О признании договора приватизации недействительным.



Дело № 2 – 828

10 ноября 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Шумихинский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи МИХАЛЕВОЙ О. Л.

при секретаре ПРЯДКО Е. Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе 10 ноября 2010 года

гражданское дело по исковому заявлению Игнатьева С. А. к Игнатьеву А. В., ОАО «****» о признании сделки недействительной,

У С Т А Н О В И Л:

Игнатьев С. А. обратился в суд с исковым заявлением к Игнатьеву А. В., ОАО «****», в котором указал, что между его отцом Игнатьевым А. В. и **** был заключен договор приватизации, т.е. передачи заводом отцу в собственность 1\2 доли жилого дома, расположенного по ****. С февраля 1986 г. по настоящее время истец зарегистрирован в данном жилом помещении, проживал с детства вместе с отцом в данном доме, проживает по настоящее время, из дома никуда не выезжал. О том, что дом в 1993 г. отец приватизировал только на себя, истцу не было известно, так как ему было 15 лет, после этого также не вникал, кто является собственником жилого помещения, так как проживал в нем, другого жилья не имеет. В настоящее время отец решил продать половину дома и предложил истцу выехать из дома, так как уже нашел покупателей. Истец считает, что сделка приватизации квартиры является недействительной, ничтожной, стороны должны быть возвращены в первоначальное положение. В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 168 ГК РФ просит признать сделку о передаче в собственность в порядке приватизации **** Игатьеву 1\2 доли дома по ул. **** недействительной ввиду ее ничтожности, вернуть стороны в первоначальное положение. В ходе судебного разбирательства истец уточнил требования: просит признать сделку недействительной в части невключения его в договор приватизации квартиры, включить его в договор приватизации.

В судебном заседании истец настаивает на требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что квартира предоставлялась его отцу в связи с трудовыми отношениями с заводом подшипниковых иглороликов в 1985 г. на состав семьи из пяти человек: родителей, его и двух сестер. С того времени он проживал в квартире, зарегистрирован по данному адресу. О том, что не включен в договор приватизации, узнал примерно год назад, когда увидел документы на квартиру и решение суда о включении в число собственников квартиры О. и Н..

Представитель ответчика ОАО «****» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, ранее в судебном заседании пояснял, что не согласен с признанием сделки недействительной и передачей квартиры в собственность завода, так как в настоящее время квартиры, находящиеся на балансе предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность, а передача жилья влечет для предприятия затраты.

Ответчик Игнатьев А. В. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, ранее в судебном заседании пояснял, что работал на ****, заводом ему на состав семьи из пяти человек была предоставлена квартира по ул. ****. Примерно в 1988 г. он разошелся с женой, она с дочерьми уехала, а сын остался проживать с ним. Потом он женился ., жена с дочерьми от первого брака О, и Н. также проживали в спорной квартире. Решением Шумихинского районного суда О. и Н. были включены в приватизацию квартиры. Против включения в договор приватизации сына Игнатьева С. А. не возражает, возражает против признания сделки недействительной полностью и передачи квартиры в собственность ОАО «****».

Р. и И., привлеченные судом к участию в деле в качестве соответчиков, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело без их участия. Ранее в судебном заседании И. поясняла, что в 1990 г. зарегистрировала брак с Игнатьевым А. В., его дети были прописаны в квартире по ул. ****. При приватизации квартиры она говорила Игнатьеву А. В., чтобы он включал в приватизацию ее дочерей и своих детей. В настоящее время у квартиры три собственника: Игнатьев А. В., и ее дочери О. и Н..

И. и Т., привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело без их участия, исковые требования Игнатьева С. А. поддерживают. Ранее И. в судебном заседании поясняла, что поддерживает исковые требования брата Игнатьева С. А., на момент приватизации квартиры он проживал с отцом и был прописан в квартире. О том, что не включен в договор приватизации брат узнал в 2009 г., когда отец решил продать дом и предложил ему выселиться.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции закона РФ 04.07.1991 г. № 1541-1) приватизация жилья - бесплатная передача или продажа в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно ст. 2 данного закона граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.

Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» от 11.08.94 г. было предусмотрено, что в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

В судебном заседании установлено, что по договору № ., ? доля жилого дома (трехкомнатная квартира) по ул. **** была передана АОО «****» в собственность Игнатьева А.В..

Решением Шумихинского районного суда в число собственников данного жилого помещения включены несовершеннолетние дети: О. и Н..

Из пояснений лиц, участвующих в деле следует, и подтверждается домовой книгой по ул. ****, что истец Игнатьев С. А., , на момент приватизации жилого помещения являлся несовершеннолетним, проживал и был зарегистрирован в квартире ****). Поэтому Игнатьев С. А. должен быть включен в договор приватизации жилого помещения.

Таким образом, сделка по передаче жилого помещения по ул. **** в собственность одного лица Игнатьева А. В. противоречит закону, является ничтожной в силу ст. 168 ГК РФ.

В соответствии со ст. 180 ГК недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Поэтому суд считает необходимым исковые требования Игнатьева С. А. удовлетворить, признать сделку по передаче жилого помещения по ул. **** в собственность Игнатьева А. В. недействительной в части, включить в число собственников квартиры Игнатьева С. А.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Игнатьева С. А. удовлетворить.

Признать недействительным договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан № ., заключенный между Игнатьевым и АОО «****» недействительным в части невключения в договор Игнатьева С.А..

Включить Игнатьева С.А. в число собственников квартиры, расположенной по адресу: **** по договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан № .

Право собственности на объекты недвижимого имущества подлежит регистрации в Шумихинском отделе Управления Росреестра по Курганской области.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

О.Л. Михалева