Дело № 2-458/2012года решение Именем Российской Федерации 25 июля 2012 года п. Шушенское Судья Шушенского районного суда Красноярского края Шимохина Н.П. с участием помощника прокурора Шушенского района Алейниковой Е.Н. (по поручению) при секретаре Чудайкиной Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шушенского района в интересах Процикова А.А. к администрации Шушенского района о возложении обязанности, установил: Прокурор Шушенского района в интересах Процикова А.А. обратился в суд с иском к администрации Шушенского района, в котором просит возложить обязанность на администрацию Шушенского района предоставить жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма Процикову АА. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Проциков А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать П. решением Шушенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отец П. записан в свидетельстве о рождении со слов матери. На основании постановления администрации Шушенского района № от ДД.ММ.ГГГГ Проциков А.А. был помещен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. В настоящий момент Проциков А.А. не имеет закрепленного жилья и жилья в собственности, заканчивает обучение <данные изъяты> <адрес>. В соответствии с ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Проциков А.А. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на имущество и жилое помещение. Органы исполнительной власти должны обеспечить Процикова А.А. жилой площадью по месту его жительства вне очереди не ниже установленных социальных норм. Данное положение закреплено также и в ч.2 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка». Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений данным категориям граждан устанавливаются Губернатором Красноярского края. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», учет указанных категорий граждан, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края. В соответствии с п.2 Приложения 4 данного Указа органы местного самоуправления муниципальных районов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований края в порядке, установленном ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Кроме того, законодательством не закреплено, что обязательным условием предоставления жилого помещения указанной категории граждан является решение краевой комиссии по учету либо нахождение на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края. Согласно п. 5.3 «Положения о краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения», являющегося приложением №3 к Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25-уг - решение Комиссии оформляются протоколом и носят рекомендательный характер. На 2012 год Законом Красноярского края от 01.12.2012 года № 13-6649 «О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» введен в действие Закон Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», по которому переданные государственные полномочия включают в себя: - приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; - предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»; - приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учитывая, что Проциков А.А. находится в тяжелом материальном положении, не имеет средств на оплату квалифицированной юридической помощи, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор в его интересах обращается с указанным иском в суд. В судебном заседании помощник прокурора Шушенского района Алейникова Е.Н. иск поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Истец Проциков А.А. исковые требования поддержал, пояснил суду, что проживал у своей бабушки, но дом у бабушки очень старый и состоит из одной комнаты. Жить ему негде, зарегистрироваться у бабушки он тоже не может, жилье ему необходимо. Представитель ответчика администрации Шушенского района Быков Е.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика. В письменном отзыве представитель администрации Шушенского района Греб О.А., действующая на основании доверенности, указала, что с исковым заявлением прокурора Шушенского района администрация Шушенского района ознакомилась и считает, что они не подлежат удовлетворению. При этом, не оспаривая право Процикова А.А. на получение социального жилья как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считает, что такая обязанность не может быть возложена на администрацию Шушенского района. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Такие полномочия были переданы Законом Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 на 2011 год. При вынесении судом решения в резолютивной части необходимо указать на источник финансирования для приобретения жилого помещения. Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление представитель Министерства образования и науки Красноярского края Буянкина Ю.А. указывает, что в рассматриваемом деле права Процикова А.А не нарушены, так как в соответствии с законом дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В Красноярском крае принят закон об обеспечении жильём указанных категорий лиц. Согласно краевому законодательству Проциков А.А. должен был обратиться в Министерство образования и науки для постановки на учёт на получение жилья. Проциков А.А. о постановке ее на учет в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, с соответствующим заявлением не обращался. Право на обращение с заявлением о постановке на учет в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, сохраняется за Проциковым А.А. до достижения им возраста 23 лет и Министерством не оспаривается. Согласно Порядку приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, остававшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденному Указом Губернатора края от 04.04.2005 № 25-уг, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Представитель Управления образования администрации Шушенского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Руководителя УО Шифрин В.Н. в письменном заключении подтвердил право Процикова А.А. на предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, так как он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать П. лишена родительских прав решением Шушенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец П. записан в свидетельстве о рождении со слов матери. Проциков А.А. на основании постановления администрации Шушенского района был помещен в государственное учреждение, при этом жилое помещение за ним не закреплялось. Выслушав помощника прокурора Алейникову Е.Н., истца Процикова А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу абз. 3 ст. 8 вышеназванного ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (в ред. от 21.12.2010) «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края (ч.2 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961). Согласно Приложению № 4 к Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 N 25-уг (в ред. от 05.03.2010) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Согласно ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (в ред. от 21.12.2010) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на 2010-2011 годы исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 «О защите прав ребенка». В силу п.2 ст.1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с п.1 настоящей статьи, включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Перечень муниципальных образований края, исполнительно-распорядительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к Закону края от 24 декабря 2009 года № 9-4225. Муниципальное образование «Шушенский район» входит в указанный перечень. На основании ст. 2 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (в ред. от 21.12.2010) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Решением Шушенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ П. лишена родительских прав в отношении сына Процикову АА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. П. умерла 1ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным Ермаковским территориальным отделом Управления записи актов гражданского состояния администрации Красноярского края. Согласно справке Шушенского отдела ЗАГСа от ДД.ММ.ГГГГ года в свидетельстве о рождении Процикову АА сведения об отце записаны по указанию матери. Постановлением администрации Шушенского района № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Процикову АА определен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. У Процикова А.А. и его матери П. в собственности жилых помещений не значится, что подтверждается: справками Шушенского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»; сообщениями Шушенского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю; справками администрации Казанцевского сельсовета. Проциков А.А. обучается в <данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на очной дневной форме обучения по специальности <данные изъяты> находится на полном государственном обеспечении. Согласно свидетельству № о регистрации по месту пребывания, Проциков А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Проциков А.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как лишился родительского попечения до достижения им возраста совершеннолетия. В краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа Проциков А.А. не обращался. Отсутствие Процикова А.А. на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края не лишает его права на внеочередное получение жилья. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма площади жилого помещения для предоставления из муниципального жилищного фонда <адрес> по договору социального найма в размере 15 кв. м. общей площади на каждого члена семьи. Согласно ст. 4 Закон Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (ред. от 21.12.2010) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. В приложении № 2 к указанному Закону утверждена «Методика определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», согласно которой общий объем субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, определяется по формуле, где используется показатель количества детей, состоящих на учёте, которым планируется предоставить жильё в 2011 году, а также указывается муниципальное образование. Согласно ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Вопросы о предоставлении денежных средств для исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, относятся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Физическое лицо (гражданин) в силу ст. 1 и ст. 152 Бюджетного кодекса РФ субъектом бюджетных отношений не является. Порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован приведёнными выше краевыми законами, обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления. Обязанность предоставить Процикову А.А. благоустроенное жилое помещение применительно к условиям муниципального образования «Шушенский район» с учётом нормы предоставления по договору социального найма необходимо возложить на администрацию Шушенского района. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Обязать администрацию Шушенского района предоставить Процикову АА благоустроенное применительно к условиям Шушенского района жилое помещение на территории муниципального образования «Шушенский район» по договору социального найма общей площадью не ниже 15 кв.м. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд. На 30.08.2012 года решение в законную силу не вступило Председательствующий Н.П. Шимохина