использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы



20 февраля 2012 года Шуйским городским судом Ивановской области И. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей (пятьдесят тысяч рублей) – приговор суда на 27.02.2012 года в законную силу не вступил.

Приговором суда И. был признан виновным в том, что совершил использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, и это деяние совершено из иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах:

Распоряжением Главы города Шуя Ивановской области № 141 от 30.12.2004 года И. с 30.12.2004 года был назначен на должность заведующего отделом жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации г.Шуя.

Согласно своих должностных обязанностей заведующего отделом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и благоустройства администрации городского округа Шуя, утвержденных Главой городского округа Шуя, И. постоянно выполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, то есть являлся должностным лицом органа местного самоуправления.

15 мая 2009 года между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и городским округом Шуя заключен договор №16 о долевом финансировании муниципальных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

Согласно условиям указанного договора муниципальное образование обязуется:

- при выполнении условий договора руководствоваться Конституцией РФ, Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и Ивановской области;

- распределять и перечислять управляющим организациям или ТСЖ, средства Фонда, средства, предусмотренные бюджетом Ивановской области и муниципального образования на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов;

- осуществлять в пределах своих полномочий контроль за целевым использованием направляемых на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджета Ивановской области, местного бюджета, средств товариществ собственников жилья, либо средств собственников помещений в многоквартирных домах только на:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления;

2) ремонт крыш;

3) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;

4) утепление и ремонт фасадов.

- принимать в пределах своих полномочий, установленных законодательством РФ меры, необходимые для недопущения нецелевого использования средств Фонда, областного и местного бюджетов при реализации адресных программ.

В соответствии с постановлением главы городского округа Шуя от 04.06.2009 года №715 принято решение о распределении полученных средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, средств областного бюджета, средств бюджета городского округа Шуя на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, включенными в адресную программу по проведению капитального ремонта.

Данные денежные средства были зачислены на счет получателя - отдела ЖКХ, транспорта, связи и благоустройства администрации городского округа Шуя (далее- отдел ЖКХ администрации г.о.Шуя), которые в дальнейшем в установленном законом порядке были перечислены на банковские счета ТСЖ и ОАО «Управляющая компания ЖКХ в г.Шуя».

В соответствии с частью 9 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах средств производится на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 статьи указанного закона.

При этом, согласно Порядка предоставления (зачисления), расходования и контроля использования денежных средств, поступивших от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и средств областного бюджета, направляемых на капитальный ремонт многоквартирных домов, включенных в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Ивановской области, утвержденного Постановлением главы городского округа №689 от 25.05.2009 года контроль за использованием средств Фонда, средств областного бюджета и средств местных бюджетов, направляемых на капитальный ремонт многоквартирных домов, осуществляет отдел ЖКХ администрации г.о.Шуя.

В июле 2009 года между ОАО «Управляющая компания ЖКХ г.Шуя» и ООО «МегаСтройИваново» заключены договоры строительного подряда на проведение капитального ремонта следующих 10 многоквартирных домов города Шуи. Кроме того, 09 июля 2009 года между ТСЖ «Победа 2», ТСЖ «Южный городок», ТСЖ «Правда» и ООО «Ремстроймонтаж» заключены договоры строительного подряда на проведение капитального ремонта 3 многоквартирных домов города Шуи. Стоимость проведения капитального ремонта многоквартирных домов составила 24959874,90 руб., в том числе 22151210 рублей - средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, 80930 рублей - средства бюджета Ивановской области, 1537780 рублей - средства бюджета городского округа Шуя, а также 1189954,9 рублей - привлеченные средства собственников жилья.

Согласно договоров строительного подряда с учетом дополнительных соглашений к ним, сроки окончания работ определены с 24.10.2009 года по 15.12.2009 года.

В сентябре 2009 года между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, органом местного самоуправления – администрацией городского округа Шуя, а также ОАО «Управляющая компания ЖКХ г.Шуя» и товариществами собственников жилья «Победа 2», «Правда» и «Южный городок» заключены дополнительные соглашения к договорам банковского счета о порядке учета средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, согласно которых Банк исполняет расчетные (платежные) документы на совершение расходных операций:

- при оплате работ по капитальному ремонту многоквартирного дома при наличии в расчетных (платежных) документах указания на целевое назначение платежа с отметкой уполномоченных лиц органа местного самоуправления, в соответствии с требования Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства»;

Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории городского округа Шуя согласно заключенных договоров строительного подряда и дополнительных соглашений к ним со стороны подрядных организаций ООО «МегаСтройИваново» и ООО «Ремстроймонтаж» в 2009 году в полном объеме не были выполнены.

