Дело № 2-185/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Шушенское 14 марта 2011 года
Судья Шушенского районного суда Красноярского края Ерофеева Ж.В.
при секретаре Буйновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрегиональной общественной организации - Общества защиты прав потребителей «Правовед» к ОАО «Саянмолоко» о признании действий незаконными, запрете реализации продукции без предоставления потребителям полной информации, признании продукта фальсифицированным, отзыве продукции, возложении обязанности опубликовать резолютивную часть решения суда в средствах массовой информации,
У С Т А Н О В И Л:
Межрегиональная общественная организация - Общество защиты прав потребителей «Правовед» обратилась в суд с иском к ОАО «Саянмолоко», в котором с учетом уточнений просила:
- признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц потребителей действия ответчика, выражающиеся в реализации пищевой продукции «Молоко сухое – цельное» без предоставления потребителям полной и достоверной информации на потребительской упаковке о составе продукции, о местонахождении производителя, о номере ГОСТа, о несоответствии ГОСТу Р 52791-2007;
- запретить реализацию продукции, несоответствующей требованиям действующего законодательства, а именно без предоставления потребителям полной и достоверной информации на потребительской упаковке о составе продукции, о местонахождении производителя, о номере ГОСТа, о несоответствии ГОСТу Р 52791-2007;
- признать продовольственный продукт торговой марки «Семенишна» «Молоко цельное – сухое» фальсифицированным;
- обязать ответчика отозвать продукцию «Молоко цельное-сухое», не соответствующую требованиями действующего законодательства;
- обязать ответчика довести в десятидневный срок через средства массовой информации резолютивную часть решения суда.
Свои требования истец мотивировал тем, что на основании ст.45 Закона РФ «О защите прав потребителей», Устава общества в ходе проведения проверки представителями Общества «Правовед» установлено, что продовольственный продукт торговой марки «Семенишна» «Молоко сухое - цельное», расфасованный ОАО «Саянмолоко», не соответствует требованиям ГОСТа Р 52791-2007; потребителю не предоставлена достоверная и необходимая информация о реализуемом продукте (не конкретизирован адрес изготовителя, отсутствуют полные сведения о составе товара); понятия «молоко цельное» и «молоко обезжиренное» не отражают истинного состава продукции, методов его переработки; неверно указано наименование национального стандарта РФ -ГОСТа. Истец считает, что таким образом ответчик вводит в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств товара, мешает потребителю сделать правильный выбор, нарушая его права и законные интересы.
Представитель истца Клепов Ю.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал, пояснил, что продукт «Молоко цельное сухое» торговой марки «Семенишна» был куплен представителями общества «Правовед» до Нового 2011 года в магазине ВСК города Абакана на улице Аскизской. Дату покупки он не помнит. Чек не сохранился. На упаковке продукта выявлены недостатки: нечеткая дата производства и дата упаковывания продукта, отсутствует информация о заводе-изготовителе, неверно указано название ГОСТа. Более того, в соответствии с ГОСТом массовая доля белка в сухом обезжиренном молочном остатке должна составлять не менее 34%, а из информации на упаковке следует, что содержание белка на 100 грамм составляет только 25,6%. Поскольку информация на упаковке является недостоверной, не соответствует наименованиям и показателям идентификации, такая продукция признается фальсифицированной и подлежит принудительному отзыву.
Представитель ответчика ОАО «Саянмолоко» Борсук Ю.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что истцом не указано, каким образом проводилась проверка, составлялось ли по ее итогам письменное заключение; не приложены документы, уточняющие данные обстоятельства. Между тем, время приобретения продукта необходимо для определения давности его производства и номера партии. Место приобретения товара необходимо для определения наличия или отсутствия договорных отношений с торговой точкой на реализацию продукции ОАО «Саянмолоко». Доводы истца о том, что на упаковке не конкретизирован адрес изготовителя, не соответствуют действительности. ОАО «Саянмолоко» в отношении продукта «Молоко цельное сухое» является предприятием-расфасовщиком, а производство продукта осуществляют ОАО «Филимоновский МКК» (п.Филимоново, Красноярский край) и ОАО «Консервщик» (г.Куприно, Новосибирская область). На каждой партии продукта ставится маркировка: «Ф» - обозначает, что продукт изготовил ОАО «Филимоновский МКК», а буква «К» означает, что продукт (молоко цельное сухое) изготовил ОАО «Консервщик». Юридические адреса заводов – изготовителей и значение маркировки указаны на упаковке продукта. Данная маркировка ставится рядом с датой расфасовки продукта. По мнению представителя ответчика не соответствуют действительности доводы истца об отсутствии на упаковке полных сведений о составе продукта. На упаковке продукта «Молоко цельное сухое» указан следующий состав продукта: молоко цельное, молоко обезжиренное. Термины, обозначающие компоненты продукта предусмотрены п.