Дело № 2-139/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 июня 2012 г. п.Шушенское Судья Шушенского районного суда Красноярского края Шимохина Н.П. при секретаре Скажутиной Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чепрасова о признании противоречащим Федеральному законодательству и недействующим с момента принятия п.1 «Отопление» Приложения № 1 «Нормы потребления коммунальных услуг населением, предоставляемых муниципальными предприятиями района, утверждённого Постановлением администрации Шушенского района от 18 июня 2003 г. № 450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района», У с т а н о в и л: Чепрасова обратилась в суд с заявлением (с учётом уточнений) об оспаривании п.1 «Отопление» Приложения № 1 «Нормы потребления коммунальных услуг населением, предоставляемых муниципальными предприятиями района, утверждённого Постановлением администрации Шушенского района от 18 июня 2003 г. № 450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района», мотивируя свои требования тем, что нормативный акт является недействительным, так как он не опубликован, принят ненадлежащим субъектом, отсутствует экономическое обоснование. Обжалуемое постановление от 18 июня 2003 года опубликовано только 29 июля 2011 года, в связи с чем являлось недействующим и нелегитимным до июля 2011 года. Вступление Постановления в силу путём его опубликования в 2011 году не может быть признано правомерным, поскольку с 01.01.2009 года утратили силу Федеральный закон от 06.06.1991 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации», от 28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Утверждение тарифов с 1 января 2009 года на территории муниципального образования отнесены к полномочиям поселковых органов местного самоуправления, а не районного. Кроме того, оспариваемый норматив был утверждён ненадлежащим субъектом: исполнительным, а не законодательным органом. Обоснованность норматива не подтверждена экономическим расчётом. Кроме того, считает, что единый норматив отопления по всему району принят без учёта особенностей жилого фонда (конструктивных, технических параметров, степени благоустройства, материала, из которого возведено жилое помещение). В судебном заседании Чепрасова свои требования с учётом уточнений поддержала, считает постановление администрации Шушенского района от 18 июня 2003 г. № 450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района», незаконным в части норматива отопления для населения. При этом основной довод сводится к тому, что стоимость отопления на селе практически в два раза выше, нежели в районном центре. Она считает, что наоборот на селе стоимость отопления должна быть ниже, связывает стоимость отопления именно с завышением норматива потребления. Представитель администрации Шушенского района Быков считает заявление Чепрасова не подлежащим удовлетворению, указывая на то, что в соответствии с Уставом Шушенского района утверждение нормативов потребления коммунальных услуг не является исключительной компетенцией представительного органа власти. Нормативы за отопление были рассчитаны по методике, утвержденной Правительством РФ, утверждённые нормативы едины для всего района, поэтому более высокий размер платы за отопление на селе зависит не от норматива, а от тарифа, установленного Региональной энергетической комиссий Красноярского края. Действующее на тот период законодательство разграничений представительного или исполнительного органа власти по утверждению норматива не предусматривало. Порядок вступление нормативно-правовых актов в силу определялся Уставом муниципального образования. Действующим Уставом на момент принятия Постановления от 18.06.2003 г. №450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района», опубликование данного нормативно-правового акта не признавалось обязательным. Просит отказать в удовлетворении заявления по причине пропуска трёхмесячного срока для обжалования. Представитель МУП «ШТЭС» Егорова считает заявление Чепрасова не подлежащим удовлетворению, так как норматив потребления тепловой энергии был расчитан ещё до принятия обжалуемого постановления, при этом норматив по с.Каптырево является заниженным. МУП ШТЭС уже выходило с предложением в администрацию Каптыревского сельсовета об утверждении обоснованного тарифа, который составляет 0,0532 Гкал, и такой норматив был утверждён, но затем Каптыревский сельский Совет отменил своё решение, так как размер платы и без того высокий ещё возрос. Разницу в расходах за счёт оставления прежнего норматива администрация Шушенского района взяла на себя. До принятия администрацией Шушенского района постановления от 18.06.2003 г. №450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района», МУП ШТЭС самостоятельно рассчитывала нормативы потребления тепловой энергии по определённым методикам, этот норматив был единым по всему району и составлял 0, 033 Гкал/кв.