П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
1-113/2010 г. Шумиха
1 октября 2010 года
Шумихинский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Наурзалинова А.Х.
при секретарях Беляевой С.В. и Мешковой О.Ю.
с участием государственного обвинителя помощника прокурора Шумихинского района Курганской области Цыцарева Д.А.
подсудимого Мансурова М.М.
защитника: адвоката Прядко И.В., представившей ордер № 084122 от 21.06.2010 года
а также потерпевшей Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Мансурова , обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Мансуров М.М. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего при следующих обстоятельствах.
**** 2010 года Мансуров М.М., находясь в доме по адресу: **** в ходе возникшей ссоры с В., умышленно на почве возникших личных неприязненных отношений с целью причинения тяжкого вреда здоровью .В., нанес множественные удары руками и ногами по голове и телу последнего. В результате умышленных преступных действий Мансурова М.М. .В. были причинены телесные повреждения в виде: закрытой черепно-мозговой травмы: кровоизлияния в мягких тканях головы, в лобно-височно-теменной областей слева, в височно-теменной областей справа, линейный перелом свода черепа справа в области лобной кости справа, правой теменной кости, с переходом на основание, острая эпидуральная гематома справа (120 мл.), двустороннее субдуральное кровоизлияние (по 20 мл.), субарахноидальные кровоизлияния лобно-теменно-затылочной долей слева, правой лобно-височной долей справа, височных долей, с ушибами вещества головного мозга с прорывом в желудочки, линейный перелом основания черепа в области основной кости справа, кровоподтеки правой глазничной области, на верхнем нижнем веках правого глаза, левой глазничной области с ушибами мягких тканей, лобной области слева с ушибами мягких тканей, левой височной области слева, левой скуловой области слева, левой щеки, нижне-челюстной области слева, с ушибами мягких тканей, верхней и нижней губы слева, с кровоизлиянием в слизистые преддверия рта, ушибленные раны левой теменной области, отек головного мозга и сдавливание его вещества острой, правосторонней эпидуральной гематомой. Закрытая черепно-мозговая травма, которая причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, состоит в прямой причинной связи со смертью. Кровоподтеки правого плечевого сустава, грудной клетки справа, левого плечевого сустава, грудной клетки слева, левой кисти, левого предплечья, правой кисти, левого коленного сустава, которые относятся к категории без вреда здоровью применительно к живым лицам, по степени тяжести не квалифицируются, в прямой причинной связи со смертью не состоят. В результате умышленных преступных действий Мансурова М.М. потерпевшему В. была причинена закрытая черепно-мозговая травма, с линейным переломом свода и основания черепа, кровоизлияниями под оболочки, с прорывом в желудочки, со множественными ушибами вещества головного мозга, осложнившейся отеком головного мозга и сдавлением его вещества острой, правосторонней эпидуральной гематомой, повлекшей по неосторожности смерть потерпевшего В. на месте происшествия.
Мансуров М.М. виновным себя по ч.4 ст.111 УК РФ признал полностью.
Вина осужденного в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью В., повлекшая по неосторожности смерть потерпевшего установлена: показаниями самого подсудимого, показаниями потерпевшей .Ю., показаниями свидетелей .Ф., .Г., .Н., .В., Н., .И., показаниями свидетелей К., П., Ч., данными ими в ходе следствия, протоколом осмот ра места происшествия, протоколом выемки, протоколом предъявления лица для опознания, заключениями экспертиз, протоколом проверки показаний на месте.
Так, подсудимый Мансуров М.М. показал, что в вечернее время находился в кухне дома Л., где употреблял спиртные напитки с В. и незнакомой женщиной . В соседней комнате спали Л. и Ч. Через некоторое время к ним зашел ранее незнакомый В., в процессе распития спиртных напитков между ним и В. произошла ссора, из-за чего, не помнит. В. нанес удар кулаком по его лицу, а когда он стал разворачиваться, то хотел ударить бутылкой по его голове. Он успел подставить правую руку и удар бутылкой пришелся по пальцам его руки. После этого стали наносить руками друг другу удары, от его ударов В. упал на пол, а он руками и ногами нанес несколько ударов по голове и туловищу , не давая ему встать. Наносил В. удары около 5 минут, сколько нанес ударов, не помнит. Сам он был в нервном состоянии, поэтому подробностей происшедшего, не помнит. Помнит, что приезжала «скорая медпомощь», к которой навстречу выходил Т., сам он в это время не выходил. Признает, что В. телесные повреждения, повлекшие тяжкий вред его здоровью получил от его ударов, но убивать не хотел. Согласен возместить Ю. материальный ущерб в размере 65130 рублей 05 копеек, а также согласен с компенсацией морального вреда, но в разумных пределах.
