РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 сентября 2011 года с. Мужи Шурышкарский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Першиной М.А., при секретаре Казанцевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-155/2011г. по иску заместителя прокурора Шурышкарского района ЯНАО, в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Горковское о возложении обязанностей по выполнению противопожарных мероприятий по вновь открывшимся обстоятельствам, УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора Шурышкарского района ЯНАО, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Горковское (далее администрация) о возложении обязанностей по выполнению противопожарных мероприятий, мотивировав свои требования тем, что проведенной на территории муниципального образования Горковское проверкой установлен ряд нарушений федерального законодательства в области пожарной безопасности, а именно: в нарушение п.9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123- ФЗ, п. 9.30 СНиП 2.04.02 - 84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» муниципальное образование не обеспечено требуемым количеством пожарных водоемов для пожаротушения из расчета радиус обслуживания одного пожарного водоема 200 м; в нарушение п.9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 9 ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123- ФЗ не предусмотрено социальное и экономическое стимулирование участия граждан в добровольной пожарной дружине, в нарушение п.9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123- ФЗ не разработана муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности; в нарушение п.9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123- ФЗ не выполнены мероприятия, исключающие переброс огня на здания и сооружения, для примыкающих к лесным массивам участков населенных пунктов; а также в нарушение п.9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123- ФЗ не обеспечено надлежащее состояние противопожарного водоснабжения. В судебное заседание представитель ответчика, извещенный надлежащим образом не явился (<данные изъяты>), ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (<данные изъяты>). С учетом мнения участников процесса суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица. В судебном заседании заместитель прокурора Шурышкарского района Цапов А.В. отказался от заявленного иска в части обязывания ответчика совершить действия по приведению в надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, а также по разработке муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности и по предусмотрению социального и экономического стимулирования участия граждан в добровольной пожарной дружине. Указанный частичный отказ от иска принят судом. Заместитель прокурора настаивал на удовлетворении остальной части исковых требований по указанным выше основаниям, пояснив, что обязанность по обеспечению поселения первичными мерами пожарной безопасности, с учетом вновь открывшихся обстоятельств в части количества требуемых к установке пожарных водоемов (16), согласно действующему законодательству, возлагается на ответчика. Невыполнение указанных выше мероприятий ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество населения МО Горковское. Цапов А.В. полагает, что действия по обеспечению поселения необходимым количеством пожарных водоемов ответчиком могут быть произведены до ДД.ММ.ГГГГ, а действия по мероприятиям, исключающим переброс огня на здания и сооружения, для примыкающих к лесным массивам участков населенных пунктов - до ДД.ММ.ГГГГ. Начальник ОГПН по МО Шурышкарский район УГПН ГУ МЧС России по ЯНАО Заварзин В.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, иск заместителя прокурора полностью поддержал. Выслушав лиц, участвующих в данном деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему: Согласно ст. 392 ГПК РФ основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, вступивших в законную силу, являются в т.ч. существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю. Как следует из ответа отдела архитектуры администрации муниципального образования Шурышкарский район (<данные изъяты>) количество требуемых к установке пожарных водоемов составляет 16. Данные расчеты не ставились под сомнение лицами, участвующими в деле ни в ходе судебного заседания, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), ни в ходе данного судебного заседания. Согласно п.9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2011 г. ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Аналогичная норма содержиться в п.9 статьи 8 Устава МО Горковское (<данные изъяты>). Статьями 3, 19, 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. (в ред. от 18.07.2011 г.) определено, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются, в т.ч.: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности. К полномочиям органов местного семауправления в области пожарной безопасности относится обеспечении первичных мер пожарной безопасности (т.е. реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения) в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Также органами местного самоуправления в муниципальном образовании должны разрабатываться и реализовываться меры пожарной безопасности (т.е. осуществление действий по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности). Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), п.1 которых определено, что данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В нарушение изложенных требований законодательства, ответчиком не принимаются достаточные меры для того, чтобы объекты на территории муниципального образования в полной мере соответствовали требованиям безопасности. Указанное содержиться в письменном сообщении ОГПН (<данные изъяты>). В настоящее время перечисленные выше нарушения требований пожарной безопасности не устранены, что, в свою очередь, несет угрозу жизни и здоровью жителей муниципального образования, а также приводит к нарушению прав и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду, охраняемых ст. 42 Конституции РФ. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлено, что защита гражданских прав может осуществляться путем принуждения к исполнению обязанностей либо иными способами, предусмотренными законом. Статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» закреплено основное право граждан в области пожарной безопасности: граждане имееют право на защиту их здоровья, жизни и имущества в случае пожара. На основании изложенного, руководсвуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ; РЕШИЛ: Иск заместителя прокурора шурышкарского района ЯНАО - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Горковское выполнить следующие противопожарные мероприятия на территории муниципального образования Горковское: 1. В срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить муниципальное образование 16 пожарными водоемами для целей пожаротушения из расчета радиус обслуживания одного пожарного водоема 150 м; 2. В срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия, исключающие переброс огня на здания и сооружения для примыкающих к лесным массивам участков населенных пунктов, а именно - устройство защитных противопожарных полос. Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Шурышкарский районный суд ЯНАО в течение 10 дней. Председательствующий М.А.Першина