м. и этот же норматив затем был заложен в постановление администрации района № 450 от 18.06.2003 г. Чепрасова с момента покупки своей квартиры знала о составляющих частях её платы за отопление, так как в квитанциях сделана расшифровка, в которой указан норматив со ссылкой на постановление администрации Шушенского района от 18 июня 2003 г. № 450. Просит в удовлетворении заявления Чепрасова отказать по причине пропуска ею срока для обжалования нормативно-правового акта. Выслушав стороны, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии с п.1 ст.7 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (далее - "Закон") муниципальные правовые акты принимаются органами местного самоуправления по вопросам местного значения и не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно п.п. 1,2 ст.43 Закона в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. В Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-Ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» » закреплено, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления (муниципальные правовые акты), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Согласно Уставу Шушенского района к компетенции районного Совета депутатов относится установление тарифов и цен на товары и услуги муниципальных унитарных предприятий (ст.24 п.1 п.7). В Уставе Шушенского района вопрос об утверждении нормативов не отнесён к компетенции районного Совета депутатов, поэтому доводы заявительницы о том, что нормативы отопления утверждены ненадлежащим органом, необоснованны. Что касается порядка вступления в силу правовых актов главы районного самоуправления, то согласно ст.17 п.3 Устава нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не указан более поздний срок их вступления в силу. Постановление администрации района от 18 июня 2003 года № 450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района» является нормативным правовым актом, поскольку содержащиеся в нем правовые нормы (правила поведения), обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение. Постановление администрации Шушенского района № 450 от 18 июня 2003 года опубликовано в газете «Ведомости Шушенского района» №19 от 29 июля 2011 года. В этой же газете опубликовано другое постановление администрации Шушенского района № 762 а от 25 июля 2011 года «О внесении изменений в постановление администрации района от 18 июня 2003 года № 450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района», которым пункт 5 изложен в новой редакции: «Постановление вступает в силу со дня опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 18 июня 2003 года». Постановление главы администрации Шушенского района № 762 а от 25 июля 2011 года, которым норматив потребления 0,0330 Гкал/кв.м. распространен на правоотношения сторон, возникшие с 18 июня 2003 года, является действующим. В соответствии с ч.ч.1,2 ст.253 ГПК РФ основанием для признания нормативного правового акта недействующим является его противоречие федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. По смыслу п.п.17, 24 разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта подлежат установлению порядок принятия нормативного правового акта: полномочия органа на издание нормативных правовых актов; форма, в которой орган вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, включая правила их опубликования. Соответствие содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу проверяется судом в случае, если будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Чепрасова является потребителем тепловой энергии согласно договору, заключённому ею с МУП ШТЭС на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде в квартире по адресу: <адрес>. С 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ. Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 13 августа 2010 года) размер платы за коммунальные услуги рассчитывался исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Согласно действовавшему законодательству нормативы потребления могли утвердить как органы местного самоуправления района, так и органы местного самоуправления поселения. С 13 августа 2010 года введена в действие статья 157 Жилищного кодекса РФ в иной редакции, в соответствии с которой нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», которыми определён порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на отопление, и требования к их формированию. В соответствии с п.п.2,3,4 данных Правил нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются субъекты Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учёта и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. На основании п. 24 Правил установление и определение нормативов потребления коммунальных услуг решение о применении одного из методов либо в их сочетании принимается уполномоченным органом. Согласно п.5 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: Д) в отношении отопления - материал стен, крыши, объём жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Согласно п. 7 Правил при выборе единицы измерения используют: В) в отношении отопления –Гкал на 1 кв.м. общей площади жилых помещений. Как следует из материалов дела решением Шушенского районного Совета депутатов от 11 мая 2001 года № 47-вн введен в действие тариф на тепловую энергию, который с 14 мая 2001 года составлял 3 рубля 58 коп. на 1 кв.м. общей площади. В расчёт тарифов на отопление населению Шушенского района включён норматив на отопление 1 кв.