Об устранении нарушений правил пожарной безопасности.



Дело № 2 – 482

21 сентября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е (МОТИВИРОВАННОЕ)

Именем Российской Федерации

Шумихинский районный суд Курганской области

в составе судьи МИХАЛЕВОЙ О. Л.

при секретаре ВОДЯННИКОВОЙ А. Н.,

с участием заместителя прокурора Шумихинского района БАЖАНОВОЙ Ю. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе 21 сентября 2011 года

гражданское дело по иску прокурора Шумихинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «***» об устранении нарушений правил пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Шумихинского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «***» о возложении обязанности по устранению нарушений противопожарной безопасности. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки установлено, что правила пожарной безопасности на территории *** сельсовета Шумихинского района Курганской области не соблюдаются. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года за № 69-ФЗ пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Согласно ст. 20 Федерального закона нормативное регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В соответствии со ст. ст. 34, 37 и 38 Федерального закона граждане и руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности и нести ответственность за нарушение их требований. Приказом от 18 июня 2003 года за № 313 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждены правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом обязательные для применения и исполнения образовательными организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами. В нарушение п. 21 ППБ 01-03 территория населенного пункта не очищена от горючих отходов (мусор, опавшие листья, сухая трава). Кроме того, в нарушение п. п. 27, 90, 94, 114 ППБ 01-03 отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером 12*12 для установки пожарных автомобилей и забора воды, отсутствуют соответствующие указатели по направлению движения к водоисточникам, на территории поселения отсутствует наружное освещение в темное время суток, отсутствует переносная пожарная мотопомпа. Просит обязать муниципальное образование *** сельсовет Шумихинского района приобрести средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером 12*12 для установки пожарных автомобилей и забора воды, установить соответствующие указатели по направлению движения к водоисточникам на территории поселения, установить наружное освещение в темное время суток, приобрести переносную пожарную мотопомпу.

В ходе судебного разбирательства прокурор Шумихинского района уточнил исковые требования, просит обязать ответчика муниципальное образование «***» в лице Администрации *** сельсовета установить соответствующие указатели по направлению движения к водоисточникам (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) на территории населенных пунктов с. ***, д. ***, д. ***, д. ***; оборудовать подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером 12*12 для установки пожарных автомобилей и забора воды на берегу р. *** в пределах с. ***, р. *** в пределах д. ***, р. *** в пределах д. ***; на территории с. ***, д. ***, д. *** установить наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пожарным водоемам, приобрести переносную пожарную мотопомпу в д. ***, д. ***.

В судебном заседании заместитель прокурора Шумихинского района Бажанова Ю.А. заявила отказ от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности оборудовать подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером 12*12 для установки пожарных автомобилей и забора воды на берегу р. *** в пределах д. ***, приобрести переносную пожарную мотопомпу в д. ***, д. ***, в остальной части на исковых требованиях настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика, Глава Администрации *** сельсовета Глуховский М. А. в судебном заседании исковые требования прокурора Шумихинского района признал частично, пояснил, что для выполнения требований Пожарной безопасности у Администрации сельсовета отсутствуют финансовые средства, финансирование из областного бюджета на эти цели не осуществляется, собственные доходы в связи с изменениями в Налоговый кодекс РФ поступят в сельсовет только в 2013 г. В с. *** организуется муниципальный пожарный пост, приобретен пожарный автомобиль. Указатели направления движения к водоисточникам заказаны, так как их не было в наличии в магазине, они будут приобретены при поступлении в магазин. Наружное освещение во всех населенных пунктах сельсовета имеется, но оно отключено на летний период из-за отсутствия денежных средств. Исковые требования в части оборудования площадок с твердым покрытием на берегу р. *** в с. ***, в д. *** признает, так как в с. *** имеется искусственный водоисточник, но в случае отключения электроэнергии забор воды из него невозможен, в д. *** имеется скважина, но она недействующая, другого водоисточника кроме реки *** нет.

Представитель третьего лица по делу, отдела государственного пожарного надзора по Шумихинскому району Кульпин А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 1 и 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года за № 69-ФЗ пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В систему обеспечения пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Согласно ст. 20 Федерального закона нормативное регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности, реализация мер пожарной безопасности (ст. ст. 19, 21, 36 ФЗ «О пожарной безопасности»).

Согласно ст. 14 п. 9 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Пунктом 2 ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

В соответствии с п. 2 ст. 62 указанного федерального закона в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Положениями ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесены:

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г. утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (далее ППБ 01-03), пунктом 1 которых предусмотрено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктами 94, 95 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

В соответствии с п. 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В соответствии с п. 27 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено, что водоисточники (р. ***), расположенные в с. ***, в д. *** не оборудованы подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12мх12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В с. ***, д. ***, д. ***, д. *** отсутствуют соответствующие указатели по направлению движения к водоисточникам; в с. ***, д. ***, д. *** отсутствует наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения подъездов к пожарным водоемам (водоисточникам).

Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются пояснениями представителя ОГПН по Шумихинскому району, а также заключениями государственного инспектора Шумихинского района по пожарному надзору от **.**..2011 года, **.**. июля 2011 г., постановлением по делу об административном правонарушении от **.**. 2011 г.

Таким образом, в судебном заседании установлен факт выявленных нарушений в области пожарной безопасности в населенных пунктах муниципального образования «***», ответственность за выявленные нарушения возложена законодательством на орган местного самоуправления, на момент рассмотрения дела выявленные нарушения не устранены. Установленными нарушениями Правил противопожарной безопасности в случае возникновения пожара на территории населенных пунктов ставится под угрозу жизнь и здоровье значительного количества граждан, численность и персональный состав которых установить невозможно.

На основании установленных обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы представителя ответчика о недостаточности бюджетных средств не могут быть приняты во внимание как основание для освобождения от обязанности по устранению нарушений Правил пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов. При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда (в том числе отсутствии финансовых средств), и при доказанности данных обстоятельств, ответчик может ходатайствовать об отсрочке исполнения решения суда в порядке исполнения судебного решения в соответствии со ст. 203 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Шумихинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «***» в лице Администрации *** сельсовета установить указатели по направлению движения к водоисточникам (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) на территории населенных пунктов с. ***, д. ***, д. ***, д. ***, оборудовать подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером 12*12 для установки пожарных автомобилей и заборы воды на берегу реки *** в с. ***, в д. ***, установить наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пожарным водоемам на территории с. ***, д. ***, д. ***.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Шумихинский районный суд.

Судья:

О.Л. Михалева