Об обязании предоставить жилое помещение.



Дело № 2- 1013

23 декабря 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(мотивированное)

Шумихинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Душечкиной Н.С.,

с участием прокурора Малетиной Е.А.,

при секретаре Двизовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шумиха Курганской области 23 декабря 2010 года гражданское дело № 2-1013 по иску прокурора Шумихинского района Курганской области в интересах Лавровой к Администрации **** сельсовета, Администрации **** района об обязании предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шумихинского района обратился в суд в интересах Лавровой Н.Л. с иском к Администрации **** сельского Совета об обязании предоставить жилое помещение.

В последствии прокурор Шумихинского района уточнил исковые требования, просил обязать администрацию **** района предоставить Лавровой Н.Л. вне очереди жилое помещение, также просил обязать Администрацию **** сельсовета обеспечить Лавровой Н.Л. жилым помещением. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе разрешения обращения Лавровой Н.Л. прокуратурой Шумихин­ского района Курганской области проведена проверка соблюдения законода­тельства о дополнительных гарантиях граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено следую­щее. Лаврова , в соответствии с действующим законодательством состоит на учете в администрации **** района, в качестве нуждающейся в жилом помещении по внеочередному списку согласно постановления администрации **** сель­ского совета за № , относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствен­но находится под особой защитой государства. Согласно свидетельства мать умерла в 1998 году, отец - в 2001 году решением **** районного суда лишен родительских прав, ребенок находился под опекой бабушки (постанов­ление от **** 1998 года). В ноябре 1998 года постановлением админист­рации **** района «О закреплении жилья за несовершеннолетними Лавровым Н.Л., Лавровой Н.Л.» закреплено жилье по адресу: ****. При этом комиссией обследуемой данный одноквартирный жилой дом в с.**** установлено, что помещение, закрепленное за Лавровой Н.Л. отсутствует с 2000 года. **** 2010 года Лаврова Н.Л. закончила государственное образова­тельное учреждение среднего профессионального образования «****» по специальности фельдшер. Однако до сих пор жилье по договору социального найма Лавровой Н.Л. до настоящего времени не приобретено, и не предоставлено. В настоящее время, Лаврова Н.Л. собственного жилья не имеет, поэтому вынуждена проживать с бабушкой по адресу: ул.****. Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жи­тельства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Таким образом, Лаврова Н.Л. имеет право на получение жилого помеще­ния по договору социального найма не менее нормы предоставления, соответ­ствующего социальным и санитарно - техническим нормам, по месту прожива­ния, то есть на территории с. ****. Статьей 10 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей» прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствую­щий суд за защитой прав лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае его обращения в орган прокуратуры.

Прокурор Шумихинского района Малетина Е.А. настаивала на уточненных исковых требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Лаврова Н.Л. также настаивала на заявленных требованиях, пояснила, что своего жилья она не имеет, вынуждена проживать у бабушки в с. ****. Она была поставлена на учет, как нуждающаяся в жилье по внеочередному списку в 2008 году. В июне 2010 года она закончила **** по специальности фельдшер.

Представитель ответчика администрации **** исковые требования не признал и пояснил, что действительно истица состоит во внеочередном списке на предоставление жилья. Администрация **** сельсовета собственных средств на приобретение жилья не имеет, свободного муниципального жилья в настоящее время не имеется, отсутствуют денежные средства на его приобретение. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация **** района, так как субвенция, предназначенная для покупки жилья, предоставляется на уровень района.

В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Согласно ст. 1 вышеуказанного Федерального закона, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите;

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

На основании Приложения №1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» соответствующим органом местного самоуправления, которому передано государственное полномочие Курганской области по опеке и попечительству, является **** район Курганской области.

В судебном заседании установлено, что Лаврова , в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, ее мать умерла в 1998 году, отец решением **** районного суда от ****.2001г. лишен родительских прав. Постановлением Администрации **** № над Лавровой Н.Л., как оставшейся без попечения родителей, учреждена опека, за несовершеннолетней закреплено жилье по адресу: с. ****.

Из сообщения Отдела образования **** следует, что дом, закрепленный за Лавровой , расположенный в с. ****, разрушен.

Согласно акта обследования жилого одноквартирного дома в с. ****., следует, что жилой дом, закрепленный за Лавровой Н.Л., полностью отсутствует с 2000 года.

Согласно Постановлению Администрации **** сельсовета от ****2008 г. № «О постановке детей-сирот на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения» Лаврова Н.Л. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, по внеочередному списку.

Согласно копии с паспорта Лаврова Н.Л. зарегистрирована в с. ****.

Как следует из сообщения **** отдела Управления Росреестра по Курганской области от ****.2010г. за Лавровой Н.Л., права на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.

По сообщению филиала ГУП «****» от ****.2010г. право собственности на недвижимое имущество за Лавровой Н.Л. и ее родителями не учтено (не зарегистрировано).

В судебном заседании установлено, что у Администрации **** сельсовета **** района отсутствует свободное жилье для предоставления Лавровой жилого помещения.

В соответствии с Законом Курганской области от 31.12.2004 г. «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), приемной семье», постановлением Правительства Курганской области от 13.05.2008г. № 186 утвержден Порядок финансирования предоставления жилых помещений, в соответствии с которым финансирование предоставления жилых помещений осуществляется путем выделения из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных образований.

Обязанность по финансированию предоставления жилых помещений возложена на областной бюджет, а не на районный. В случае несоблюдения установленного порядка финансирования вопрос о финансовом обеспечении дополнительных гарантий прав вышеназванной категории граждан на жилое помещение может быть разрешен в рамках межбюджетных отношений между Курганской областью и муниципальным образованием **** сельсовет.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Шумихинского района, заявленных в интересах Лавровой Н.Л. к Администрации **** района об обязании предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма не менее нормы предоставления и соответствующего применительно к с. **** социальным и санитарно-техническим нормам, в удовлетворении исковых требований к Администрации **** сельсовета об обязании обеспечить Лаврову Н.Л. на территории с. **** жилым помещением по договору социального найма не менее нормы предоставления, соответствующее применительно к с. **** социальным и санитарно-техническим нормам отказать.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Шумихинского района Курганской области в интересах Лавровой к Администрации **** сельсовета, Администрации **** района об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить частично.

Обязать администрацию **** района предоставить Лавровой вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления и соответствующее применительно к с. **** социальным и санитарно-техническим нормам.

В удовлетворении исковых требований об обязании Администрации **** сельсовета обеспечить Лаврову Н.Л. на территории с. **** жилым помещением по договору социального найма не менее нормы предоставления, соответствующее применительно к с. **** социальным и санитарно-техническим нормам отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней через канцелярию Шумихинского районного суда со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Н.С.Душечкина