дело №12-63/2010 г.
РЕШЕНИЕ
23 августа 2010 года п. Шушенское
Судья Шушенского районного суда Красноярского края Булина Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Чуева Л.А. на постановление заместителя руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю Недужко В.А. от Дата обезличена Номер обезличен по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 10.6 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю от Дата обезличена Номер обезличен Чуев А.Л. - начальник Краевого государственного бюджетного учреждения (ГКБУ) «Шушенский отдел ветеринарии» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 10.6 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей за нарушение требований п.п. 5.7 Санитарных правил СП 3.1.093-96 Ветеринарных правил ВП 13.3.1325-96 «Туберкулез», утвержденных Госкомсанэпиднадзором и Минсельхозпродом России от 1996г.; п.п. 1.4,4.7 Наставления по диагностике туберкулеза животных, утвержденного Департаментом Ветеринарии МСХ Российской Федерации от 18.11.2002 года, выразившихся в отсутствии контроля специалистами государственной ветеринарной службы за проведением исследования (туберкулинизации) животных в ООО «Ильичевское» и не обеспечении порядка проведения исследований крупного рогатого скота на туберкулез в сроки, предусмотренные Санитарными правилами СП 3.1.093-96 Ветеринарными правилами ВП 13.3.1325-96 «Туберкулез».
Не согласившись с указанным постановлением Чуев А.Л. обратился в суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления Номер обезличен от Дата обезличена года заместителя руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, указывая на то, что для применения санкции ч. 2 ст. 10.6 КоАП РФ необходимо объявление карантина, либо какие-либо ограничения, связанные с болезнями животных, однако администрацией Шушенского района такого рода ограничений установлено не было и он- Чуев А.Л. мог нарушить нормы, имеющие лишь профилактический характер. Инспектором Россельхознадзора сделаны ошибочные выводы об увеличении числа положительно реагирующих животных на туберкулез крупного рогатого скота на территории района, так как согласно п.2.3. Наставления по применении ПДД туберкулинов для млекопитающих и для птиц, утвержденных Департаментом ветеринарии МСХ РФ от 16.02.1999 года местная реакция на внутрикожное введение туберкулина может проявляться также у животных, инфицированных атипичными микробактериями разных видов, не вызывающими патологических изменений в органах и тканях. Кроме того, служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Красноярского края не имеет права осуществлять проверки в отношении государственных бюджетных учреждений ветеринарии. Считает, что проведенная Дата обезличена года проверка ГКБУ «Шушенский отдел ветеринарии» Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору проведена с нарушением ряда процессуальных и материальных норм действующего законодательства, с результатами проверки не согласен.
В судебном заседании Чуев А.Л., доводы жалобы поддержал, настаивает на ее удовлетворении, дополнительно пояснив, что кроме того по его мнению при вынесении обжалуемого постановления нарушены нормы, определяющие место рассмотрения дела как место совершения административного правонарушения; также в постановлении не указана дата совершения административного правонарушения и нормы, которые им нарушены.
Представитель Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю Щелковникова Т.Н., действующая на основании доверенности, считает жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению, пояснив суду, что нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, в соответствии с ч. 2 ст. 10.6 КоАП РФ, для должностных лиц предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей.
Согласно ст. 17 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» в случаях появления угрозы возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании представлений главных государственных ветеринарных инспекторов, государственных ветеринарных инспекторов по закрепленным территориям обслуживания, их заместителей вводятся ограничительные мероприятия (карантин).
Карантин - санитарные мероприятия для предупреждения распространения заразных болезней, заключающиеся в изоляции на определенный срок больных и соприкасающихся с ними лиц, прекращении перемещения людей и товаров из зараженных мест.
Также в ГОСТе Р 22.0.04-95 дается следующее понятие карантина – это система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очагов и последующую их ликвидацию.
Согласно вышеуказанной статьи, для оперативного руководства и координации деятельности юридических и физических лиц по предупреждению распространения и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления создают в установленном порядке специальные комиссии.
Создание чрезвычайной противоэпизоотической комиссии предусмотрено Постановлением Администрации Шушенского района Красноярского края от 16 марта 2006г. «О противоэпизоотической комиссии района», в полномочия которой входит, в том числе, определение необходимости введения и отмены в установленном порядке на территории района ограничительных мероприятий (эпизоотического карантина).
Таким образом, при появлении угрозы возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных должностным лицом, входящим в состав данной комиссии, не направлено представление в орган местного самоуправления в целях предупреждения распространения и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.
Действительно, согласно п. 2.3 Наставления по применению (ГШД) туберкулинов для млекопитающих и для птиц, утвержденного Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ 16.02.1999г. местная реакция на внутрикожное введение туберкулина может проявляться также у животных, инфицированных атипичными микробактериями разных видов, не вызывающими патологических изменений в органах и тканях. Однако, в данных случаях необходимо исследовать офтальмо- или внутривенной туберкулиновой пробой, а при отсутствии реагирующих на эти пробы всех животных стада проверять через 30-45 дней симультанной аллергической пробой с применением ГШД- туберкулина для млекопитающих и комплексного аллергена из атипичных микобактерий (КАМ), что не делается совсем и в нарушение п.п. 5.9 Санитарных правил СП 3.1.093 — 96 Ветеринарных правил ВП 13.3.1325 - 96 «Туберкулёз» утвержденные Госкомсанэпиднадзором и Минсельхозпродом России 1996г, указанные мероприятия не проводятся.
