О включении в выслугу лет периода военной службы по призыву.



Дело № 2 – 605

16 сентября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Шумихинский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Леоновой Л.А.

при секретаре Двизовой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумиха 16 сентября 2011 года

гражданское дело по иску Букарева В.В. к Главному управлению МЧС по Курганской области о включении в выслугу лет периода военной службы по призыву,

У С Т А Н О В И Л :

Букарев В.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС по Курганской области, *** отряду федеральной противопожарной службы по Курганской области, указывая, что с **.**..2010 года истец в соответствии с приказом № *** уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту «***» части первой статьи *** Положения о службе в органах внутренних дел РФ.

Истец является пенсионером МВД России с **.**..2010 года за выслугу лет.

Истец являлся начальником *** ОФПС по Курганской области. На момент оформления пенсии за выслугу лет ГУ МЧС по Курганской области по данным *** ОФПС по Курганской области исчислило ему выслугу лет по состоянию на **.**..2010г. в календарном исчислении 23 года 08 дней.

При исчислении стажа государственной службы включена военная служба по призыву за период с **.**..1986г. по **.**..1988г. из расчета один день военной службы за один день государственной службы в нарушение действующего законодательства.

В силу ст. 10 ч.3 ФЗ « О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по призыву ( в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) включается в стаж государственной службы государственного служащего из расчета один день военной службы за два дня работы.

В силу ст. 1 Закона РФ « О милиции» милиция в России- это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Федеральными законами.

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ « О системе государственной службы РФ» система государственной службы включает в себя правоохранительную службу. В силу ст. 7 вышеназванного закона правоохранительная служба – это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах в учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Истец как аттестованный работник, начальник *** отряда ОФПС по Курганской области являлся сотрудником МВД. По всем вопросам, касающимся приема, увольнения, исчисления стажа и выплаты пенсий МЧС руководствуется приказами МВД России, и пенсия назначается по линии МВД России, в связи с чем истец и является пенсионером МВД.

С учетом изложенных норм закона период военной службы по призыву должен быть зачтен из расчета один день военной службы за два дня государственной службы, что соответственно послужит основанием для перерасчета размера получаемой истцом пенсии за выслугу лет.

Просит обязать ответчиков засчитать истцу в стаж государственной службы для исчисления пенсии по линии МВД России период военной службы по призыву с **.**. 1986г. по **.**. 1988г. в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.

Впоследствии истец уточнил исковые требования, исключил из числа ответчиков *** ОФПС по Курганской области, просил обязать Главное управление МЧС по Курганской области зачесть в выслугу лет период военной службы по призыву с **.**..1986г. по **.**..1988г. в льготном исчислении.

Представитель истца Баркина О.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснив, что Постановление Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 « О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ» в части включения периодов военной службы по призыву в календарном исчислении в выслугу лет противоречит ФЗ « О статусе военнослужащих», который предусматривает включение в стаж государственной службы из расчета один день службы за два дня работы. В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ « О системе государственной службы РФ» система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. В силу ст. 7 вышеназванного закона правоохранительная служба – это вид федеральной государственной службы. Служба в органах Государственной противопожарной службы является видом федеральной государственной службы. В соответствии со ст. 14 вышеуказанного закона в стаж ( общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов РФ включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, выборных муниципальных должностей и т.д. Выслуга лет – длительный стаж непрерывной работы, дающий право на определенные льготы и преимущества ( Большой Энциклопедический словарь). В праве социального обеспечения разновидность стажа трудового. Представляет собой длительный период выполнения определенной профессиональной деятельности, который по действующему законодательству дает основание назначить пенсию за выслугу лет ( Юридический словарь). Поскольку законом продолжительность государственной службы – стаж государственной службы, то противоречий в том, как названа общая продолжительность периода государственной службы, общим стажем или выслугой лет, не имеется, поскольку все это относится к продолжительности государственной службы. Согласно ч.2 ст. 4 ФЗ « О статусе военнослужащих» правовые и социальные гарантии, включая меры материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий федеральный закон.

Представители ответчика – Главного управления МЧС по Курганской области Меркушева О.В., Подкорытов С.М. исковые требования не признали пояснив, что в настоящее время истец не имеет статуса военнослужащего, поскольку проходил военную службу по призыву и не имеет прав на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные ФЗ « О статусе военнослужащих». Кроме того, данный закон не содержит норм о включении на льготных условиях периода военной службы по призыву, вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии регламентируется Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».Частью 3 ст. 18 Закона установлено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством РФ. Совет Министров – Правительство РФ во исполнение требований Закона « О пенсионном обеспечении…» приняло постановление от 22.09.1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ», пунктом 5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву в календарном исчислении. Военная служба истца в указанный перечень не входит.

3 лицо – представитель *** отряда федеральной противопожарной службы по Курганской области Усманова Э.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно записям в трудовой книжке **.**..1989г. Букарев В.В. принят на службу в органы внутренних дел и государственной противопожарной службе МЧС России, уволен **.**..2010 года, Служба в органах внутренних дел и государственной противопожарной службе МЧС России составляет 21 год.

Согласно выписке из приказа № *** ГУ МЧС по Курганской области, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации Букарев В.В. – начальник ГУ « *** отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области) уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту «***» части первой статьи *** . Выслуга лет по состоянию на **.**. 2010 года составляет: в календарном исчислении – 23 года 00 месяцев 08 дней, в льготном исчислении – не имеет.

Согласно сведениям, указанном в военном билете, а также записям в трудовой книжке, Букарев В.В. проходил военную службу по призыву в период с **.**..1986г. по **.**..1988г.

Из расчета выслуги лет на пенсию следует, что Букареву В.В. включен в выслугу лет период военной службы по призыву с **.**..1986г. по **.**..1988г. в календарном исчислении.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии регламентируются специальным Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Из статьи 1 названного Закона следует, что его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

Частью 2 ст. 18 указанного Закона определено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1.

Таким образом, на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву ( действительную срочную военную службу) действие этого Закона не распространяется.

Частью 3 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 установлено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона определяется Правительством Российской Федерации.

Совет Министров – Правительство Российской Федерации во исполнение требований этого Закона приняло Постановление от 22.09.1993г. № 941, пунктом 5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных. Военная служба истца в указанный перечень не входит.

ФЗ « О статусе военнослужащих» в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В соответствии со ст. 2 данного Закона, к военнослужащим относятся, в том числе: сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

В силу ч.3 ст. 10 ФЗ « О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву ( в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсий за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

В настоящее время истец не имеет статуса военнослужащего, поскольку проходил военную службу по призыву с **.**..1986г. по **.**..1988г.

Таким образом, истец не имеет прав на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные ФЗ « О статусе военнослужащих».

Кроме того, вышеуказанный Закон не содержит норм о включении на льготных условиях периода военной службы по призыву, вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты.

Таким образом, период военной службы истца по призыву правомерно зачислен ответчиком в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

Кроме того, истец в исковом заявлении просит включить в выслугу лет период военной службы по призыву в льготном исчислении, а ФЗ « О статусе военнослужащих» предусматривает в ч.3 ст. 10 включение данных периодов в общий трудовой стаж, стаж государственной службы государственного служащего, в стаж работы по специальности, что не является равнозначным понятием.

Также, абзацем вторым ч.3 ст. 10 ФЗ « О статусе военнослужащих» предусмотрено, что в случае зачисления периода военной службы в специальный трудовой стаж для установления пенсии по выслуге лет, Правительство РФ утверждает специальные перечни таких должностей.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд:

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Букарева В.В. к Главному управлению МЧС по Курганской области о включении в выслугу лет периода военной службы по призыву с **.**..1986 года по **.**..1988 года в льготном исчислении, отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Шумихинский районный суд.

Судья:

Л.А. Леонова