п.9,10 ст.4 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», данные понятия являются общепризнанными и их детализации не требуется. ГОСТ Р 52791-2007 «Консервы молочные молоко сухое» предусматривает классификацию продукта «молоко сухое» в зависимости от массовой доли жира на обезжиренное и цельное. Для молока сухого цельного массовая доля жира составляет не менее 25%, которая в готовом продукте «молоко цельное сухое» достигается за счет смешивания молока цельного, средняя массовая доля жира которого 3,8-4% и обезжиренного молока, массовая доля жира которого менее 0,5%, и дальнейшего процесса выпаривания. Истцом не указано, что он подразумевает под понятием «истинный состав». Законодательством не предусмотрено включать в обязательную информацию о продукте способы его переработки. Требование об отзыве продукции является необоснованным. ОАО «Саянмолоко» производит и реализует большое количество видов продукции. Исковое заявление не содержит фактов несоответствия действующему законодательству иной продукции ОАО «Саянмолоко». То, что на упаковке в наименовании ГОСТа отсутствует «Р» - это техническая ошибка. Намерений вводить в заблуждение потребителей у ОАО «Саянмолоко» не было. Отсутствие на представленной истцом упаковке четкой даты производства и упаковывания, а также наименования завода-изготовителя, возможно, связано с тем, что кто-то использует упаковку ОАО «Саянмолоко». По данному факту проводится проверка. Представитель ответчика полагает, что истцом не предоставлено достоверных доказательств нарушения ОАО «Саянмолоко» законодательства о защите прав потребителей и основания для признания противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц потребителей отсутствуют. ОАО «Саянмолоко» соблюдает требования действующего законодательства о защите прав потребителей, истец доказательств обратного не представил.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав специалиста органа Роспотребнадзора Вавиловой Т.И., суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
-наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
-в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
-адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
ОАО «Саянмолоко» зарегистрировано в качестве юридического лица МИ ФНС № 20 по Красноярскому краю. К основным видам экономической деятельности ОАО относится: производство обработанного жидкого молока, дополнительными видами экономической деятельности являются: розничная торговля молочными продуктами (л.д. 26-46).
Представитель Роспотребнадзора Вавилова Т.А. пояснила суду, что на представленных истцом и ответчиком упаковках «Молоко цельное сухое» недостоверное наименование ГОСТа - пропущена буква «Р». На представленной истцом упаковке не читается дата изготовления продукции, его расфасовки и отсутствует указание на завод-изготовитель. При наличии таких нарушений продукция считается фальсифицированной, она изымается из продажи. Что касается состава продукта и показателя белка, то в данном случае в указаниях на упаковках нарушений со стороны ОАО «Саянмолоко» нет. 34% составляет массовая доля белка в сухом обезжиренном молочном остатке. Этот процент определяется только при проведении лабораторных исследований, является физико-химическим показателем. Указание на 34 % на потребительской упаковке необязательно. Показатель 25,6 гр. обозначает полезность (пищевую ценность) продукта, он соответствует норме и в обязательном порядке должен присутствовать на потребительской упаковке.
Согласно ст.36 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» молоко и продукты его переработки должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и требованиям настоящего Федерального закона.
Информация для потребителей наносится на каждую единицу потребительской упаковки такой продукции.
Наименования молока и продуктов его переработки должны соответствовать понятиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона. Наименования такой продукции могут дополняться ассортиментными знаками или фирменным наименованием изготовителя.
Порядок слов при указании соответствующих понятиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, наименований молока и продуктов его переработки в их маркировке не регламентируется.
Пунктом 19 ст.4 указанного закона определено, что сухое цельное молоко – это сухой молочный продукт, массовая доля сухих веществ молока в котором составляет не менее чем 95 процентов, массовая доля белка в сухих обезжиренных веществах молока – не менее чем 34 процента и массовая доля жира – не менее чем 20 процентов.
Из информации на потребительской упаковке видно, что ОАО «Саянмолоко» является предприятием – расфасовщиком. На упаковке указано наименование продукта – «молоко цельное сухое», состав продукта: молоко цельное, молоко обезжиренное. Все эти понятия содержатся в ст. 4 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
Нарушений по указанию на потребительской упаковке на состав и наименование продукта не выявлено.
В состав цельного сухого молока входят молоко цельное, молоко обезжиренное.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 декабря 2007 года № 383-ст введен национальный стандарт РФ «Консервы молочные. Молоко сухое. Технические условия. ГОСТ Р 52791-2007». Настоящий стандарт распространяется на сухое молоко, получаемое удалением воды из обезжиренного или цельного коровьего молока. Продукт в зависимости от массовой доли жира подразделяют на обезжиренный, цельный. По физико-химическим показателям продукт должен соответствовать нормам, указанным в таблице № 2, массовая доля белка в сухом обезжиренном молочном остатке должна быть не менее 34%. (п. 5.1.3).
