Дело № 2-202/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Шушенское 24 февраля 2011 года
Судья Шушенского районного суда Красноярского края Ерофеева Ж.В.
при секретаре Гераськиной И.В.
с участием старшего помощника прокурора Шушенского района Сажиной А.В.(по поручению)
представителей истца Пересторонина Д.С., Охотникова И.В.,
представителей ответчиков Управления образования администрации Шушенского района Кукина В.Н., Кузнецова А.Л., администрации Шушенского района Быкова Е.В.,
представителя третьего лица Шушенского районного Совета депутатов Быкова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пересторонина С.П. к Управлению образования администрации Шушенского района, администрации Шушенского района об отмене приказа, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Пересторонин С.П. обратился в суд с иском к Управлению образования администрации Шушенского района, администрации Шушенского района, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным и отменить приказ №/л.с. от ДД.ММ.ГГГГ об отмене приказов и прекращении трудового договора с Пересторониным С.П., восстановить на работе в должности руководителя <данные изъяты> взыскать судебные расходы в сумме 16400 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.
Свое исковое заявление Пересторонин С.П. обосновал тем, что по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ его кандидатура согласована на должность <данные изъяты> Согласно статье 35 Устава Шушенского района у главы администрации Шушенского района отсутствуют полномочия на прием и увольнение руководителей муниципальных учреждений, и следовательно, право делегирования этих полномочий кому-либо. В этой связи глава администрации Шушенского района не мог передать полномочия на прием и увольнение руководителя <данные изъяты> Управлению образования администрации Шушенского района. Поэтому руководитель Управления образования администрации Шушенского района не является уполномоченным собственником лицом (органом), правомочным издавать приказ о прекращении трудового договора с истцом. Расторжение трудового договора с руководителем <данные изъяты> Пересторониным С.П. без согласия соответствующего представительного органа невозможно. Недопустимо издание приказа в период временной нетрудоспособности. В приказе не содержится мотивов увольнения. При принятии решения о досрочном расторжении трудового договора руководитель Управления образования администрации Шушенского района и глава администрации, не являясь собственниками имущества муниципального учреждения, обязаны руководствоваться не своими частными интересами, а соблюдать публичные интересы населения муниципального образования. Приказ издан по Управлению образования администрации Шушенского района, в то время как Управление образования не является работодателем для истца.
Истец Пересторонин С.П. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представители истца Охотников И.В., Пересторонин Д.С. исковые требования поддержали, мотивируя доводами, изложенными в иске и уточнениях к нему.
Представители ответчика Управления образования администрации Шушенского района Кузнецов А.Л., Кукин В.Н. в судебном заседании иск не признали.
Представитель ответчика Управления образования администрации Шушенского района Кузнецов А.Л. пояснил, что администрация Шушенского района как учредитель и орган, исполняющий полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного за <данные изъяты> передала функции по приему на работу и увольнению руководителя <данные изъяты> своему структурному подразделению - Управлению образования администрации Шушенского района. Приказом Управления образования истец принят на работу в <данные изъяты> на должность руководителя, с ним заключен трудовой договор. ДД.ММ.ГГГГ руководителем Управления образования принято решение о прекращении трудового договора с истцом с ДД.ММ.ГГГГ по п.2 ст.278 Трудового кодекса РФ. О том, что Пересторонин С.П. находится на больничном, стало известно 21 января 2011 года. Трудовое законодательство не допускает увольнение в период временной нетрудоспособности, но не запрещено в этот период принять решение о прекращении трудового договора. Процедура согласия Шушенского районного Совета депутатов на прекращение трудового договора с руководителем организации не установлена правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края и Шушенского района. Шушенский районный Совет депутатов лишь согласовывает (одобряет) кандидатуры руководителей муниципальных учреждений, но не назначает их на должность. Мотив увольнения в приказе содержаться не должен. Приказ не является следствием дискриминации или злоупотребления правом со стороны руководителя Управления образования.
Представитель ответчика администрации Шушенского района, а также представитель третьего лица Шушенского районного Совета депутатов Быков Е.В. иск не признал, мотивируя теми же доводами, что и Кузнецов А.Л.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему:
Согласно ст.51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществляя функции и полномочия учредителя, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений. В соответствии со ст.34 указанного закона к органам местного самоуправления относится, в частности, администрация района.
Статьей 39 Устава Шушенского района определено право администрации района учреждать муниципальные учреждения (п.5).
Право администрации района в качестве Учредителя назначать на должность руководителя учреждения закреплено в Уставе <данные изъяты> (п.5.1), что не противоречит закону и Уставу Шушенского района.
