъяты>, закончила Шушенскую <данные изъяты>, обучалась в Шушенском <данные изъяты>, проживала в общежитии колледжа в <адрес>, после прекращения учебы в <данные изъяты> в виду отсутствия жилья проживала по различным адресам в <адрес> Красноярского края, в настоящее время она снимает квартиру в аренду в <адрес>.

Регистрация Вольхиной Е.Е. по адресу несуществующего жилого дома в <адрес> является формальной.

Учитывая, что Вольхина Е.Е. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживает на территории Шушенского района, собственного жилья не имеет, по месту проживания органами местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлялось, на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края не стоит по независящим от нее причинам, хотя в силу своего статуса могла стоять на таком учете, Вольхина Е.Е. вправе претендовать на жилое помещение вне очереди по договору социального найма на территории муниципального образования «Шушенский район».

Абзацем 3 ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Пунктом «а» статьи 2 Закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» определено, что уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции обязаны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Согласно статье 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Вопросы финансирования государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, относятся к сфере межбюджетных отношений. Эти вопросы не должны касаться права Вольхиной Е.Е. на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, поэтому иск Минусинского межрайонного прокурора в интересах Вольхиной Е.Е. к Министерству образования и науки Красноярского края удовлетворению не подлежит.

Поскольку Вольхина Е.Е. имеет право на получение жилья вне очереди, требование прокурора об установлении шестимесячного срока предоставления жилья Вольхиной Е.Е. также не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Минусинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию Шушенского района предоставить Вольхиной ЕЕ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не ниже социальной нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В иске об установлении срока для совершения вышеуказанных действий в течение 6 месяцев с даты принятия судебного решения Минусинскому межрайонному прокурору отказать.

В иске к Министерству образования и науки Красноярского края о возложении обязанности перечислить из краевого бюджета в местный бюджет Шушенского района денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Вольхиной ЕЕ в п.Шушенское не ниже социальной нормы предоставления жилья для детей-сирот Минусинскому межрайонному прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.

Председательствующий Ж.В.Ерофеева

Решение на 04.06.12 в законную силу не вступило