Так, увеличение числа положительно реагирующих на туберкулез крупного рогатого скота на территории Шушенского района подтверждается сводными таблицами за 2007, 2008 и 2009 годы предоставленными во время проверки (копии заверены начальником КГБУ А.Л. Чуевым). Сведения о местных реакциях на внутрикожные введения ГШД туберкулинов в таблицах отчетности отсутствуют.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" создана Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), которая находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ей переданы функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, в том числе функции по государственному ветеринарному надзору.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что Россельхознадзор осуществляет контроль и координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) в закрепленной сфере деятельности.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет, в том числе, надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, а также, надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения (пп. д п. 6 указанного Постановления).
В соответствии с пунктом 9.1.1 раздела II Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Приказом Россельхознадзора от 09.04.2008 N 69, Управление на закрепленной территории осуществляет надзор в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных объектов и субъектов, выдачу заключений, а также иные работы в закрепленной сфере деятельности.
Служба по ветеринарному надзору Красноярского края, подведомственные ей учреждения, в том числе КГБУ "Шушенский отдел ветеринарии" участвует в проведении данных мероприятий.
Таким образом, Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю обоснованно контролирует и надзирает за выполнением обязательных требований лицами, осуществляющими ветеринарную деятельность.
Руководствуясь пунктом 9.1 Типового Положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 13.06.2006 № 171 государственные гражданские служащие Управления для осуществления своих полномочий имеют право в установленном порядке посещать предприятия и организации, учреждения с целью проверки соблюдения ими законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности.
Согласно ст.1 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» основной задачей ветеринарии в Российской Федерации является, в том числе, контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности.
Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности.
Таким образом, с учетом приведенных норм можно сделать вывод о наличии у административного органа полномочий на осуществление соответствующего контроля и надзора.
С учетом изложенного, административный орган всесторонне, полно и объективно рассмотрев материалы дела, сделал правильный вывод о совершении должностным лицом административного правонарушения, материальных и процессуальных требований не нарушено. Просит Начальнику КГБУ «Шушенский отдел ветеринарии» отказать в удовлетворении жалобы, постановление по делу об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличена года оставить в силе.
Суд, выслушав Чуева А.Л., представителя Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Шелковникову Т.Н., исследовав материалы дела, допросив свидетеля, оценивая все доказательства в их совокупности, считает постановление заместителя руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю Недужко В.А. от Дата обезличена Номер обезличен законным и обоснованными, и не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 2 ст. 10.6 Кодекса РФ «Кодекса об административных правонарушениях», нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до семи тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О ветеринарии» основной задачей ветеринарии в РФ является контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами, независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами и иными лицами без гражданства — владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства РФ.
Согласно п. 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» контрольные и надзорные функции в области сельского хозяйства, в том числе входящего в его состав департамента ветеринарии переданы Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальным органам.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 327) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россе льхознадзор).
Одной из функций Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, перечисленных в п. 6 Постановления Правительства РФ от 08.04.2004 года № 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» является осуществление надзора за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, в том числе надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.
Полномочия территориальных органов Россельхознадзора изложены в Типовом положении о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.06.2006 года.