<данные изъяты> (сокращенное наименование <данные изъяты> зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией ФНС №. Указанное учреждение не относится к унитарным предприятиям (л.д.23-26).
Согласно п.1.2 Устава <данные изъяты> Учредителем <данные изъяты> является Администрация Шушенского района. На основании п.1.7 Устава Учредитель закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования Шушенский район. По п.5.1 Устава руководитель Учреждения назначается на должность Учредителем по представлению руководителя Управления образования в порядке, установленном законодательством о труде и правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования Шушенский район, на основании трудового договора (л.д. 17-22).
В соответствии с Положением об Управлении образования администрации Шушенского района, утвержденным постановлением администрации Шушенского района № 237 от 04 апреля 2006 года, Управление образования является структурным подразделением администрации Шушенского района с правами юридического лица (п.1.4). Согласно п.8.2 Положения Учредитель (администрация Шушенского района) имеет право наделять Управление образования дополнительными полномочиями, имеющими срочный или временный характер, без внесения изменений и дополнений в Положение, но путем делегирования прав отдельным постановлением или выдачей соответствующей доверенности (л.д.57-61).
Постановлением Администрации Шушенского района № от ДД.ММ.ГГГГ полномочия Учредителя по заключению трудового договора, приему на работу и увольнению, установлению систем, форм и размеров оплаты труда руководителя <данные изъяты> переданы руководителю Управления образования администрации Шушенского района (л.д. 4).
Передача администрацией Шушенского района указанных полномочий Управлению образования администрации Шушенского района не противоречит действующему законодательству, Уставу Шушенского района, учредительным документам Управления образования администрации Шушенского района и <данные изъяты>, поскольку Управление образования является структурным подразделением администрации Шушенского района.
Более того, делегирование части полномочий Учредителя Управлению образования объясняется тем, что согласно Уставу <данные изъяты>» создано с целью организации технического обслуживания муниципальных образовательных учреждений Шушенского района, Управления образования администрации Шушенского района, МУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений Шушенского района (п.1.1). Координацию деятельности Учреждения осуществляет Управление образования администрации Шушенского района. Главным распорядителем бюджетных средств в отношении <данные изъяты> также является Управление образования (п.1.3) и руководитель Учреждения назначается на должность по представлению руководителя Управления образования (п.5.1).
На основании ст.39 Устава Шушенского района администрация Шушенского района осуществляет от имени района в соответствии с решениями районного Совета депутатов правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью района, то есть правомочия собственника имущества муниципального образования Шушенский район (п.2).
Порядком принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, утвержденным решением Шушенского районного Совета депутатов № вн/с от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что учредителем муниципальной организации является администрация района, уполномоченная в соответствии с Уставом муниципального образования «Шушенский район» осуществлять права собственника имущества муниципальной организации.
При таких обстоятельствах постановление администрации Шушенского района как органа, осуществляющего полномочия собственника имущества, переданного <данные изъяты> на праве оперативного управления, № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче части функций учредителя муниципальных учреждений руководителю Управления образования» является законным и обоснованным и Управление образования администрации Шушенского района вследствие передачи таких полномочий следует рассматривать как орган, уполномоченный собственником имущества организации принимать решение о прекращении трудового договора с руководителем <данные изъяты> на основании п.2 ст.278 Трудового кодекса РФ.
На основании пункта 2 ст.278 Трудового кодекса РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
Приказом и.о. руководителя Управления образования В.Н.Кукина № от ДД.ММ.ГГГГ Пересторонин С.П. в порядке перевода из <адрес> принят руководителем <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50).
Кандидатура Пересторонина С.П. на должность руководителя <данные изъяты> согласована с Шушенским районным Советом депутатов (л.д.3). Однако такое согласование не являлось обязательным, поскольку Уставом Шушенского района и Порядком принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, утвержденным решением Шушенского районного Совета депутатов № вн/с от ДД.ММ.ГГГГ, такое полномочие Совета строго не оговорено.
Согласование с Советом депутатов вопроса о прекращении трудового договора с Пересторниным С.П. также не является обязательным.
Между Пересторониным С.П. и Управлением образования администрации Шушенского района, выступающим в рамках переданных полномочий, ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор №, в соответствии с которым Пересторонин С.П. с ДД.ММ.ГГГГ принимается в <данные изъяты> на должность руководителя учреждения (л.д. 5).
Приказом руководителя Управления образования В.Н.Шифрина №/л.с. от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с руководителем <данные изъяты>» Пересторониным С.П. подлежал прекращению с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43). Кроме того, издан приказ №/л.с. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Пересторонин С.П. подлежал увольнению с должности руководителя <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор подлежал прекращению на основании ч.2 ст.278 Трудового кодекса РФ (л.д. 40).
