решение по делу №2-418/2012



Дело № 2-418/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 августа 2012 года п.Шушенское

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Шимохина Н.П.

при секретаре Шатравской Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Кузьмина В.Ю. к администрации Шушенского района о признании действий незаконными и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Кузьмина В.Ю. обратился в суд с заявлением о признании действий администрации Шушенского района Красноярского края о выделении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, <данные изъяты> многодетной семье СД незаконными, просит возложить на администрацию Шушенского района обязанность подготовить документы и провести аукцион по указанному земельному участку.

Свои требования Кузьмин В.Ю. мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он подал в администрацию Шушенского района заявление о предоставлении ему в аренду земельного участка общей площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Испрашиваемый земельный участок на момент его обращения не был сформирован в установленном законом порядке, т.е. границы не были установлены и государственный кадастровый учёт земельного участка не был осуществлён.

Процедура предоставления земельного участка в установленные законом сроки не была соблюдена.

ДД.ММ.ГГГГ в газете «Ведомости Шушенского района» было опубликовано извещение о приёме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду. ДД.ММ.ГГГГ ему пришло по почте письмо, в котором администрация Шушенского района уведомила, что будет проводиться аукцион, так как поступило более одного заявления. Информация о проведении аукциона будет опубликована не позднее 30 дней до его проведения в печатном издании «Ведомости Шушенского района» и размещена на официальном сайте Шушенского района в сети «Интернет» после подготовки администрацией района необходимой документации.

Решение о проведении аукциона было принято, однако ДД.ММ.ГГГГ ему пришло уведомление, что земельный участок предоставляться через аукцион не будет, а предоставляется многодетной семье.

Считает, что действия администрации Шушенского района носят противоправный характер.

Решение было принято на основании заявления СД, поданного ДД.ММ.ГГГГ после истечения срока приёма заявлений на извещение в газете «Ведомости Шушенского района» от ДД.ММ.ГГГГ

Многодетные семьи имеют право на получение земельного участка под строительство жилого дома бесплатно, однако законом первоочередное или внеочередное предоставление им земельного участка под строительство индивидуального жилого дома не предусмотрено. Спирины в очереди многодетных семей на получение земельного участка стоят под номером 21. Испрашиваемый им земельный участок не внесен в реестр имеющихся в наличии земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предоставляемых в собственность бесплатно. Ранее администрацией Шушенского района СД был дан ответ, что многодетным семьям будут предоставляться земельные участки после утверждения Генерального плана р.п. Шушенское, который до настоящего времени не утверждён, тем самым отсутствовали основания для принятия решения о предоставлении бесплатно указанного земельного участка многодетной семье.

Заявитель в судебное заседание не явился, в соответствии со ст. 257 ч.2 ГПК РФ его неявка не является препятствием для к рассмотрению заявления.

Представитель администрации Шушенского района Быков Е.В. считает требования заявителя Кузьмина В.Ю. не подлежащим удовлетворению, указывая на то, что решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка не было принято, так как земельный участок не был поставлен на кадастровый учёт. После поступления заявления от многодетной семьи СД было принято решение о предоставлении данного участка многодетной семье СД в собственность бесплатно, в связи с чем СД было предложено поставить земельный участок на государственный кадастровый учёт. Очередность предоставления земельного участка многодетной семье не затрагивает права Кузьмина В.Б., так как он в очереди многодетных семей для получения земельного участка не состоит. Действующим законодательством не предусмотрено, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, обязательно должны быть включены в реестр имеющихся в наличии земельных участков в разрезе муниципальных образований Красноярского края.

Заинтересованное лицо СД считает заявление Кузьмина В.Ю. не подлежащим удовлетворению, так как они имеют право на получение этого земельного участка как многодетная семья, от других очередников возражений не поступило.

Выслушав заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд не находит оснований доля удовлетворения заявленных Кузьминым В.Ю. требований.

