Об обязании произведения разработки тарифов и обязании внесения изменений в решение Шумихинской городской думы.



Дело № 2-464

16 июня 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

Шумихинский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Душечкиной Н.С.,

с участием прокурора Семернева Е.А.,

при секретаре Беляевой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе 16 июня 2010 года гражданское дело № 2-464 по иску Коротовских И.В., Эйснер А.А. к МУП «****», Шумихинской Городской Думе об обязании произведения разработки тарифов и обязании внесения изменений в решение Шумихинской городской Думы,

У С Т А Н О В И Л:

Коротовских И.В., Эйснер А.А. обратились в суд с иском к МУП «****»), Шумихинской городской Думе об обязании разработки тарифов и внесении изменений в решение Думы от 13.11.2008 года «Об установлении тарифов на жилищные услуги, оказываемые МУП «****». в обоснование заявленных требований указали, что решением Шумихинской городской Думы были внесены изменения в решение Шумихинской городской думы от 13.11.2008 года «Об установлении тарифов на жилищные услуги, оказываемые МУП «****»». Изменения были внесены после рассмотрения протеста прокурора от 07.07.2009 года после проведенной проверки и выявления фактов нарушения федерального законодательства «О защите прав потребителей». Внесенные изменения не улучшили положение потребителей. В 2007 году была разработана таблица с указанием стартовых тарифов, выполненных ЗАО «****», принятая решением городской думы 26.12.2007 года № 200. В данной таблице было указаны все виды выполняемых работ и услуг, указана периодичность их выполнения, стоимость этих работ и услуг. Такая таблица представляла возможность потребителям согласиться или отказаться от каких-либо видов работ. Из таблицы была видна стоимость предоставляемых услуг. Итоговая сумма по выполняемым работам и услугам составляла 6,4 рублей. Данные тарифы вступили в действие с 01.01.2008 года. С 01.01.2009 года в силу вступили новые тарифные ставки, была опубликована таблица с указанием видов работ и услуг, но в усеченном варианте. Были исключены многие виды работ и услуг, но оплата увеличена до 6, 77 рублей. Исходя из этой таблицы услуги СЭС исключены, указано, что стоимость работ определяется исходя из тарифа субподрядчика на момент выполняемой работы. После проверки прокуратурой и внесении протеста городская Дума внесла изменения в тарифы, таблица была сокращена, а тарифная ставка осталась прежней. Считают, что МУП «****» без объяснений и правового обоснования значительно повысило тарифы на выполняемые работы и услуги, не представило возможности потребителям оценить качество полноту, стоимость выполняемых работ, лишило возможности потребителей согласиться или отказаться от каких-либо работ и услуг. просят обязать МУП «****» произвести разработку тарифов на выполняемые работы и услуги с детализацией каждого вида работа и услуг, их периодичностью, стоимостью, правовым и экономическим обоснованием, обязать городскую Думу внести изменения в решение от 13.11.2008 года № 259 «об установлении тарифов на жилищные услуги, оказываемые МУП «****» с учетом новых тарифов на работы и услуги, с последующей публикацией в районной газете.

Истец Коротовских. на заявленных требованиях настаивал, пояснил, что в 2008 году была опубликована таблица тарифов, разработанная ЗАО «****», из которой было видно, какие услуги предоставляются, стоимость и периодичность выполняемых работ. В 2009 году уменьшилось количество видов предоставляемых работ с 20 до 10, а стоимость их увеличилась в среднем на 64 %. Данное увеличение тарифа было произведено самовольно, исключены такие виды работ, как подметание и влажная уборка подъездов, исключена работа по уборке мусора с газонов, в прочие работы включены услуги СЭС, проверка тяги, заземления, стоимость которых определяется исходя из тарифа субподрядчика на момент заявленной работы. Жильцы продолжают платить за уборку подъездов, хотя самостоятельно выполняют эту работу. В таблице должна быть указана периодичность выполняемых работ. Также не согласен с установлением тарифов исходя из площади занимаемого помещения, а не количества проживающих в квартире людей. Считает, что его права нарушены, т.к. дом, в котором он проживает, обслуживает ООО «****», а данная организация учитывает тарифы, предусмотренные для МУП «****». Считает, что тарифы и их размер, должны оставаться в том же размере, что и в 2009 году. Просит восстановить таблицу тарифов 2008 года, обязать МУП «****» произвести перерасчет уплаченных жителями за услуги по уборке подъездов, т.к. данный вид работ выполняется жителями домов самостоятельно, также обязать городскую Думу внести изменения в решение от 13.11.1008 года, расчет тарифов производить исходя из расчета на человека, а не из площади занимаемого помещения.