ДД.ММ.ГГГГ поступила информация о болезни истца (л.д.41, 42).
Приказом №/л.с. от ДД.ММ.ГГГГ в связи с временной нетрудоспособностью истца отменены приказы от ДД.ММ.ГГГГ №/л.с., №/л.с. «О прекращении трудового договора» (п.1).
Пунктами 2 и 3 этого приказа прозвучало: «Прекратить трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ № с Пересторониным С.П., руководителем <данные изъяты> по п.2 ст.278 Трудового кодекса Российской Федерации по окончании временной нетрудоспособности.
Выплатить Пересторонину С.П. компенсацию в размере трехкратного среднего месячного заработка в соответствии со ст.279 Трудового кодекса Российской Федерации» (л.д.44).
Пунктом 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ не предусмотрено указывать мотивы прекращения трудового договора с руководителем учреждения.
Истец и его представители не предоставили суду доказательств, что мотивами издания приказа о прекращении трудового договора с Пересторониным С.П. явились злоупотребление правом и дискриминация. Из имеющихся в деле доказательств суд таких мотивов не нашел.
Издание приказа о прекращении трудового договора с Пересторониным С.П. на бланках Управления образования и регистрация приказа в Книге Управления образования не означают, что Пересторонина С.П. следует расценивать работником Управления образования.
В соответствии со ст. 84.1 Трудового кодекса РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.
Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет.
Согласно ст. 81 Трудового Кодекса РФ не допускается увольнение в период временной нетрудоспособности.
Исходя из указанных выше положений Трудового Кодекса РФ в приказе о прекращении трудового договора в обязательном порядке должен быть указан конкретный день прекращения трудового договора.
Этот вывод дополнительно подтверждается постановлением Государственного комитета РФ по статистике № от ДД.ММ.ГГГГ, которым в целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации утверждена унифицированная форма приказа о прекращении трудового договора с работником (увольнении), где обязательным является указание даты прекращения действия трудового договора (увольнения).
При этом Трудовой кодекс РФ не видит различий в понятиях прекращение трудового договора и увольнение.
Издание приказа в период временной нетрудоспособности руководителя учреждения, неуказание в нем даты прекращения трудового договора, неознакомление Пересторонина С.П. с приказом влекут признание приказа № / л.с. от 24 января 201 года в части пунктов 2 и 3 незаконным и подлежащим отмене.
Требование истца отменить приказ №/л.с. от ДД.ММ.ГГГГ в целом удовлетворению не подлежит, так как пункты 1 и 4 приказа не нарушают права и законные интересы истца.
Поскольку Пересторонин С.П. до настоящего времени не уволен, его требование о восстановлении на работе удовлетворению не подлежит.
На основании ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объем и характер причиненных работнику нравственных и физических страданий, индивидуальные особенности лица, которому причинен вред, степень вины причинителя вреда, иные заслуживающие внимания обстоятельства, требования разумности и справедливости, суд находит, что компенсация морального вреда подлежит частичному удовлетворению на сумму 1 000 рублей.
На основании ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истец просит возместить ему расходы на оплату услуг представителя Осипова С.Г. по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) в сумме 15000 рублей, а также за оформление доверенности 1400 рублей.
Расходы на доверенность представителю Осипову С.Г. составили не 1400 рублей, а 900 рублей, что подтверждается копией доверенности на Осипова С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, указанные расходы должны быть возмещены в сумме 900 рублей.
Учитывая работу представителя Осипова С.Г. по составлению искового заявления, уточнений к нему, участие в одном судебном заседании, суд находит разумным взыскание в пользу истца расходов на оплату услуг представителя Осипова С.Г. в сумме 3 100 рублей.
Судебные расходы (на оформление доверенности и оплату услуг представителя Осипова С.Г.) подлежат частичному возмещению на общую сумму 4000 рублей.
Компенсация морального вреда и судебные расходы подлежат возмещению за счет средств казны муниципального образования Шушенский район, поскольку собственником имущества учреждения является муниципальное образование Шушенский район.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Приказ №/л.с. от ДД.ММ.ГГГГ в части пунктов 2 и 3 о прекращении трудового договора с Пересторониным С.П. по окончании временной нетрудоспособности, выплате ему компенсации признать незаконным и отменить.
Взыскать с администрации Шушенского района за счет средств казны МО «Шушенский район» в пользу Пересторонина С.П. компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей, судебные расходы в сумме 4000 рублей.
В остальной части исковых требований Пересторонин С.П. отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.
Решение не вступило в законную силу.
Председательствующий Ж.В.Ерофеева