В соответствии со ст. 258 ч. 4 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Порядок предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства и иных целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьями 28 - 38 Земельного кодекса РФ.

Согласно ст. 30 ч.4 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ)

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Из приведённой нормы закона следует, что проведение процедуры предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта допускается только при условии, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учёт, без проведения работ по формированию земельного участка он не может быть предоставлен лицу. Торги являются второй стадией предоставления земельного участка.

Как следует из содержания заявления Кузьмина В.Ю., пояснений представителя администрации Шушенского района и материалов дела первая стадия формирования земельного участка для выставления его на торги не была завершена. После опубликования ДД.ММ.ГГГГ в печатном издании «Ведомости Шушенского района» уведомления о приёме заявлений о предоставлении земельных участка в аренду, в том числе по адресу: <адрес> площадью 1200 кв.м. для индивидуального жилищного строительства земельный участок на кадастровый учёт поставлен не был. Кузьмину В.Ю. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Шушенского района было направлено уведомление о том, что земельный участок будет предоставляться через аукцион. Указанное уведомление не может рассматриваться как решение о проведении аукциона, оно носит информационный характер. Официальное решение о проведении аукциона на момент обращения СД не было принято.

В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 138-ФЗ)

Таким образом, порядок и случаи предоставления земельных участков многодетным семьям без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов относятся к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с ст.15 п.2 Закона края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 (с изм. от 18.06 2009 № 8-3429) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае"

"2. Многодетные граждане, постоянно проживающие на территории Красноярского края, имеют право на бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для следующих целей: ведение садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

Право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно для одной и той же цели может быть использовано однократно на семью в целом".

Статьёй 15.1 указанного Закона Красноярского края определён порядок бесплатного, иного льготного (первоочередного, внеочередного) предоставления в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства (введена Законом Красноярского края от 24.11.2009 N 9-4042)

1. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, в ином льготном (первоочередном, внеочередном) порядке, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие установленное законодательством право заявителя на бесплатное, иное льготное (первоочередное, внеочередное) предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

2. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 1 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, указанного в настоящей статье, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

3. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимают решение о предоставлении этого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность за плату или бесплатно заявителю и направляют ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. В решении о предоставлении земельного участка в собственность за плату указывается цена выкупа земельного участка, определенная на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

4. В случае предоставления земельного участка в собственность за плату исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи и направляют его заявителю с предложением о заключении договора.

Семья СД является многодетной, имеют <данные изъяты> детей, зарегистрированы на территории <адрес> (л.д.32).

Спирины обратилась с заявлением на имя главы администрации Шушенского района ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении им земельного участка в собственность бесплатно, как многодетной семье.

Согласно ст. 30 ЗК РФ планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории, земельный контроль за использованием земель в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. ст. 10 - 11 ЗК РФ субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися соответственно в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Законодательством Красноярского края и Муниципальным образованием «Шушенский район» процедура предоставления земельных участков многодетным семьям (очередность, реестр земельных участков и т.п.) не регламентирована.

Реализация любого права гражданина, предоставленного законом, подлежит осуществлению с соблюдением прописанного законом и иными нормативными актами механизма обеспечения такого права.

Доводы Кузьмина В.Ю. о том, что выделением СВ земельного участка нарушена процедура его предоставления не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Администрация Шушенского о района действовала в рамках представленных ей законом полномочий.

Вопрос очередности предоставления земельного участка под строительство индивидуального жилого дома как многодетной семье права и законные интересы заявителя не затрагивает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

Требования ФИО1 о признании действий администрации Шушенского района Красноярского края незаконными, возложении обязанности подготовить и провести аукцион по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.

Меры обеспечения иска на основании определения Шушенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в виде запрета на распоряжение администрацией Шушенского района на распоряжение земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Шушенский районный суд.

На 31.08.2012 г решение в законную силу не вступило

Председательствующий Н.П.Шимохина

Решение принято в окончательной форме 24 августа 2012 г.