По показаниям потерпевшей Ю. В. её супруг, последний раз она видела его **** 2010 года, был одет в тельняшку и спортивный костюм черного цвета, потом он куда-то ушел. **** 2010 года около **** часов от сотрудником милиции узнала, что в одном из домов по ул.**** был обнаружен труп мужчины с признаками насильственной смерти, которым оказался её супруг. По характеру её супруг был неконфликтным. В связи с нравственными страданиями, связанного с потерей близкого человека, просит взыскать с Мансурова М.М. компенсацию морального вреда в размере 1500000 рублей, а также материальный ущерб в размере 65130 рублей 05 копеек.
Свидетели К., П., в ходе предварительного следствия показали, что в дневное время употребляли спиртные напитки в доме , вместе с ними был Маис, фамилии которого не знают. Через какое-то время в данный дом зашел ранее незнакомый В., который стал предъявлять какие-то претензии Маису, а какие, не знают. В процессе ссоры, которая происходила в кухне, В. ударил стеклянной бутылкой по голове Маиса, после чего Маис стал наносить удары кулаками по лицу , отчего последний упал на пол. Маис не остановился, стал наносить удары руками и ногами в область головы лежащего В., сколько именно нанес ударов, пояснить не могут. Маис избивал В. около 10 минут, после чего отошел от В., который оставался лежать на полу и что-то пытался сказать. Маис сел на диван, а они ушли с данного дома. Свидетелями данной ссоры были они, а Л. и Ч. в это время спали в соседней комнате. Утром следующего дня, придя в дом , обнаружили труп В., после этого вызвали милицию и «скорую медпомощь».
Свидетель А. в судебном заседании показал, что он встретил В., который купил спиртного и продукты. После этого зашли к Л., где стали употреблять спиртные напитки. Через некоторое время в данный дом зашел Мансуров . Мансуров сказал что-то грубое В., после этого В. нанес удар бутылкой по голове Мансурова, а Мансуров другой бутылкой ударил по голове В.. Далее Мансуров нанес несколько ударов руками по лицу , после чего В. упал на пол. Мансуров стал наносить удары лежащему по его голове и груди руками и ногами, сколько именно нанес ударов, пояснить не может. Утверждает, что В. удар рукой по лицу Мансурова не наносил.
Свидетель .Ф. показала, что работает продавцом магазина «****», напротив магазина находится дом, в котором проживает Л. **** 2010 года в дневное время в магазин пришел В., который был с похмелья, купил спиртного. Около **** часов этого же дня в магазин пришел Ч. и просил вызвать «скорую медпомощь», пояснил, что в доме Л. ударили мужчину бутылкой по голове. Через полчаса или час в магазин пришел П., который также просил вызвать по телефону «скорую медпомощь». Вместе с сотрудниками милиции она заходила в дом Л. и в мужчине, лежащего на полу узнала В., на лице которого была кровь, а также увидела на кухне осколки стекла от разбитой бутылки.
Изложенное объективно подтверждается протоколом осмотра места происшествия из которого следует, что на полу в кухне дома № **** обнаружен труп В. со следами насильственной смерти. В ходе осмотра места происшествия обнаружены и изъяты две наволочки со следами вещества бурого цвета, похожие на кровь; бушлат со следами вещества бурого цвета, похожие на кровь; смывы вещества бурого цвета, похожие на кровь с пола кухни и прилегающей комнаты; фрагмент цветной ткани с веществом бурого цвета, похожий на кровь; осколки стекла; деревянный спил с веществом бурого цвета, похожий на кровь.
Из протокола выемки от **** следует, что у Мансурова М.М. изъяты серая футболка с короткими рукавами и синие джинсы, на которых следов вещества бурого цвета, похожих на кровь не обнаружено; кроссовки черного цвета с пят нами бурого цвета неправильной формы.
Из протокола предъявления лица для опознания следует, что свидетель .В. опознала Мансурова М.М. как человека, который **** 2010 года в доме № **** в ходе возникшей ссоры нанес удары руками и ногами по голове .В., причинив ему телесные повреждения после того как В. ударил бутылкой по голове Мансурова.
