Гражданское дело о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по приведению водоснабжения населения в соответствие с требованиями санитарных правил



Дело № 2- 681

9 ноября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е (МОТИВИРОВАННОЕ)

Именем Российской Федерации

Шумихинский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи МИХАЛЕВОЙ О. Л.,

при секретаре ПРЯДКО Е. Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумиха 9 ноября 2011 года

гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Территориального отдела в *** районах к Администрации *** сельсовета о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по приведению водоснабжения населения в соответствие с требованиями санитарных правил,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Курганской области в лице Территориального отдела в *** районах обратилось в суд с иском к Администрации *** сельсовета, указав, что в **.**. 2010 г. специалистами территориального отдела проведена плановая выездная проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации водопровода и водопроводных сооружений (скважины) с. *** Шумихинского района и обеспечению населения питьевой водой на территории муниципального образования *** сельсовета. Питьевой водой из водопроводов в с. *** пользуется население с. ***. Кроме того, вода из скважины поступает в социально-значимые объекты-школу, ФАП, детский сад, ГОУ СПО «***». В ходе проведенной проверки территориальным отделом было установлено следующее: 1. проект зон санитарной охраны источников водоснабжения на водопроводах отсутствует, что не соответствует п.1.4, 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», 2. водопроводная вода из скважины с. *** не соответствует Р.3п. 3.1.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по содержанию хлоридов (превышает в 1, 7 раза), по сухому остатку (превышает в 1, 3 раза); 3. Имеющаяся рабочая программа контроля качества питьевой воды на момент проведения мероприятий по контролю выполняется не в полном объеме, что является нарушением СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». По выявленным нарушениям Администрации *** сельсовета было выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил № *** от **.**.2010 г. В отношении должностного лица –главы Администрации *** сельсовета было вынесено постановление об административном правонарушении по ст. 46 ГПК РФ, ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой к полномочиям главных государственных санитарных врачей и их заместителей относится предъявление исков в суд в случае нарушения санитарного законодательства. Кроме того, одной из основных задач территориального отдела является предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания (п. 8.2 Положения). Отсутствие надлежащей организации водоснабжения населения с. *** в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями дает право территориальному отделу обратиться в суд с требованием об устранении нарушений санитарного законодательства. В данном случае бездействием Администрации *** сельсовета непосредственно затрагиваются законные интересы Управления Роспотребнадзора по Курганской области по выполнению такой задачи как предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Отсутствие водоснабжения, организованного в соответствии с установленными требованиями, в населенных пунктах на территории муниципального образования *** сельсовета создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает конституционные права граждан на благоприятную среду обитания (общественный интерес). Истец просит признать незаконным бездействие Администрации *** сельсовета *** по эксплуатации и содержанию водопровода, а также по обеспечению соответствия питьевой воды из водопровода с. ***; обязать Администрацию *** сельсовета *** обеспечить содержание водопровода с. ***, соответствие питьевой воды из водопровода в соответствии с требованиями законодательства РФ, в части соблюдения требований:

-п.п.1.4,1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» иметь проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и башни водопровода питьевого назначения с. ***,

- абз.4 ст.11, п.п.1,2 ст.19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Р.4 п.4.2 СанПиН 2.1.14.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»- производственный контроль проводить в полном объеме согласно рабочей программе контроля качества питьевой воды.

Представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в *** районах Терентьева М.Л. в судебном заседании на исковых требованиях настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что в населенном пункте с. Карачельское большое количество населения пользуется водой из водопровода, вода должна быть надлежащего качества, а контроль качества воды надлежащим образом не проводится, в 2011 г. вода не проходила радиологический и химический контроль, бактериологический контроль воды производится не в полном объеме. Проект зоны санитарной охраны водоисточников не разработан.

Представитель Администрации *** сельсовета Кольев В. В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что школа в с. *** никогда не пользовалась водой из водопровода, у нее имеется своя скважина, в ГОУ «***» также есть своя скважина, к водопроводу подключены только ФАП и детский сад. Центральный водопровод в с. *** имеет протяженность 6, 4 км., он обслуживает только часть населения с. ***, водой из водопровода пользуется примерно 1/3 часть населения села. Скважина и водопровод были переданы на баланс Администрации сельсовета колхозом «***». В связи с тем, что Администрация сельсовета не вправе заниматься хозяйственной деятельностью, а создавать муниципальное предприятие по обслуживанию данного водопровода нецелесообразно, водопровод был передан в безвозмездное пользование территориальному общественному самоуправлению, т. е. населению села, которое его самостоятельно обслуживает. Администрация сельсовета обязана помогать населению в том, чтобы качество воды соответствовало СанПиН. Администрация сельсовета обязана организовать обеспечение населения водой, но для этого должно быть финансирование. В связи с изменениями в Налоговый Кодекс РФ в текущем году в местный бюджет не поступит 85 % налогов, средств в бюджете нет, поэтому население само содержит водопровод, собирает деньги, оплачивает ремонт, покупает запчасти. Вода в с. *** немного не соответствует нормам, но фильтры стоят дорого, Администрация сельсовета не имеет финансовых возможностей их приобрести. На территории сельсовета есть родник, откуда люди берут воду для питья. Считает, что проект зон санитарной охраны для действующей скважины не нужен. Бактериологический анализ воды в с. *** проводится два раза в год: весной и осенью, когда меняется вода, проводить радиологический и химический анализы воды нет денежных средств.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду закреплено в ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с ч.1 ст. 19, ч.1 ст. 32 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Согласно п.п. 4 п.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселений водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения этих поселений.

Согласно п. 2 ст. 4 Устава *** сельсовета ***, в состав территории *** сельсовета входят территории населенных пунктов: с. ***, д. ***, д. ***.

В соответствии со ст. 2 Устава *** сельсовету Законом Курганской области от 06.07.2004г. № 419 «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, сельского поселения, городского поселения, о месте нахождения представительных органов муниципальных районов, сельских поселений, об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)» присвоен статус сельского поселения.

Согласно п.п.4 п.1 ст. 6 Устава к вопросам местного значения *** сельсовета относится организация в границах *** сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В судебном заседании установлено, что ответчик ненадлежащим образом осуществляет возложенные на него федеральным законом полномочия в части организации водоснабжения населения муниципального образования.

Согласно п.п.1.4,1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Согласно п. 2.4 Санитарных правил "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. СП 2.1.5.1059-01", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 июля 2001 г. N 19, система мер, обеспечивающих санитарную охрану подземных вод, предусматривает, в том числе, организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны (ЗСО) источников централизованного питьевого водоснабжения.

В ходе проверки на территории Карачельского сельсовета установлено, что в нарушение вышеуказанных норм СанПиН 2.1.4.1110-02 и СП 2.1.5.1059-01 проект зон санитарной охраны источников водоснабжения на водопроводе в с. *** отсутствует.

В соответствии с разделом п. 4.1, п.4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. N 24, в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.

Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение данных норм и норм ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Администрацией Карачельского сельсовета не в полном объеме выполняется рабочая программа контроля качества питьевой воды.

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки № *** от **.**.2010 года, актом проверки № *** от **.**. 2011 г., постановлениями по делу об административном правонарушении № *** от **.**.2010 г., № *** от **.**. 2010 г.

Свидетель П. в судебном заседании показала, что работает в Администрации *** сельсовета специалистом по воинскому учету, по просьбе Главы Администрации сельсовет она занимается сбором средств за воду с населения с. ***. На полученные денежные средства она приобретает запасные части для водопровода и колонок, ведет их учет, оплачивает услуги по ремонту водопровода слесарю. В подтверждение факта оплаты населению выдаются квитанции со штампом Администрации сельсовета, но данные денежные средства на счет Администрации сельсовета не поступают. Тарифы на воду утверждаются сельской Думой по предложенному ею расчету. Договор на электроснабжение скважины заключен Администрацией сельсовета с энергоснабжающей организацией, договор общий и на наружное освещение и на скважину, но оплата электричества на работу скважины производится за счет денег, собранных с населения за воду. Анализы воды проводятся также за счет собранных с населения денег. Микробиологические исследования воды проводились в этом году 3 раза. Радиологический контроль воды в этом году не производился, так как он проводится в г. ***, химический анализ воды был проведен в прошлом году, в этом году проводиться не будет.

Показания данного свидетеля полностью подтверждаются письменными материалами. Рабочая программа контроля качества питьевой воды утверждена Главой *** сельсовета. Согласно протоколам лабораторных исследований воды от **.**. 2011 г., **.**.2011 г, **.**.2011 г. пробы воды на лабораторные исследования предоставляет Администрация *** сельсовета.

Расчет тарифов на услуги по снабжению водой населения *** сельсовета подписан Главой Администрации *** сельсовета, тарифы утверждаются решением *** сельской Думы.

На основании установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств суд считает установленным, что Администрация *** сельсовета должна обеспечить эксплуатацию водопровода в с. *** в соответствии с требованиями действующего санитарного законодательства. Недостаточность бюджетных средств не может служить основанием для освобождения от выполнения общеобязательных санитарных требований.

Выявленные нарушения являются существенными, нарушают права неопределенного круга лиц и могут негативно повлиять на окружающую природную среду и отрицательно сказаться на здоровье людей, поэтому суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконным бездействия допущенного ответчиком по эксплуатации и содержанию водопровода с. *** Шумихинского района, по обеспечению соответствия питьевой воды из водопровода с. Карачельское Шумихинского района и устранении данных нарушений.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд:

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Территориального отдела в *** районах удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации *** сельсовета *** по эксплуатации и содержанию водопровода с. ***, а также по обеспечению соответствия питьевой воды из водопровода с. ***.

Обязать Администрацию *** сельсовета обеспечить наличие проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и башни водопровода питьевого назначения с. ***, производственный контроль проводить в полном объеме согласно рабочей программе контроля качества питьевой воды.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Шумихинский районный суд.

Судья: О. Л. Михалева