Истец Эйснер А.А. на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что таблица тарифов 2008 года была более полной, указаны виды работ и услуг, их стоимость и периодичность выполнения. В настоящее время таблица тарифов сокращена, ущемляются ФИО15 граждан по выбору услуг. Просит расширить перечень услуг и работ, с указанием их стоимости, периодичности выполнения, взимать плату не с квадратного метра, а с количества проживающих в квартире. Дом, в котором он проживает, обслуживается МУП «****», тарифы завышены, жители дома самостоятельно осуществляют уборку подъездов. Он не оплачивает работы и услуги по уборке подъездов, которые не включены в тариф.

Представитель ответчика МУП «****» Луканина Г.Н. исковые требования не признала, пояснила, что таблицу тарифов, опубликованных в газете, они укрупнили, т.е. несколько видов работ были сгруппированы в одну строчку, впоследствии по протесту прокурора раскрыли все пункты укрупненной таблицы. Тариф повысился, т.к. был проиндексирован на основании предполагаемых размеров инфляции опубликованных Минэкономразвития РФ. Услуги санэпидемстанции которые ранее входили в стоимость тарифа в настоящее время являются убыточными, они были вынесены за рамки, т.к. данным видом работ пользуются редко, данный вид деятельности лицензированный, т.е. услуги могут предоставляться только СЭС, расценки услуг значительно выше, чем было ранее заложено в тариф. Услуги по влажной уборке подъездов также перестали предоставляться, т.к. для осуществления данной работы необходимо дополнительное оборудование в подъездах, которое неоднократно разрушалось, требовались дополнительные расходы на его ремонт, кроме того, заработная плата уборщиц низкая, в связи с чем, было трудно найти рабочих на данный вид работ. При разработке тарифа за основу брали стартовый тариф, разработанный ЗАО «****». Оплата по тарифу берется исходя из площади занимаемого жилого помещения в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ. На рассмотрение Думы были представлены два варианта тарифа - исходя из занимаемой жилой площади и исходя из проживающих. Думой был принято решение об утверждении тарифа исходя из занимаемой площади жилья. Трудно произвести учет граждан, зарегистрированных и реально проживающих в квартире. Органы Федеральной миграционной службы отказали в предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в квартирах. Договоры по оказанию услуг они заключают с каждым домом. На общем собрании жильцов дома решается вопрос об услугах, которые будет предоставлять управляющая компания, затем на основании решения собрания старший по дому заключает договор. Если необходимо жильцам дома предоставлять какую-либо дополнительную услугу, не оговоренную в тарифе, предприятие делает расчет стоимости работ и заключается дополнительное соглашение к договору, либо договор на оказание таких работ и услуг. Разработка тарифа производится исходя из состояния жилого фонда, затрат по заработной плате, стоимость материалов и иных расходов, данная сумма распределяется на год. Стоимость услуги по вывозу твердых бытовых отходов рассчитывается исходя из занимаемой площади на основании положения о порядке содержания жилья, Жилищного кодекса РФ. Периодичность предоставляемых работ указана в стартовом тарифе. На рассмотрение Думы был предоставлена таблица тарифов в двух вариантах: в укрупненном варианте и подробном.

Представитель ответчика Шумихинской городской Думы исковые требования не признала, пояснила, что на заседании рассматривался вопрос о повышении тарифов в целом, а не по отдельным видам работ. Первоначально размеры тарифов по отдельным видам работ и услуг рассматриваются на заседании жилищно-коммунальной комиссии Думы. В газете была опубликована усеченная таблица тарифов в связи с экономией бюджетных средств на публикацию.

Суд, заслушав стороны, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, изучив письменные материалы дела, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцов.