Из заключения судебно-медицинской экспертизы трупа .В. следует, что его смерть последовала от закрытой черепно-мозговой травмы, с линейным переломом свода и основания черепа, кровоизлияниями под оболочки, с прорывом в желудочки, со множественными ушибами вещества головного мозга, осложнившейся отеком головного мозга и сдавлением его вещества острой, правосторонней эпидуральной гематомой. Закрытая черепно-мозговая травма: кровоизлияния в мягких тканях головы, в лобно-височно-теменной областей слева, в височно-теменной областей справа, линейный перелом свода черепа справа в области лобной кости справа, правой теменной кости, с переходом на основание, острая эпидуральная гематома справа, двустороннее суб-дуральное кровоизлияние, субарахноидальные кровоизлияния лобно-теменно-затылоч-ной долей слева, правой лобно-височной долей справа, височных долей, с ушибами вещества головного мозга с прорывом в желудочки, линейный перелом основания черепа в области основной кости справа, кровоподтеки правой глазничной области, на верхнем нижнем веках правого глаза, левой глазничной области с ушибами мягких тканей, лобной области слева с ушибами мягких тканей, левой височной области слева, левой скуловой области слева, левой щеки, нижнее-челюстной области слева с ушибами мягких тканей, верхней и нижней губы слева с кровоизлияниями в слизистые преддверия рта, ушиб ленные раны левой теменной области. Закрытая черепно-мозговая травма причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, состоит в прямой причинной связи со смертью. Закрытая черепно-мозговая травма могла образоваться от действия твердого тупого предмета (предметов), например, от ударов кулаком, ногой человека, обутого в обувь и другими. Образование закрытой черепно-мозговой травмы при падении с высоты собственного роста исключается.
Из заключения экспертизы вещественных доказательств следует, что в четырех смывах вещества на марлевых тампонах, на двух наволочках и на фрагменте ткани (разорванном халате), изъятых при осмотре места происшествия, обнаружена кровь человека. В одном смыве, с пола кухни, во всех исследованных пятнах на белой наволочке, с дивана в кухне и в двух участках пятен на фрагменте ткани установлена кровь, свойственная потерпевшему В., что не исключает возможного происхождения этих следов за счет его крови.
Из заключения судебно-медицинской экспертизы Мансурова М.М. следует, что Мансуров М.М. обращался в приемный покой **** 2010 года . Обнаруженные у Мансурова М.М. телесные повреждения в виде кровоподтека, ушиба мягких тканей и ссадин лица, ушиб мягких тканей правой руки не причинили вреда здоровью. Данные телесные повреждения образовались от действия твердого тупого предмета (предметов) в срок до суток до обращения в медучреждение.
Из протокола проверки показаний на месте и фототаблицы к нему следует, что Мансуров М.М. подробно рассказал и показал при каких обстоятельствах и каким образом нанес удары руками и ногами по голове В., причинившие ему телесные повреждения в виде тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни в момент причинения, от которых по неосторожности наступила смерть потерпевшего.
Выводы, содержащиеся в приведенных выше документах, не противоречат обстоятельствам дела и согласуются с показаниями подсудимого Мансурова М.М., с показаниями свидетелей, допрошенных как в ходе предварительного следствия, так и в ходе судебного разбирательства по времени совершения преступления, а также по количеству, локализации и механизму образования телесных повреждений у В.
Из материалов дела усматривается, что показания подсудимого, признававшего себя виновным, показания свидетелей П., М., Р., Ш., Т., Г., в ходе судебного разбирательства, а также показания свидетелей К., П., Ч.,., данные ими в ходе предварительного следствия, последовательны и непротиворечивы; все они подтверждаются и письменными доказательствами, изложенными выше. До совершения данного преступления потерпевшая, свидетели, как с подсудимым, так и между собой знакомы не были, заинтересованности в исходе дела не установлено, что исключает основания для его оговора. Кроме того, давая показания относительно совершенного им преступления, подсудимый рассказал об обстоятельствах, неизвестных до этого следствию и нашедших подтверждение при последующей их проверке. Суд показания свидетелей В.И., данные ими в ходе судебного разбирательства, признает недостоверными, так как эти показания противоречат фактическим обстоятельствам дела и не согласуются по обстоятельствам совершенного преступления с показаниями свидетелей В.К., и с показаниями подсудимого Мансурова М.М. Анализируя показания свидетелей . на предварительном следствии суд приходит к выводу, что они являются последовательными, противоречий не содержат, по своему содержанию детальны, во многом согласуются между собой, с показаниями подсудимого и другими имеющимися в деле доказательствами, дополняют друг друга, вследствие чего суд признает их достоверными, объективными и берет их за основу.
