Дело № 2-387/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 июля 2012 года п. Шушенское Шушенский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Мальцевой Л.Н., при секретаре Карабатовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К. к Правительству Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района Красноярского края о возмещении морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором просила взыскать с ответчиков возмещение морального вреда в размере <данные изъяты> - эквивалент <данные изъяты> единовременно, указав в обоснование своих требований, что она пострадала от политических репрессий в результате Депортации <данные изъяты> Истец указала, что на основании ст.1-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и определения Конституционного Суда РФ от 18.04.2010 года № 103-Оа, истец признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована. При этом указала, что согласно нормам международного права и, в частности, Резолюции 40/34 Генеральной ассамблеи ООН и принятой в соответствии с ней «декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений властью», Решению Европейского Суда по правам человека от 02 февраля 2010 года по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» она имеет право на возмещение морального вреда, причиненного ей политическими репрессиями советского периода. Истец сослалась на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 4-П, которым, как указал истец, установлено, что Решение Европейского суда по правам человека являются основанием для рассмотрения гражданских дел «по вновь открывшимся обстоятельствам». Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в процесс в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства в Красноярском крае, Министерство финансов Красноярского края, Министерство социальной политики Красноярского края. Истец в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. Ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия. Представители ответчиков - Правительства Российской Федерации, Управления социальной защиты населения администрации Шушенского района в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Управлением социальной защиты населения администрации Шушенского района представлен письменный отзыв о том, что согласно ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, поэтому надлежащим ответчиком по данному спору является Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации. Управление социальной защиты населения администрации Шушенского района является органом администрации Шушенского района (органом местного самоуправления), поэтому не может отвечать по обязательствам Российской Федерации. Сами исковые требования не имеют под собой правовых оснований, так как Закон РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» (ред. от 01.07.2011) не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с положениями настоящего Закона. До 1991 года какие-либо компенсации жертвам политических репрессий, при обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, законодательством РСФСР, либо СССР, не предусматривалось. Считает исковые требования К. необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. Представители третьих лиц - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства в Красноярском крае, Министерства финансов Красноярского края, Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Министерство финансов Красноярского края и Министерство социальной политики Красноярского края направили в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, представили суду письменные отзывы. Министерство социальной политики Красноярского края в письменном отзыве просит истцу в удовлетворении исковых требований отказать полностью, сославшись на Закон РФ о реабилитации № 1761-1 который не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда жертвам политических репрессий. Последствия реабилитации определены в статьях 12-18 Закона РФ о реабилитации. В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (п.1 ст.54 Конституции РФ). До 1991 года какие-либо компенсации жертвам политических репрессий при обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, законодательством РСФСР либо СССР не предусматривались. Министерство финансов Красноярского края в своем отзыве указывает на то, что одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Российской Федерацией принят Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», целью которого является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РФ с 15 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба. ФЗ № 122 от 22.08.2004 года из преамбулы Закона о реабилитации жертв политических репрессий исключено положение о компенсации морального ущерба. В соответствие с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, Закон о реабилитации жертв политических репрессий принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам. Именно поэтому, хотя используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации – в отличие от гражданского законодательства – не предполагают разграничение форм возмещения материального и морального вреда, законодатель предусмотрел наряду с возмещением имущественного вреда также ряд мер, направленных на восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Исключение из преамбулы Закона о реабилитации жертв политических репрессий упоминание о моральном вреде, не может рассматриваться ни как фактическое, ни как формальное отрицание признания государством обязанности возмещения реабилитированным лицам морального вреда, и следовательно, как нарушение их прав, вытекающих из статей 52 и 53 Конституции РФ. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ при данной явке. Суд, изучив материалы дела, исследовав доказательства, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Из материалов дела усматривается, что К. (до брака Г. К. родилась в ДД.ММ.