м. площади жилья, который составляет 0,033 Гкал. В обоснование норматива коммунальных услуг на отопление и горячее водоснабжение по МУП «Шушенской ТЭС» приложен расчёт нормативов на потребление тепловой энергии на основании действовавших ранее методик. При этом при расчёте норматива на отопление были учтены следующие конструктивные и технические характеристики домов: удельная отопительная характеристика зданий, температура наружного воздуха для Шушенского района, поправочный коэффициент, учитывающий отличие расчётной температуры наружного воздуха для проектирования отопления в местности, где расположено здание, применена методика определения количества тепловой энергии и тепловых носителей в водяных системах коммунального отопления, объём здания по наружному обмеру в куб.м., расчётный коэффициент инфильтрации, обусловленный тепловым и ветровым напором. Расчет произведён по формуле, опредёлённой методикой. При этом средняя температура отопительного периода и продолжительность отопительного сезона определена по СниП 22.01.01-99 «Строительная климатология и геофизика». При этом норматив на отопление 1 кв.м общей площади в с.Каптырево составил 0,0594 Гкал на 1 кв.м. Средний коэффициент по району составил 0, 0372 Гкал/кв.ми., а для расчёта оплаты утвержден был коэффициент 0,033 Гкал/кв.м. Указанный норматив впоследствии был утвержден оспариваемым постановлением. Допрошенная в судебном заседании свидетель Т. пояснила суду, что при расчётах норматива с применением новой методики, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, было взято общее количество потребляемой тепловой энергии по котельной, поделённое на суммарную площадь жилого фонда согласно данным БТИ и продолжительность отопительного сезона по приведённой в п.7 таблице Постановления. Для с.Каптырево этот норматив составил 0,0532 Гкал/кв.м. Величина норматива на отопление зависит от состояния жилого фонда, материала и площади наружных стен, степени благоустройства. Поскольку в с.Каптырево в основном одноэтажные и двухквартирные дома, то там норматив значительно выше, чем в п.Шушенское, где многоэтажные и многоквартирные дома, затраты на отопление которых ниже. Общеизвестным фактом суд признаёт, что в Шушенском районе существуют дома различной этажности, выстроенные из различных строительных материалов, а также имеющие различную степень благоустройства. Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 в формуле для определения норматива отопления (формула 2) также учитывается суммарный расход тепловой энергии на отопление жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома, определенный как сумма показаний коллективных приборов учёта за отопительный период (Гкал.), общая площадь жилых помещений многоквартирного дома или помещений жилого дома ( кв.м. ). В настоящее время нормативных правовых актов, изменяющих или признающих утратившим силу постановление администрации Шушенского района №450 от 23 июня 2003 г. не принято, постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» не содержит прямого указания на запрет применения нормативного правового акта, изданного ранее в пределах своих полномочий органом местного самоуправления. Постановление администрации Шушенского района №450 от 23 июня 2003 г. не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу. Действующий порядок расчёта за отопление не приводит к необоснованному или дополнительному увеличению стоимости коммунальных услуг, заявительнице не причиняет материальный вред. Поскольку иного правового регулирования норматива на отопление не имеется, то МУП ШТЭС обоснованно применяет норматив, утверждённый постановлением администрации Шушенского района № 450 от 18.06.2003 г. Довод представителей администрации Шушенского района Быков и МУП ШТЭС Егорова о том, что Чепрасова пропущен трехмесячный срок исковой давности, нельзя признать обоснованным, поскольку обжалуемое заявительницей Постановление является нормативным правовым актом, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а потому возникающие в связи с его изданием правоотношения носят длящийся характер. Гражданский процессуальный закон не устанавливает каких-либо сроков для обращения в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействительным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197, 253 ГПК РФ суд - Р е ш и л : Отказать в удовлетворении заявленных требований Чепрасова о признании противоречащим Федеральному законодательству и недействующим с момента принятия п.1 «Отопление» Приложения № 1 «Нормы потребления коммунальных услуг населением, предоставляемых муниципальными предприятиями района, утверждённого Постановлением администрации Шушенского района от 18 июня 2003 г. № 450 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района». Проверено на соответствие Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-Ф «Об общих принципах организации и местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищному Кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Шушенский районный суд. Судья Н.П.Шимохина На 13 июля 2012 года решение не вступило в законную силу. Решение принято в окончательной форме 06 июля 2012 г.