Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 октября 2011 года с. Мужи Шурышкарский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Першиной М.А., с участием прокурора Шурышкарского района ЯНАО Носарева А.А., при секретаре Уткиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-177/2011г. по иску заместителя прокурора Шурышкарского района ЯНАО Цапова А.В., поданному в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Мужевское об обязывании организации утилизации жидких бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования Мужевское, У С Т А Н О В И Л: Заместитель прокурора Шурышкарского района ЯНАО, с привлечением в качестве третьего лица территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Лабытнанги и Шурышкарскому району, обратился в суд с указанным иском. В судебное заседание не явился извещенный надлежащим образом (<данные изъяты>) представитель территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Лабытнанги и Шурышкарскому району. С учетом мнения участников процесса, суд находит возможным рассмотрение данного дела в отсутствие не явившегося лица. По ходатайству прокурора Шурышкарского района ЯНАО Носарева А.А. судом привлечена к участию в данном деле в качестве надлежащего ответчика администрация муниципального образования Шурышкарский район, а администрация МО Мужевское освобождена от участия в качестве ответчика и привлечена в качестве третьего лица. В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении иска, ссылаясь на то, что согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложена на муниципальный район. Между тем, на территории муниципального образования Мужевское ответчик не организует надлежащим образом утилизацию жидких бытовых отходов, которая в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами, должна производиться путем вывоза этих отходов на поля ассенизации, расположенные на специально отведенных земельных участках. Прокурор полагает, что бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятную среду и просит суд обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям утилизацию жидких бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования Мужевское. Представитель ответчика Мезенин В.А., действующий на основании и в пределах полномочий, предоставленных доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора признал в полном объеме, не оспаривая обязанность Администрации МО Шурышкарский район по организации утилизации жидких бытовых отходов, вывозимых с территории МО Мужевское. По мнению представителя ответчика, срок, который просит установить прокурор для выполнения заявленных требований, является реальным, т.е. достаточным для решения вопросов о переводе земельных участков, на которых впоследствии будут расположены поля ассенизации, из категории федеральных земель в земли муниципального образования. Представитель администрации МО Мужевское Конева В.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы прокурора поддержала, пояснив, что жидкие бытовые отходы на территории населенных пунктов муниципального образования сливаются на несанкционированную свалку села Мужи. Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему: Согласно ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Из материалов дела усматривается, что администрацией муниципального образования Шурышкарский район требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены. В населенных пунктах муниципального образования Мужевское ответчиком не организован надлежащим образом процесс утилизации жидких бытовых отходов, т.е. не отведены места для расположения ассенизационных полей, не определен порядок их обслуживания. Данные факты подтверждаются письменным сообщением и.о. начальника территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Лабытнанги и Шурышкарскому району от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>). Согласно п. 3.1,3.2 «СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР № 4690-88 от 05.08.1988 года, жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Согласно п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года № 74 (в ред. от 09.09.2010 года), санитарно-защитная зона при размещении полей ассенизации должна составлять не менее 1000 метров, а сливных станций- 500 метров. Как усматривается из материалов дела, земельные участки под размещение вышеуказанных полей либо сливных станций не отводились, жидкие бытовые отходы сливаются на территорию несанкционированной свалки села Мужи (<данные изъяты>). В связи с чем, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории МО Мужевское и создает опасность причинения вреда окружающей среде. В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, обязывание администрации МО Шурышкарский район исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд- Р Е Ш И Л: Иск заместителя прокурора Шурышкарского района ЯНАО- удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Шурышкарский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям утилизацию жидких бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования Мужевское. Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Шурышкарский районный суд ЯНАО в течение 10 дней. Председательствующий М.А.Першина