ГГГГ и находилась на спецпоселении вместе с <данные изъяты> <данные изъяты> Представлена суду справка Управления внутренних дел администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о реабилитации Г. в которой указано, что она реабилитирована на основании п. В» ст.3 Закона РФ от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» и ст.1 Федерального закона от 4 ноября 1995 г. № 166-ФЗ. Статьей 1.1 Закона РФ от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам. Из материалов дела, исковых требований усматривается, что истец требует возмещения морального вреда, причиненного ей действиями государственных органов бывшего СССР в результате политических репрессий. Основания возникновения обязательств вследствие причинения вреда, способы исполнения этих обязательств, условия привлечения к ответственности обязанного по таким обязательствам лица определены главой 59 ГК РФ, ст. 151 ГК РФ. Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно ч.3 ст.1099 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. В силу ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом. В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Проанализировав вышеуказанные нормы ГК РФ в их взаимосвязи с основаниями и предметом заявленного по настоящему делу иска, суд считает, что: юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению по настоящему делу, являются: лицо, причинившее вред; действия, причинившие вред; наличие вреда; причинно-следственная связь между действиями и наступившими последствиями (вредом); вина причинителя вреда, за исключением случаев, когда законом прямо предусмотрена ответственность за причинение вреда независимо от вины причинителя вреда. Также юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению в рамках настоящего дела, является отнесение действовавшим в момент причинения вреда законодательством факта причинения вреда к основаниям возникновения обязательства. Согласно ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Согласно материалам дела, моральный вред, возмещение которого требует истец в рамках настоящего гражданского дела, причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию. В связи с этим указанные нормы права не могут быть применены к правоотношениям по возмещению причиненного морального вреда. Законодательством, действовавшим на момент причинения вреда истцу, возмещение морального вреда не предусматривалось. Порядок и условия реабилитации жертв политических репрессий в РФ определены законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (с последующими изменениями и дополнениями). Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью. Цель данного Закона, согласно его преамбуле, - реабилитация всех жертв Исходя из этой цели законом определяется круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, и лиц, пострадавших от политических репрессий, а также порядок реабилитации, и ее общие правовые последствия. Согласно ст.12 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Восстановление в правах лиц, репрессированных за пределами Российской Федерации, но постоянно проживающих на ее территории, предоставление им мер социальной поддержки и выплата компенсаций производится в том случае, если принятые в отношении их уполномоченными на то органами государств - бывших союзных республик СССР решения о реабилитации не противоречат законодательству Российской Федерации. При признании лица необоснованно репрессированным только в части предъявленного обвинения осуществляется восстановление тех прав, которые были нарушены в связи с необоснованными политическими обвинениями. Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета. Согласно ст.13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом. В соответствии со ст.14 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" восстанавливаются в гражданстве Российской Федерации все жители Российской Федерации, лишенные гражданства без их свободного волеизъявления. Восстановление в гражданстве осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В силу ст.15 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий"" - лицам, Согласно ст.16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно Закону Красноярского края от 10 декабря 2004 года № 12-2711 « О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» предусмотрены права: - на первоочередное получение жилья, -на приобретение единого социального проездного билета или на получение социальной карты ( в тором числе временной), единой социальной карты Красноярского края для проезда; - на внеочередное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; - на обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей( фельдшеров) со скидкой 50% стоимости -на бесплатное изготовление в ремонт зубных протезов( кроме протезов из драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства, в случае их отсутствия- в иных учреждениях здравоохранения по месту жительства; - на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения; -на внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому; -на ежемесячную денежную выплату в размере 300 рублей; - на субсидию в размере 50% от уплаты за жилье и коммунальные услуги в порядке и на условиях, установленных Законом края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Согласно ответу УСЗН Администрации Шушенского района обязанности по назначению и выплате полагающихся ей мер социальной поддержки, установленных федеральным законодательством и законами Красноярского края выполняются. Согласно ст.16.1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации. Не подлежит возврату, возмещению или компенсации: имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежавшее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем; имущество, уничтоженное во время гражданской и Великой Отечественной войн, а также в результате стихийных бедствий; земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы; имущество, изъятое из гражданского оборота. Реабилитированным лицам возмещается стоимость конфискованного жилого дома в порядке и размерах, предусмотренных частью шестой настоящей статьи. Имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение. При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества. В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В случае, смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди. Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица. Вынесенные решения соответствующих органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы - перерасчету. Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации. Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий". Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом. Финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Для определения порядка выплаты денежных компенсаций, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости Правительством РФ принято: Постановление № 160 от 16.03.1992 г. «0 порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», которым утверждено Положение о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации», которым утверждено Положение о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 г. № 635 утверждены Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество. Истица К. заявила требование о взыскании суммы <данные изъяты>, что составляет <данные изъяты> в возмещение морального вреда, хотя, как следует из указанного выше, процедура возмещения материального вреда, предусмотрена в выплатах компенсаций за конфискованное имущество, либо за лишение свободы и нахождение в психиатрических учреждениях, на что истица не указывает, а компенсация морального вреда, как последствие реабилитации жертв политических реабилитаций, не предусмотрена, а возмещение вреда на основании ст.1069, 1070 ГК РФ, предусматривающих ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами и за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда невозможно, так как действия ст.ст.1069, 1070 ГК РФ распространяется на причинение вреда, имевшего место до 01 марта 1993 года и причиненный вред остался не возмещенным (ст.12 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй ГК РФ»). В соответствие с п.6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу, действия закона во времени, закон усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (п.1 ст.54 Конституции РФ). Впервые установлена ответственность за моральный вред ст.131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик и применяется на территории Российской Федерации с 03 августа 1992 года (Постановления ВС РФ от 14.07.1992 № 3301-1 и от 03.03.1993 № 4604-10). В настоящее время вопросы возмещения морального вреда регулируются статьями 12, 150-152 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01 января 1995 года, статьями 1099-1101 второй части ГК РФ, введенной в действие с 01 марта 1996 года. Суд считает, что правовые последствия реабилитации включают не только предоставление реабилитированным лицам единовременных денежных компенсаций за время нахождения в местах лишения свободы и пребывания в психиатрических лечебных учреждениях (их выплата лицам, проживающим за пределами Российской Федерации, осуществляется по месту их жительства в Российской Федерации до применения репрессий, а в случаях, когда такое место жительства определить невозможно, - по месту применения репрессий на территории Российской Федерации), но и восстановление в гражданстве Российской Федерации, в воинских и специальных званиях, возвращение государственных наград, обеспечение жилыми помещениями в населенных пунктах, где реабилитированные лица проживали до применения репрессий, возвращение им конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущества, либо возмещение его стоимости, либо выплату денежных компенсаций за это имущество (при этом возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится по месту нахождения или реализации такого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица), обеспечение реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, мерами социальной поддержки. Статья 16 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, содержала перечень льгот, которые предоставлялись реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ перечень льгот из статьи 16 был исключен и одновременно установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки на основании законов субъектов Российской Федерации, а расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки этих лиц являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация, приняв на себя обязательство по обеспечению жертвам Таким образом, из вышеуказанных норм действующего законодательства РФ в совокупности и во взаимосвязи с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенных в принятых им актах, следует, что: - Российская Федерация как демократическое правовое государство осудило многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости; - Государством принят специальный закон «О реабилитации жертв политических репрессий», которым определена цель закона (реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба). Исходя из цели закона определен круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, и лиц, пострадавших от политических репрессий, а также порядок реабилитации и ее общие правовые последствия; - законом определены последствия реабилитации, которые включают не только предоставление реабилитированным лицам единовременных денежных компенсаций за время нахождения в местах лишения свободы и пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но и восстановление в гражданстве Российской Федерации, в воинских и специальных званиях, возвращение государственных наград, обеспечение жилыми помещениями в населенных пунктах, где реабилитированные лица проживали до применения репрессий, возвращение им конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущества, либо возмещение его стоимости, либо выплату денежных компенсаций за это имущество, обеспечение реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, при этом Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Субъектом РФ - Красноярским краем во исполнение ст. 16 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» принят Закон Красноярского края от 10.12.2004 №12-2711, которым определены конкретные меры социальной поддержки реабилитированным жертвам политических репрессий (бесплатный проезд в пассажирском транспорте общего пользования, льготы по оплате коммунальных услуг, льготы при получении санаторно-курортного лечения и отдыха и т. п.). Таким образом, законом предусмотрено возмещение как имущественного вреда, так и вреда неимущественного характера; - возмещение ущерба реабилитированным должна быть для государства посильной в момент возмещения, поскольку с учетом экономического положения государства не должна препятствовать осуществлению иных социально-значимых обязательств государства перед другими гражданами; Размер возмещения вреда реабилитированным лицам определен законом РФ и в установленном этим законом порядке законами субъектов. РФ. Предоставление возмещения вреда для реабилитированных лиц в большем размере, с учетом социально-экономической ситуации в РФ и наличия у РФ социальных обязательств перед иными социально незащищенными гражданами страны (обеспечение социальных гарантий инвалидов, ветеранов (участников) войн, лиц; пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС и т. д.) действующим законодательством не предусмотрено. Определенные законом меры по компенсации реабилитированным лицам причиненного вреда производятся в установленном порядке, средства для возмещения, включая меры социальной поддержки в натуральном или денежном выражении, предусматриваются в соответствующих бюджетах РФ и субъектов РФ согласно законам об утверждении бюджетов на соответствующие годы, выделяются реабилитированным лицам, а также лицам, пострадавшим от политических... репрессий. Указанные обстоятельства истцом не оспариваются, каких-либо доказательств обратного суду не представлены, судом не добыты. Доводы истца о преюдиции решения Европейским судом по правам человека по аналогичному делу (решение Европейского суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии»), не могут быть приняты судом в качестве основания для удовлетворения иска, поскольку не затрагивает права и свободы граждан Российской Федерации, признанных пострадавшими от политических репрессий и было вынесено по результатам обращения в Европейский Суд по правам человека граждан Грузии. Российская Федерация не являлась стороной по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии», поэтому постановление Европейского суда по правам человека не носит для Российской Федерации обязательный характер исполнения. Таким образом, в судебном заседании установлено, что порядок и условия реабилитации жертв политических репрессий в Российской Федерации определены законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (с последующими изменениями и дополнениями), принятыми во исполнение норм этого закона постановлениями Правительства РФ, законом Красноярского края от 10.12.2004 №12-2711, определившими конкретные меры социальной поддержки реабилитированным лицам. Вышеуказанными законодательными актами определены круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, и лиц, пострадавших от политических репрессий, а также порядок реабилитации и ее общие правовые последствия, в том числе компенсации имущественного и неимущественного вреда, меры социальной поддержки и т. п. Законодательно определенны Российской Федерацией компенсации и меры социальной поддержки обеспечиваются Российской Федерацией и субъектом РФ финансово, путем выделений соответствующих бюджетных средств, законодательно закрепленных в соответствующих законах о бюджете Российской Федерации и субъекта РФ Красноярского края на очередной год и на плановый период. Истец не оспаривает исполнения обязательств государства по выполнению законодательно предусмотренных мер компенсации реабилитированным жертвами политических репрессий. Исходя из вышеуказанного в совокупности, суд считает, что требование истца взыскать с ответчика моральный вред в размере 160000 рублей - эквивалент 4000 Евро единовременно, - не обосновано, не доказано и не подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявленных исковых требованиях К. к Правительству Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района Красноярского края о возмещении морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 30 дней со дня его принятия в окончательной форме через Шушенский районный суд Красноярского края. Решение на 06.08.2012 года не вступило в законную силу. Судья Мальцева Л.Н.
политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с
25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение
иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации
материального ущерба.
подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное
лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным,
органами социальной защиты населения по месту их жительства, на основании
документов о реабилитации и о времени нахождения в местах лишения свободы и
психиатрических лечебных учреждениях единовременно выплачиваются денежные
компенсации из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в
психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10 000 рублей.
политических репрессий посильной компенсации причиненного им ущерба, вправе
избирать различные механизмы (способы и формы), посредством которых государствам
будет осуществляться возмещение вреда, вносить в них необходимые изменения, не
допуская, однако, снижения ранее признанного государством объема возмещения. При
осуществлении соответствующего правового регулирования, в частности при
установлении объема, способов и форм возмещения вреда тем из указанных лиц, кто не
имеет гражданства Российской Федерации и на территории Российской Федерации не
проживает, законодатель вправе, исходя, в том числе из финансовых возможностей
государства, других социально-экономических факторов, а также особенностей правового
статуса данной категории лиц - определять следует ли (а если следует, то в какой форме)
предоставлять им меры социальной поддержки, которыми обеспечиваются
реабилитированные лица, постоянно проживающие на территории Российской
Федерации.