О признании действий незаконными, возложении обязанности по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.



Дело № 2 – 621

22 сентября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Шумихинский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Леоновой Л.А.

при секретаре Мискевич Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумиха 22 сентября 2011 года

гражданское дело по иску Дисковец Н.И. к Администрации г. *** о признании действий незаконными, возложении обязанности по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л :

Дисковец Н.И. обратился в суд с иском к Администрации г. *** Курганской области, указывая, что является участником Великой Отечественной войны, проживает один по адресу: ***.

В связи с преклонным возрастом нуждается в благоустроенном жилье, необходим туалет, ванна и централизованное отопление.

Участникам войны государство предоставляет либо благоустроенное жилье, либо субсидии для его покупки в соответствии с ФЗ « О ветеранах» от 12.01.1995г. и Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов».

Истец обратился в Администрацию г. *** с заявлением о постановке на учет, однако в постановке на учет ему было отказано по причине обеспеченности истца жильем. При этом жилищная комиссия проигнорировала тот факт, что ему уже более 80 лет и он не может проживать в неблагоустроенном жилом помещении и ст. 53 ЖК РФ, на которую ссылается комиссия, к истцу отношения не имеют.

Просит признать действия Администрации г. *** об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не соответствующими действующему законодательству и обязать Администрацию г. *** поставить его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель истца Сыровацкий В.И. на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснив, что по действующему законодательству истец имеет право на предоставление ему благоустроенного жилья. Квартира, в которой проживает истец, пригодна для проживания, в ней имеется газовое отопление, центральный водопровод. Квартира принадлежала истцу и Сандул А.А, которая умерла. После ее смерти наследство принял внук Сандул Ю.А., который в квартире не проживает. Истец проживает и зарегистрирован в квартире один.

Представитель Администрации г. *** Володина Е.В. исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ истец не имеет право на улучшение жилищных условий как ветеран ВОВ. Истец является собственником жилого помещения по адресу: ***, жилое помещение пригодно для проживания. Обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения законом не установлена.

Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что Дисковец Н.И. является ветераном Великой Отечественной Войны и имеет права и льготы, установленные ст. 14 ФЗ « О ветеранах».

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ « О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в том числе ветеранов боевых действий. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Курганской области от 10 апреля 2006 года № 120 « О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших ( умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, и участников Великой Отечественной войны ( приложение № 1).

Пункт 2 указанного Порядка предусматривает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ « О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах» ( т.е. на получение социальных выплат) при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

**.**.2009 года Дисковец Н.И. обратился в Администрацию города *** с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья.

В заявлении указано, что в собственности жилья не имеет, является ветераном ВОВ, инвалидом *** группы.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. *** от **.**..2010 года истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что истец является собственником жилого дома по адресу: *** общей площадью 40 кв.м., что соответствует учетной норме площади жилого помещения, жилищные условия отвечают установленным требованиям для жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что Дисковец Н.И. не является нуждающимся в жилом помещении и не может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося.

В соответствии с п.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.п.4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения ( далее - учетная норма)является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Из материалов дела следует, что Дисковец Н.И. один зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире по адресу: ***, общей площадью 41,1 кв.м., в том числе жилой площадью 29,5 кв.м.

Указанное жилое помещение на основании договора передачи квартир в собственность граждан находилось в совместной собственности Дисковец Н.И. и А., с которой он состоял в фактических брачных отношениях.

**.**. 2005 года А. умерла.

Согласно сообщению нотариуса *** нотариального округа, после умершей .А. наследником по завещанию на все принадлежащее имущество является Ю. ., проживающий в г. ***.

Согласно постановлению Шумихинской районной Думы от 18 октября 2005 года № 730 учетная норма в целях принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях составляет 9 кв.м.

Поскольку в квартире № *** по ул. *** проживает и зарегистрирован один истец Дисковец Н.И., а собственником жилого помещения являются истец и наследник умершей А. – Ю. ., общая площадь, приходящаяся на каждого собственника жилого помещения, превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму.

Суд считает, что доводы истца о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения ( с централизованным отоплением, теплым туалетом и ванной) необоснованными, поскольку основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма установлена ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и к числу таких оснований не отнесено проживание в неблагоустроенном жилом помещении.

Согласно акту обследования жилого помещения от **.**..2011 года и заключению, составленных Межведомственной комиссией Администрации г. ***, квартира истца является полублагоустроенной ( имеется газовое отопление, центральный водопровод), является пригодным для проживания.

Общие требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.07.2006г. № 47.

В соответствии с п.12 вышеназванного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами ( электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных.

В судебном заседании установлено, что на территории г. Шумиха отсутствует централизованное отопление, централизованное горячее и холодное водоснабжение, канализация).

Поскольку оснований, перечисленных в ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания Дисковец Н.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.

Довод истца о том, что норма о предоставлении благоустроенных жилых помещений ветеранам ВОВ указана в ФЗ « О ветеранах», Указе Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1045гг.» несостоятелен, поскольку в данных документах отсутствует ссылка на предоставление ветеранам ВОВ благоустроенного жилья.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд:

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Дисковец к Администрации г. *** о признании действий об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконными и возложении обязанности по постановке на учет, отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Шумихинский районный суд.

Судья:

Л.А. Леонова