В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

На основании ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.

В силу п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Истец Коротовских И.В. в судебном заседании пояснил, что в стоимость тарифа на жилищные услуги включена стоимость работ по уборке подъездов, хотя данный вид работ производится жильцами самостоятельно, просит произвести перерасчет уплаченных жителями за услуги по уборке подъездов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что дом, в котором проживает Коротовских И.В., обслуживается управляющей компанией ООО «****». В случае предоставления услуги неудовлетворительного качества, либо с перерывами, истец имеет право обратиться в управляющую компанию об уменьшении платы за предоставляемую услугу, согласно требованиям п.п. 60-63 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307. Данное требование может быть предъявлено, только в случае, если с управляющей организацией был заключен договор на предоставление таких работ или услуг.

Истцы указывают, что в тарифе на жилищные услуги исключены некоторые виды работ и услуг, которые ранее были указаны в таблице стартового тарифа в 2008 году, разработанного ЗАО «****», не указана периодичность выполняемых работ. Как следует из пояснений представителя МУП «****» разработка стоимости тарифов велась по расширенному списку работ и услуг, перечень видов работ сократился за счет объединения нескольких работ в одну строку. Кроме того, представитель ответчика Шумихинской городской Думы пояснила, что таблица тарифов была опубликована в газете в сокращенном варианте в связи с экономией бюджетных средств на публикацию.

Также в ходе судебного разбирательства установлено, что перечень предоставляемых работ, периодичность их выполнения указаны в договорах, заключаемых жильцами дома с управляющей организацией. Данное обстоятельство подтверждается типовым договором на предоставление услуг, предъявленное в судебное заседание МУП «****» и договором, представленным ООО «****» В случае необходимости предоставления работ, не включенных в договор с управляющей компанией на предоставление работ, жильцы дома должны на общем собрании решить вопрос о необходимости предоставления таких работ и заключения дополнительного соглашения к договору, либо заключения дополнительного договора.

Суд не принимает доводы истцов о том, что тариф необоснованно завышен, по следующим основаниям.

ЗАО «****» в 2007 году разработан экономически обоснованный стартовый тариф на основании состояния жилого фонда в г. Шумихе и необходимых затрат.

Согласно п. 18 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520 для регулирования тарифов применяется в том числе метод индексации установленных тарифов. Данный метод применяется МУП «****». Увеличение тарифа проводится на основании прогноза показателей инфляции и системы цен, утвержденных Минэкономразвития России, увеличение тарифа произошло на 37 копеек – с 6,40 рублей до 6, 77 рублей.

Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее Правил) коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).

П. 49 пп «п» абз.3 вышеуказанных Правил организация, предоставляющая коммунальные услуги размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов).

Потребитель имеет прав согласно п. 51 Правил получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.

Информация о размерах тарифов, применяемых МУП «****» при предоставлении услуг была предоставлена в районной газете «Знамя труда», кроме того, в договорах, заключенных с управляющей организацией с жильцами дома также указаны виды предоставляемых работ и услуг и их стоимость, периодичность выполнения.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что требования истцов о разработке тарифов с детализацией необоснованны, т.к. стартовый тариф разработан органами местного самоуправления, его повышение производится в соответствии с требованиями законодательства, исходя из уровня прогнозируемой инфляции.

Суд отвергает доводы истцов о необходимости разработки тарифов исходя из лиц проживающих в жилом помещении, а не по занимаемой площади жилья, т.к. Шумихинской городской Думой принято решение о стоимости тарифа исходя из квадратного метра общей площади, данное решение соответствует требованиями Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Коротовских И.В., Эйснер А.А. к МУП «****», Шумихинской городской Думе об обязании произведения разработки тарифов на выполняемые работы и услуги с детализацией каждо Правил предоставления коммунальных услуг гражданам го вида работ и услуг, их периодичностью, стоимостью, правовым и экономическим обоснованием и обязании внесения изменений в решение Шумихинской Городской Думы от 13 ноября 2008 года № 259 «Об установлении тарифов на жилищные услуги, оказываемые МУП «****» отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через канцелярию Шумихинского районного суда.

Судья Н.С.Душечкина