Дело № 2- 1013
23 декабря 2010 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное)
Шумихинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Душечкиной Н.С.,
с участием прокурора Малетиной Е.А.,
при секретаре Двизовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шумиха Курганской области 23 декабря 2010 года гражданское дело № 2-1013 по иску прокурора Шумихинского района Курганской области в интересах Лавровой к Администрации **** сельсовета, Администрации **** района об обязании предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шумихинского района обратился в суд в интересах Лавровой Н.Л. с иском к Администрации **** сельского Совета об обязании предоставить жилое помещение.
В последствии прокурор Шумихинского района уточнил исковые требования, просил обязать администрацию **** района предоставить Лавровой Н.Л. вне очереди жилое помещение, также просил обязать Администрацию **** сельсовета обеспечить Лавровой Н.Л. жилым помещением. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе разрешения обращения Лавровой Н.Л. прокуратурой Шумихинского района Курганской области проведена проверка соблюдения законодательства о дополнительных гарантиях граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено следующее. Лаврова , в соответствии с действующим законодательством состоит на учете в администрации **** района, в качестве нуждающейся в жилом помещении по внеочередному списку согласно постановления администрации **** сельского совета за № , относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно находится под особой защитой государства. Согласно свидетельства мать умерла в 1998 году, отец - в 2001 году решением **** районного суда лишен родительских прав, ребенок находился под опекой бабушки (постановление от **** 1998 года). В ноябре 1998 года постановлением администрации **** района «О закреплении жилья за несовершеннолетними Лавровым Н.Л., Лавровой Н.Л.» закреплено жилье по адресу: ****. При этом комиссией обследуемой данный одноквартирный жилой дом в с.**** установлено, что помещение, закрепленное за Лавровой Н.Л. отсутствует с 2000 года. **** 2010 года Лаврова Н.Л. закончила государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «****» по специальности фельдшер. Однако до сих пор жилье по договору социального найма Лавровой Н.Л. до настоящего времени не приобретено, и не предоставлено. В настоящее время, Лаврова Н.Л. собственного жилья не имеет, поэтому вынуждена проживать с бабушкой по адресу: ул.****. Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Таким образом, Лаврова Н.Л. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма не менее нормы предоставления, соответствующего социальным и санитарно - техническим нормам, по месту проживания, то есть на территории с. ****. Статьей 10 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующий суд за защитой прав лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае его обращения в орган прокуратуры.
Прокурор Шумихинского района Малетина Е.А. настаивала на уточненных исковых требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Лаврова Н.Л. также настаивала на заявленных требованиях, пояснила, что своего жилья она не имеет, вынуждена проживать у бабушки в с. ****. Она была поставлена на учет, как нуждающаяся в жилье по внеочередному списку в 2008 году. В июне 2010 года она закончила **** по специальности фельдшер.
Представитель ответчика администрации **** исковые требования не признал и пояснил, что действительно истица состоит во внеочередном списке на предоставление жилья. Администрация **** сельсовета собственных средств на приобретение жилья не имеет, свободного муниципального жилья в настоящее время не имеется, отсутствуют денежные средства на его приобретение. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация **** района, так как субвенция, предназначенная для покупки жилья, предоставляется на уровень района.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Согласно ст. 1 вышеуказанного Федерального закона, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите;
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
На основании Приложения №1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» соответствующим органом местного самоуправления, которому передано государственное полномочие Курганской области по опеке и попечительству, является **** район Курганской области.
В судебном заседании установлено, что Лаврова , в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, ее мать умерла в 1998 году, отец решением **** районного суда от ****.2001г. лишен родительских прав. Постановлением Администрации **** № над Лавровой Н.Л., как оставшейся без попечения родителей, учреждена опека, за несовершеннолетней закреплено жилье по адресу: с. ****.
Из сообщения Отдела образования **** следует, что дом, закрепленный за Лавровой , расположенный в с. ****, разрушен.
Согласно акта обследования жилого одноквартирного дома в с. ****., следует, что жилой дом, закрепленный за Лавровой Н.Л., полностью отсутствует с 2000 года.
Согласно Постановлению Администрации **** сельсовета от ****2008 г. № «О постановке детей-сирот на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения» Лаврова Н.Л. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, по внеочередному списку.
Согласно копии с паспорта Лаврова Н.Л. зарегистрирована в с. ****.
Как следует из сообщения **** отдела Управления Росреестра по Курганской области от ****.2010г. за Лавровой Н.Л., права на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.
По сообщению филиала ГУП «****» от ****.2010г. право собственности на недвижимое имущество за Лавровой Н.Л. и ее родителями не учтено (не зарегистрировано).
В судебном заседании установлено, что у Администрации **** сельсовета **** района отсутствует свободное жилье для предоставления Лавровой жилого помещения.
В соответствии с Законом Курганской области от 31.12.2004 г. «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), приемной семье», постановлением Правительства Курганской области от 13.05.2008г. № 186 утвержден Порядок финансирования предоставления жилых помещений, в соответствии с которым финансирование предоставления жилых помещений осуществляется путем выделения из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных образований.
Обязанность по финансированию предоставления жилых помещений возложена на областной бюджет, а не на районный. В случае несоблюдения установленного порядка финансирования вопрос о финансовом обеспечении дополнительных гарантий прав вышеназванной категории граждан на жилое помещение может быть разрешен в рамках межбюджетных отношений между Курганской областью и муниципальным образованием **** сельсовет.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Шумихинского района, заявленных в интересах Лавровой Н.Л. к Администрации **** района об обязании предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма не менее нормы предоставления и соответствующего применительно к с. **** социальным и санитарно-техническим нормам, в удовлетворении исковых требований к Администрации **** сельсовета об обязании обеспечить Лаврову Н.Л. на территории с. **** жилым помещением по договору социального найма не менее нормы предоставления, соответствующее применительно к с. **** социальным и санитарно-техническим нормам отказать.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Шумихинского района Курганской области в интересах Лавровой к Администрации **** сельсовета, Администрации **** района об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить частично.
Обязать администрацию **** района предоставить Лавровой вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления и соответствующее применительно к с. **** социальным и санитарно-техническим нормам.
В удовлетворении исковых требований об обязании Администрации **** сельсовета обеспечить Лаврову Н.Л. на территории с. **** жилым помещением по договору социального найма не менее нормы предоставления, соответствующее применительно к с. **** социальным и санитарно-техническим нормам отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней через канцелярию Шумихинского районного суда со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Н.С.Душечкина