Дело № 2 – 359 31 мая 2011 года Р Е Ш Е Н И Е (МОТИВИРОВАННОЕ) Именем Российской Федерации Шумихинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи МИХАЛЕВОЙ О. Л. при секретаре ПРЯДКО Е. Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе 31 мая 2011 года гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации *** района, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «***» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах обратился в суд в порядке ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Проверкой территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах установлено, что МДОУ «***1» при осуществлении образовательной деятельности допускает нарушение СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». В нарушение п. 1.14 СанПиН в МДОУ «***» отсутствует заключение, подтверждающее соответствие функционирования МДОУ данным СанПиН, выданное органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В нарушение п.п. 9.5, 9.6 СанПиН помещения туалетов для детей не обеспечены горячим водоснабжением. В нарушение п. 14.13 СанПиН в пищеблоке в качестве кухонной посуды используется эмалированная посуда с отбитой эмалью. В нарушение п. 3.9 СанПиН площадь теневых навесов на территории групповых площадок для старшей и подготовительной групп недостаточна и составляет 32, 0 кв.м. (при норме не менее 2 кв.м. на одного ребенка, по списку в старшей и подготовительной группах соответственно 28 и 25 детей). В нарушение п. 4.33 СанПиН в МДОУ «Детский сад №1» нет постирочной, в нарушение п. 4.16 СанПиН нет зала для музыкальных и физкультурных занятий. В нарушение п. 4.9 СанПиН в МДОУ общая туалетная комната для старшей и подготовительной групп. В результате вышеуказанных нарушений законодательства РФ существенно нарушаются интересы Российской Федерации, выраженные в отрицательном влиянии на здоровье учащихся. Данные нарушения также нарушают права на благоприятное пребывание в детском саду неопределенного круга лиц. Истец просит признать бездействие должностных лиц МДОУ «***» и Администрации *** района по вопросу эксплуатации детского сада с нарушением требований законодательства РФ незаконным, обязать МДОУ «***» в срок до 31 декабря 2011 года привести детский сад в соответствие с требованиями законодательства – СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»: в соответствии с п. 1.14 получить заключение, подтверждающее соответствие функционирования МДОУ СанПиН, выданное органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с п.п. 9.5, 9.6 СанПиН помещения туалетов для детей обеспечить горячим водоснабжением, в соответствии с п. 14.13 СанПиН в пищеблоке эмалированную посуду с отбитой эмалью заменить, в соответствии с п. 3.9 СанПиН площадь теневых навесов на территории групповых площадок для старшей и подготовительной групп привести в соответствие с СанПиН, в соответствии с п. 4.33 СанПиН оборудовать постирочную, в соответствии с п. 4.16 СанПиН оборудовать зал для музыкальных и физкультурных занятий, в соответствии с п. 4.9 СанПиН в МДОУ в групповых ячейках старшей и подготовительной групп оборудовать туалетные комнаты, обязать Администрацию *** района в течение 2011 г. профинансировать работу, направленную на устранение вышеуказанных мероприятий. В судебном заседании представитель истца Лазарева Н. В. уточнила исковые требования в связи с тем, что часть указанных в исковом заявлении нарушений требований санитарного законодательства ответчиками устранена. Настаивает на требованиях согласно уточненному исковому заявлению по основаниям, указанным в исковом заявлении, просит признать бездействие должностных лиц МДОУ «***» и Администрации *** района по вопросу эксплуатации детского сада с нарушением требований законодательства РФ незаконным, обязать МДОУ «*** ***» в срок до 31 декабря 2011 года привести детский сад в соответствие с требованиями законодательства – СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»: в соответствии с п. 1.14 получить заключение, подтверждающее соответствие функционирования МДОУ СанПиН, выданное органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с п. 4.33 СанПиН оборудовать постирочную, в соответствии с п. 4.16 СанПиН оборудовать зал для музыкальных и физкультурных занятий, в соответствии с п. 4.9 СанПиН в МДОУ в групповых ячейках старшей и подготовительной групп оборудовать туалетные комнаты, обязать Администрацию Шумихинского района в течение 2011 г. профинансировать работу, направленную на устранение вышеуказанных мероприятий. Представитель ответчика МДОУ «***» Кожунова Н. Г. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что указанные в исковом заявлении Роспотребнадзора нарушения имеют место в детском саду, часть нарушений устранена, остальные нарушения будут устранены в текущем году, возможности для этого имеются. После устранения данных нарушений СанПиН детский сад будет получать соответствующее заключение, без которого не может функционировать. Представитель ответчика Администрации *** района Кузьмин А. И. исковые требования признал. Выслушав пояснения представителей истца и ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 2, 3 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Согласно ст. 28 данного федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В судебном заседании установлено, что в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «***» допускаются нарушения санитарного законодательства, в частности требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июля 2010 г. и введенных в действие с 01 октября 2010 г., СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Так, в соответствии с п. 1.14 СанПиН функционирование дошкольных организаций осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Данное заключение в МДОУ «***» отсутствует. В соответствии с п. 4.33 СанПиН в дошкольных организациях вместимостью до 80 мест постирочная может иметь одно помещение, свыше 80 мест - 2 помещения (стиральная и гладильная). Помещения стиральной и гладильной должны быть смежными, а входы (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья - раздельными. При отсутствии прачечной в дошкольной организации возможна организация централизованной стирки постельного белья в прачечных. Постирочная дошкольной организации не используется для стирки белья от других организаций. В МДОУ «***» отсутствует постирочная. В соответствии с п. 4.16 СанПиН во вновь строящихся и реконструируемых зданиях дошкольных организаций рекомендуется предусматривать два зала: один - для музыкальных, другой - для физкультурных занятий площадью не менее 75 м2 каждый. Залы не должны быть проходными. В существующих зданиях дошкольных организаций допускается один общий зал для музыкальных и физкультурных занятий. При залах оборудуют кладовые для хранения физкультурного и музыкального инвентаря площадью не менее 6 м2. В МДОУ «***» не оборудован зал для музыкальных и физкультурных занятий. В соответствии с п. 4.9 СанПиН в состав групповой ячейки входят: раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). В МДОУ в групповых ячейках старшей и подготовительной групп имеется общая туалетная комната. Наличие данных нарушений подтверждается актом проверки № ***., и не оспаривается ответчиками. Поэтому суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на МДОУ «***» обязанности устранить данные нарушения. В силу ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Уставом МДОУ «***» учредителем образовательного учреждения является Администрация *** района (п. 1.7), учредитель закрепляет за МДОУ объекты муниципальной собственности: здания, сооружения, оборудование. Поэтому на Администрацию *** района должна быть возложена обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарных правил. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации *** района, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «***» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий удовлетворить. Признать незаконным бездействие должностных лиц МДОУ «***» и Администрации *** района, выраженное в эксплуатации детского сада с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «***» в срок до 31 декабря 2011 года привести детский сад в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»: получить заключение, подтверждающее соответствие функционирования МДОУ СанПиН, выданное органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, оборудовать постирочную, оборудовать зал для музыкальных и физкультурных занятий, в групповых ячейках старшей и подготовительной групп оборудовать туалетные комнаты. Обязать Администрацию *** района в течение 2011 г. профинансировать мероприятия по оборудованию в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «***» постирочной, зала для музыкальных и физкультурных занятий, туалетных комнат в групповых ячейках старшей и подготовительной групп. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Шумихинский районный суд. Судья: О.Л. Михалева