Стоимость невыполненных работ по капитальному ремонту по следующим многоквартирным домам составила 15199474,40 руб.

В период с июля 2009 года по декабрь 2009 года, более точное время следствием не установлено, И. в служебном кабинете, расположенном в здании администрации городского округа Шуя по адресу: г.Шуя Ивановской области, ул.Советская, д.48, как уполномоченному должностному лицу органа местного самоуправления по согласованию платежей по оплате выполненных работ в рамках реализации программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, для согласования были представлены акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, счета на окончательную оплату выполненных работ по капитальному ремонту.

В указанный период времени И., достоверно зная о том, что работы по капитальному ремонту на вышеуказанных многоквартирных домах согласно локальных сметных расчетов в 2009 году со стороны подрядных организаций ООО «МегаСтройИваново» и ООО «Ремстроймонтаж» в полном объеме не выполнены и имеются существенные дефекты в их выполнении, действуя из ложно понятых интересов службы, с целью создания видимости успешного выполнения адресной программы на территории г.о.Шуя в 2009 году и избежания неблагоприятных для себя последствий по службе, не предприняв надлежащих мер по контролю и проверке фактически выполненных работ, незаконно, явно злоупотребляя своими должностными полномочиями, в нарушение требований частей 9,11 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», с учетом положений статьи 753 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах средств производится на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления, надлежащим образом не исполнил свои должностные обязанности по реализации на территории городского округа Шуя Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», осуществлению контроля за выполнением программ по ремонту жилищного фонда, ремонту и модернизации объектов инженерной инфраструктуры; контроля за целевым использованием направляемых на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджета Ивановской области, местного бюджета, средств товариществ собственников жилья и средств собственников помещений, и согласовывал окончательную оплату путем проставления своей подписи и печати отдела ЖКХ, транспорта, связи и благоустройства администрации городского округа Шуя на оборотной стороне платежных документов при наличии фактически невыполненных работ без согласования актов о приемке выполненных работ.

На основании согласованных И. платежных документов в период с 02 сентября 2009 года по 29 декабря 2009 года незаконно, в нарушение ст.20 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в адрес ООО «МегаСтройИваново» и ООО «Ремстроймонтаж» были перечислены денежные средства в сумме 17471912,43 рубля (70% от общей стоимости капитального ремонта многоквартирных домов) в счет оплаты работ по капитальному ремонту, при этом стоимость фактически невыполненных работ составила 15199474,40 руб.

Таким образом, И., являясь должностным лицом органа местного самоуправления, достоверно зная, что работы по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2009 году не выполнены, злоупотребляя своими должностными обязанностями, в нарушение требований части 9 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласовал платежные документы по окончательной оплате работ по капитальному ремонту без согласования актов о приемке выполненных работ, при фактическом невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов подрядчиками, тем самым совершил незаконные действия, которые объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, которые вытекали из служебных полномочий И. при реализации вышеуказанного Закона, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, выразившимся в незаконном расходовании средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, средств областного бюджета, средств бюджета городского округа Шуя на долевое финансирование, а также привлеченных средств граждан – собственников жилья на общую сумму 17471912,43 рубля (70% от общей стоимости капитального ремонта многоквартирных домов), в том числе на сумму стоимости невыполненных работ в размере 15199474,40 руб.

Кроме того, в результате незаконных действий И., денежные средства, перечисленные по нецелевому назначению по итогам 2009 года, не были возвращены в бюджет субъекта Российской Федерации – Ивановской области для включения в бюджет на следующий финансовый 2010 год, тем самым И. лишил возможности субъект РФ перераспределить их между другими муниципальными образованиями на выполнение адресных программ, существенно нарушил права граждан – собственников жилья на безопасное жилье и благоприятные условия проживания, а также подорвал авторитет органов власти перед обществом и отдельными гражданами.