При таких обстоятельствах, совокупность вышеперечисленных доказательств приводит суд к достоверному выводу о совершении Мансуровым М.М. данного преступления.
Мотивом преступления послужили личные неприязненные отношения, возникшие у Мансурова М.М. к В. в ходе ссоры на почве пьянства, в ходе которого потерпевший первым стал наносить удары Мансурову.
Таким образом, оценив в совокупности собранные и исследованные в суде доказательства, суд приходит к выводу, что вина подсудимого Мансурова М.М. доказана в полном объеме предъявленного ему обвинения.
Действия подсудимого подлежат квалификации по ч.4 ст.111 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего.
Нанесение множества ударов руками и ногами в область головы потерпевшего со значительной силой, а именно в жизненно-важный центр человека, его осознанные действия во время совершения преступления, а также характер, локализация и количество телесных повреждений у потерпевшего- в совокупности свидетельствуют о том, что в тот момент Мансуров имел прямой умысел на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.
Исковые требования потерпевшей Ю. о возмещении материального ущерба в размере 65130 рублей 05 копеек обоснован материалами дела, а именно представленными платежными документами и поэтому в соответствии с требованиями ст.1064 ГК РФ подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исковые требования потерпевшей Ю. о компенсации морального вреда в размере 1500000 рублей суд находит возможным в соответствии с требованиями ст.151 и п.2 ст.1101 ГК РФ удовлетворить в размере 1000000 рублей. При этом суд исходит из конкретных обстоятельств дела, характера нравственных и физический страданий связанного с потерей близкого человека, степени вины подсудимого, поведения подсудимого после совершения преступления, который не предпринял мер для оказания помощи потерпевшему, а также с учетом требований разумности и справедливости.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого.
Подсудимый ранее не судим, вину признал в полном объеме, по месту жительства характеризуется положительно, противоправные действия потерпевшего, явившегося поводом для совершения преступления. Данные обстоятельства смягчают наказание.
Суд не усматривает оснований для применения ст.64 УК РФ так как каких-либо исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, в судебном заседании не установлено.
Обстоятельств, отягчающих наказание, у подсудимого Мансурова М.М. не имеется.
Учитывая тяжесть совершенного Мансуровым М.М. преступления и опасность его личности для общества, а также обстоятельства дела суд считает необходимым определить ему наказание, связанное с лишением свободы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
Мансурова признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 8 (восемь) лет без ограничения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения в отношении Мансурова в виде заключения под стражей оставить без изменения.
Срок наказания Мансурову исчислять с **** 2010 года, т.е. с момента фактического задержания.
Исковые требования Ю. удовлетворить в части.
Взыскать с Мансурова в пользу Ю. в счет возмещения материального ущерба 65130 (шестьдесят пять тысяч сто тридцать) рублей 05 (пять) копеек и в счет компенсации морального вреда в размере 1000000 (один миллион) рублей.
Вещественные доказательства: две бутылки из-под вина, куртку-бушлат со следами вещества бурого цвета, деревянный спил со следами вещества бурого цвета, две наволочки со следами вещества бурого цвета, осколки стекла от бутылки, фрагмент цветной ткани с веществом бурого цвета, смывы вещества бурого цвета, изъятые в ходе осмотра места происшествия- уничтожить; кроссовки черного цвета, джинсы синего цвета и футболку серого цвета, изъятые у Мансурова М.М., передать его родственникам, а при невостребованности по истечении шести месяцев со дня письменного уведомления- уничтожить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей в тот же срок со дня вручения ему копии приговора путем подачи кассационной жалобы через Шумихинский районный суд. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
В соответствии с ч.2 ст.375 УПК РФ, желание принять непосредственное участие в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, равно как и отсутствие такового, а также свое отношение к участию защитника либо отказ от защитника при рассмотрении дела судом кассационной инстанции, должны быть выражены подсудимым в кассационной жалобе или в отдельном заявлении.
Председательствующий: