Дело № 2-443/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 августа 2012 г. п.Шушенское Судья Шушенского районного суда Шимохина Н.П. При секретаре Шатравской Е.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Окулова Н.М., Пролубниковой Л.И. к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности выдать страховые свидетельства по обязательному государственному личному страхованию, обеспечению правил безопасности труда работников, о компенсации морального вреда, У с т а н о в и л: Окулов Н.М. и Пролубникова Л.И. обратились в суд с иском к ГУ - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ о возложении обязанности застраховать их по обязательному государственному личному страхованию, указывая на то, что они осуществляют функции <данные изъяты>, подвергают свою жизнь опасности, так как по своим должностным обязанностям не принимают к зачёту у <данные изъяты> крупные суммы по расходованию средств Фонда, применяют к <данные изъяты> штрафные санкции, в связи с чем неоднократно в их адрес высказывались угрозы расправой. При осуществлении <данные изъяты> проверок работодателем транспортом не обеспечиваются, с ноутбуком и документами добираются к <данные изъяты> как придётся. Работодатель не обеспечивает их безопасными условиями труда и не выполняет закон об обязательном государственном личном страховании. Просят обязать ГУ - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ выдать им страховые свидетельства по обязательному государственному личному страхованию, запретить направлять на <данные изъяты> проверки <данные изъяты> до решения вопроса о личном страховании работников; обязать соблюдать правила безопасности труда работников и взыскать в пользу каждого компенсацию морального вреда по <данные изъяты> рублей. В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении. При этом Пролубникова Л.И. пояснила, что сотрудники ревизионных служб Фонда в ДД.ММ.ГГГГ годах были застрахованы по обязательному государственному личному страхованию, она является <данные изъяты> и подлежит личному страхованию. Окулов Н.М. пояснил, что он является <данные изъяты> Фонда, и 30% его рабочего времени составляет <данные изъяты> деятельность. При этом истцы ссылаются на п. 29 Положения «О фонде социального страхования РФ», согласно которому имеют право на возмещение причинённого им ущерба в порядке и на условиях, установленных Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, по которому Уполномоченные ПФР подлежат страхованию в прядке и на условиях, установленных для сотрудников Государственной налоговой службы РФ. Представитель ответчика Шабанов А.Ю. считает, что дело подлежит прекращению, так как не подлежит разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства, так как приведённые истцами нормативные акты не затрагивают их права и законные интересы, поскольку Окулов Н.М. не относится к работникам <данные изъяты> служб, а Пролубникова Л.И. уволена с работы с ДД.ММ.ГГГГ. В отзыве на исковое заявление представитель ответчика указывает на то, что обязанность по обязательному государственному личному страхованию определённых категорий работников может быть возложена на работодателя исключительно в силу закона за счёт средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). Фонду социального страхования законодательно средства на личное государственное страхование работников средства не предусмотрены, поэтому осуществить страхование Пролубниковой Л.И. и Окулова Н.М. за счёт работодателя в рамках действующих законов невозможно. Фактически пункт 29 Положения «О фонде социального страхования РФ фактически является недействующим. В случае обоснованных угроз со стороны страхователей истцы вправе обратиться в правоохранительные органы. Полагает, что обращение с данным иском связано с нежеланием истцов выполнять свои должностные обязанности, ездить в служебные командировки и участвовать в выездных проверках. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Согласно п. 29 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации (утверждённого Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 N 741 с последующиими изменениями) работники контрольно-ревизионной службы, осуществляющие контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей Фонда, подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. Понятие обязательного страхования раскрывается в статье 935 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу может быть возложена законом на указанных в нем лиц. 3. Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование). Согласно пунктам 1, 2 статьи 936 Гражданского кодекса РФ обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком. Обязательное страхование осуществляется за счет страхователя. Согласно ст.397 ч.1 ГК РФ лицо, в пользу которого по закону должно быть осуществлено обязательное страхование, вправе, если ему известно, что страхование не осуществлено, потребовать в судебном порядке его осуществления лицом, на которое возложена обязанность страхования. Согласно ст. 969 ГК РФ 1. В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). 2. Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями. 3. Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании. 4. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию. При этом в силу главы 48 Гражданского кодекса РФ обязательное государственное страхование возникает в силу закона, осуществляется за счет бюджетных средств, а страхователями в обязательном государственном страховании являются государственные органы. Пунктом 3 статьи 927 Гражданского кодекса РФ определено, что случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование), могут быть предусмотрены Законом. Обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий, как предусмотрено пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса РФ, в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства может быть установлено законом. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). Под Законом в данном случае в силу пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ следует понимать федеральный закон, поскольку гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса РФ. С учётом приведённых положений обязательное государственное страхование должно быть предусмотрено законом. Вместе с тем оно должно отвечать ряду признаков, отграничивающих данный вид страхования от других видов обязательного страхования. К таким признакам следует отнести: -устанавливаемый законом круг лиц, подлежащих обязательному государственному страхованию; -ограниченный круг органов государственной власти, которые вправе выступать страхователями; - специальный источник финансирования, а также фиксированный размер страховой премии; - закрытый перечень объектов страхования; - особенности возникновения отношений по страхованию; - ограниченный круг страховщиков либо в установленных случаях особый порядок их выбора. В качестве обязательного государственного страхования следует отметить императивно установленное ограничение по кругу страхователей, которыми вправе выступать только федеральные органы исполнительной власти. В соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 <1>, к федеральным органам исполнительной власти отнесены федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В качестве признака обязательного государственного страхования следует назвать специальный источник финансирования обязательного государственного страхования. Таким источником определен соответствующий бюджет министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Федеральным законом от 30.11.2011 N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» денежные средства на обязательное личное страхование работников Фонда и его территориальных органов не предусмотрено. Учитывая, что законом не определен порядок и условия обязательного государственного страхования работников Фонда социального страхования, не выделены средства на данные цели, у ГУ - Красноярское регионального отделения Фонда социального страхования РФ отсутствуют основания для обязательного государственного личного страховании истцов. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 ГПКРФ, суд- Р е ш и л: Иск Окулова НМ и Пролубниковой ЛИ к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности выдать страховые свидетельства по обязательному государственному личному страхованию, обеспечению правил безопасности труда работников, о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в сдубе6ную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Шушенский районный суд. На 31.08.2012 года решение в законную силу не вступило. Судья Н.П.Шимохина Решение принято в окончательной форме 24 августа 2012 г.