Подсудимый И.вину в предъявленном обвинении по ч.1 ст. 285 УК РФ полностью не признал.

Все исследованные доказательства по данному делу суд нашёл относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения вопросов в соответствии со ст. 299 УПК РФ.

Проанализировав и исследовав доказательства, с учетом позиции государственного обвинителя, которая в судебном заседании просила переквалифицировать действия И. с ч.1 ст. 286 УК РФ на ч.1 ст. 285 УК РФ, суд квалифицировал действия И. по ч.1 ст. 285 УК РФ, как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, и это деяние совершено из иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства.

При квалификации действий подсудимого суд принял во внимание, что в соответствии с примечаниями к ст. 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления. И. являлся должностным лицом органа местного самоуправления – начальником отдела ЖКХ, транспорта, связи и благоустройства администрации г.о.Шуя Ивановской области и, в соответствии со своими должностными полномочиями осуществлял контроль за выполнением адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2009 году, организовывал исполнение жилищного законодательства по организации управления жилищным фондом, содействию в создании ТСЖ, реализации на территории городского округа Федерального закона от 21 июля 2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», осуществлял функции распорядителя бюджетных средств городского округа Шуя в пределах полномочий отдела. Действуя из иной личной заинтересованности, пытаясь прикрыть недоработки со стороны администрации г.о. Шуя по выполнению данной программы, поскольку на администрацию, а конкретно на отдел ЖКХ, транспорта, связи и благоустройства был возложен контроль за успешным выполнением программы, которые привели к тому, что работы на многоквартирных домах, указанных в обвинении, либо не были проведены вообще, либо проведены некачественно, И. опасаясь неблагоприятных последствий как для Е., на которого контроль был возложен лично, так и для себя как руководителя отдела, злоупотребил своими должностными полномочиями и согласовал платежные поручения о перечислении денежных средств подрядчикам. Данные денежные средства были перечислены в полном объеме в сумме 24959874,90 рублей через отделение Сберегательного Банка РФ до 1 января 2010 года на счета ООО «МегаСтройИваново» и ООО «Ремстроймонтаж» со счетов ТСЖ «Южный городок», «Правда», «Победа-2» и ОАО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г.Шуя». Тем самым, создал видимость успешного завершения программы и скрыл свою некомпетентность в вопросах строительства, ремонта МКД, входящих в сферу деятельности отдела ЖКХ, транспорта, связи и благоустройства, руководимого им. Кроме того, И. злоупотребил должностными полномочиями, не согласовывая акты выполненных работ (КС-2) подрядчикам, фактически самоустранившись от выполнения функции по контролю за реализацией на территории городского округа положений ФЗ № 185-ФЗ и иных нормативно-правовых актов в этой сфере. В результате злоупотребления И. должностными полномочиями, денежные средства, перечисленные по нецелевому назначению по итогам 2009 года, не были возвращены в бюджет субъекта Российской Федерации – Ивановской области для включения в бюджет на следующий финансовый 2010 год, тем самым И. лишил возможности субъект РФ перераспределить их между другими муниципальными образованиями на выполнение адресных программ, существенно нарушил права граждан – собственников жилья на безопасное жилье и благоприятные условия проживания, а также подорвал авторитет органов власти перед обществом и отдельными гражданами, что повлекло обоснованные множественные обращения населения в вышестоящие органы власти и правоохранительные органы.

В судебном заседании были исследованы заключения судебных строительно-технической, дополнительной строительно-технической и экономической экспертиз, установивших виды, количество и стоимость невыполненных, либо не качественно выполненных работ по капитальному ремонту домов.

Таким образом, в результате преступных действий И., связанных с согласованием платежных поручений о перечислении денежных средств подрядчикам причинен ущерб субъекту Российской Федерации - Ивановской области в лице Департамента ЖКХ, администрации г.о.Шуя, гражданам – собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, где не проведен капитальный ремонт в сумме 15199474,40 руб.

При назначении наказания И. суд учёл характер и степень общественной опасности, совершенного им преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие наказание подсудимого, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В соответствии с ч.2 ст. 61 УК РФ суд учёл в качестве смягчающего наказание обстоятельства состояние здоровья И.

Отягчающих наказание обстоятельств судом установлено не было.