Факт совершения Чуевым А.Л. административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 10.6 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», подтвержден следующими доказательствами:
-протоколом Номер обезличен об административном правонарушении от Дата обезличена года в отношении Чуева А.Л. о нарушении требований п.п.5.7 Санитарных правил СП 3.1.093-96 Ветеринарных правил ВП 13.3.1325-96 «Туберкулез», утвержденных Госкомсанэпидемнадзором и Минсельхозпродом России от 1996 года; п.п.1.4, 4.7 Наставления по диагностике туберкулеза животных, утвержденного Департаментом ветеринарии МСХ Российской Федерации от 18.11.2002 года л.д.13-14);
- приказом о проведении плановой выездной проверки юридического лица Номер обезличен от Дата обезличена года в отношении Краевого Государственного Бюджетного Учреждения «Шушенский отдел ветеринарии», с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований нормативных правовых актов в сфере ветеринарии, в соответствии с планом надзорных мероприятий Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, утвержденного Приказом от 29.12.2009 года №327-0 л.д.3-7);
-сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2010 годб организация КГБУ «Шушенский отдел ветеринарии», дата и срок проведения плановой проверки Дата обезличена года 20 рабочих дней, согласовано с Генеральной прокуратурой Российской Федерации л.д.15-16);
-актом проверки Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю юридического лица Номер обезличен от Дата обезличена года, согласно которому план по диагностическим исследованиям на туберкулез крупного рогатого скота на территории Шушенского района выполнен: в 2007 году на 99%; в 2008 году на 95%; в 2009 году на 82%. Выделение положительно реагирующих животных составило: в 2007 году-59 голов; в 2008 году-86 голов; в 2009 году-89 голов. Идет увеличение числа положительно реагирующих животных на туберкулез крупного рогатого скота. В хозяйствах из 67 положительно реагирующих животных исследовано офтальмопробой 31 голова, в нарушение п.5.9 СП 3.1.096-96 ВП 13.3.1325-96 «Туберкулез». Из хозяйств сдано на убой 15 голов. Быки откормочных групп старше года не исследуются на туберкулез один раз в год, в нарушение п.5.7 правил СП 3.1.093-96 ВП 13.3.1325-96 Туберкулез. Все животные стада, в котором выявлены положительно реагирующие животные, не проверялись через 30-45 дней симультанной аллергической пробой с применением ППД-туберкулина для млекопитающих и комплексного аллергена из атипичных микобактерий (КАМ) или ППД-тубеб туберкулина для птиц, при отсутствии реагирующих на офтальмо- или внутривенную пробу, в нарушение п.5.9 правил СП 3.1 093-96 ВП 13.3.1325-96 Туберкулез, п.п. 1.4 Наставления по диагностике туберкулеза животных, утвержденного Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 15.11.2002 года л.д.20);
-предписанием Номер обезличен от Дата обезличена года Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управление по Красноярскому краю начальнику КГБУ «Шушенский отдел ветеринарии» Чуева Л.А. о том, что при проверке Дата обезличена года выявлены нарушения: п.5.7, 5.9, СП 3.1 093-96 ВП 13.3 1325-96 «Туберкулез», в связи с чем возложена обязанность по выполнению установленных мероприятий л.д.9);
-показаниями свидетеля Ц. старшего государственного инспектора отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля, участвующим в проведении проверки Дата обезличена года КГБУ «Шушенский отдел ветеринарии», подтвердившего в судебном заседании установленные нарушения Чуевым А.Л. п.п.5.7 Санитарных правил СП 3.1.093-96 Ветеринарных Правил 13.3.13.25-96 «Туберкулез», выразившихся в отсутствии контроля специалистами государственной ветеринарной службы за проведением исследования (туберкулинизации) животных в ООО «Ильичевское» и не обеспечении порядка проведения исследований крупного рогатого скота на туберкулез в сроки, предусмотренные Санитарными правилами СП 3.1.093-96 Ветеринарными правилами ВП 13.3.1325-96 «Туберкулез». В хозяйствах на территории Шушенского района не все животные на откорме (откормочные группы) исследуются на туберкулез. По состоянию на Дата обезличена года быки откормочных групп старше года в хозяйствах Шушенского района вообще не исследуются на туберкулез, что подтверждается отсутствием документов (актов исследований на туберкулез быков на откорме).
Доводы Чуева А.Л. о том, что руководителем Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю неправильно применены нормы материального права, суд считает не состоятельными, поскольку ст. 10.6 КоАП РФ может применяться не только при нарушении правил карантина животных, но и в случае нарушения любых ветеринарно-санитарных правил. Цель данной статьи - охрана животного мира (диких животных, сельскохозяйственных и домашних животных), обеспечение ветеринарной безопасности территории Российской Федерации, предотвращение заболеваний населения и иного вреда здоровью людей, а также материального ущерба. Ветеринарно-санитарные правила решают вопросы предупреждения болезней животных, безопасности продуктов животноводства, устанавливают зоогигиенические требования содержания животных, определяют порядок предоставления животных для осмотра, их перевозки, проведения и профилактических мероприятий и ликвидации болезней животных, устанавливают обязанность немедленного извещения о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных.
Довод Чуева А.Л. о том, что Россельхознадзором превышены полномочия в отношении краевых государственных учреждений ветеринарии в части проведения проверок, а также о том, что нарушены требования о месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не указании даты его совершения и допущенных нарушениях, суд считает надуманными и не основанными на законе, так как они противоречат как представленным материалам административного дела, так и действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
Привлечение Чуева А.Л. должностным лицом Управления Россельхознадзора к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ по результатам проведенной проверки Дата обезличена года является законным.
Согласно ст. 30.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1)об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2)об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3)об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4)об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье. В орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Обжалуемое постановление принято с соблюдением требований закона и оснований для его отмены судом не усматривается.
Наказание, назначенное заместителем руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю Чуеву А.Л. в виде минимального размера штрафа, предусмотренного ч.2 ст. 10.6 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» для должностных лиц, назначено с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, личности Чуева А.Л., и поскольку данной статьей не предусмотрены иные более мягкие виды наказаний, то оснований для изменения постановления в части назначенного наказания суд не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении от Дата обезличена года Номер обезличен заместителя руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю Недужко В.А. в отношении начальника Краевого государственного бюджетного учреждения (ГКБУ) «Шушенский отдел ветеринарии» Чуева Л.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч.2 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» оставить без изменения, а жалобу Чуева А.Л. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок, со дня его объявления, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.
Судья Шушенского
районного суда Л.М. Булина