На упаковке «молоко цельное сухое» расположена таблица с указанием пищевой ценности продукта, где на 100 гр. продукта приходится 25,6 г. белка.
Согласно пояснениям представителя Роспотребнадзора Вавиловой Т.И. показатель белка – это пищевая ценность продукта, то есть его полезность. Указанное на упаковке количество белка (25,6 г.) является нормой для данного продукта, а 34% - это физико-химический показатель, который не обязателен для вынесения на потребительскую упаковку.
Оснований не доверять пояснениям Вавиловой Т.И. – главному специалисту-эксперту территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Минусинске, нет.
Пояснения Вавиловой Т.И. согласуются с положениями ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», ГОСТа Р 52791-2007, ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в соответствии со ст.18 которого юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативных документов к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке. На этикетках, упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством РФ о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана информация о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов).
Из анализа перечисленных выше нормативных документов следует, что пищевая ценность продукта и массовая доля белка в сухом обезжиренном молочном остатке – разные понятия.
На потребительской упаковке обязательно указание на пищевую ценность, что в данном случае имеется на потребительской упаковке «Молоко цельное сухое».
Суд не принял во внимание упаковку, предоставленную представителем истца «Правовед» Клеповым Ю.Ю., так как суду не дано убедительных доказательств, что продукт упакован (расфасован) именно ответчиком ОАО «Саянмолоко», а не другим лицом. На этот продукт не представлен товарный чек, по которому можно было бы определить, имеет ли отношение ответчик ОАО «Саянмолоко» к товару, приобретенному истцом.
Судом проведена оценка полноты и достоверности информации для потребителя, приведенной на упаковке «Молоко цельное сухое», представленной представителем ответчика ОАО «Саянмолоко» Борсук Ю.В., пояснившей, что молоко цельное сухое упаковывается ОАО «Саянмолоко» именно в такие упаковки.
На упаковке, которую предоставила суду Борсук Ю.В., вдоль продольного шва в первом ряду четко проставлена дата производства – 01 сентября 2010 года, вдоль продольного шва во втором ряду – дата упаковывания – 07 февраля 2011 года. Рядом с датой производства 01 сентября 2010 года стоит буква К.
В нарушение ФЗ «О защите прав потребителей» на указанной упаковке недостоверное наименование ГОСТа: вместо ГОСТ Р 52791-2007 стоит ГОСТ 52791-2007, а также недостоверное местонахождение изготовителя ОАО «Консервщик» - города Куприно в Новосибирской области нет.
Статьей 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определено, что пищевые продукты признаются фальсифицированными, если информация о них является заведомо недостоверной.
Согласно статье 3 указанного закона не могут находиться в обороте пищевые продукты, в отношении которых имеются обоснованные подозрения в их фальсификации.
Доводы представителя ответчика ОАО «Саянмолоко» Борсук Ю.В. о том, что в наименовании ГОСТа допущена техническая ошибка, суд находит неубедительными и приходит к выводу, что на упаковке ОАО «Саянмолоко» товарной марки «Семенишна» «Молоко цельное сухое» присутствует заведомо недостоверная информация о качестве товара (по причине заведомо недостоверного наименования ГОСТа), а также заведомо недостоверная информация об изготовителе расфасованного ответчиком товара (по причине заведомо недостоверного указания на местонахождение предприятия – изготовителя ОАО «Консервщик» в Новосибирской области), что вызывает обоснованные подозрения в фальсификации пищевого продукта, влечет признание действий ОАО «Саянмолоко» в реализации такого пищевого продукта незаконными, признание пищевого продукта «Молоко цельное сухое», упакованного ОАО «Саянмолоко» в потребительскую упаковку торговой марки «Семенишна», фальсифицированным, запрете его реализации и изъятие из оборота.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ОАО «Саянмолоко» в реализации пищевой продукции торговой марки «Семенишна» «Молоко цельное сухое» без предоставления потребителям полной и достоверной информации на потребительской упаковке об изготовителе продукции и номере ГОСТа.
Запретить ОАО «Саянмолоко» реализацию продукции торговой марки «Семенишна» «Молоко цельное сухое» без предоставления потребителям достоверной информации об изготовителе и номере ГОСТа.
Признать продовольственный продукт торговой марки «Семенишна» «Молоко цельное сухое», расфасованный ОАО «Саянмолоко», фальсифицированным.
Обязать ОАО «Саянмолоко» отозвать продукцию торговой марки «Семенишна» «Молоко цельное сухое», расфасованную им в упаковки, в которых отсутствует достоверная информация об изготовителе и в которых номер ГОСТа не соответствует действительности.
Обязать ОАО «Саянмолоко» довести через средства массовой информации о решении суда по вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.
На 05 апреля 2011 года решение не вступило в законную силу.
Председательствующий Ж.В. Ерофеева