Дело №
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2010 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Б,
при секретаре Ч.,
с участием заявителя Ц.,
заинтересованного лица Избирательной комиссии С сельского
поселения в лице председателя комиссии З.,
заинтересованного лица Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ц. об оспаривании решения Избирательной комиссии С сельского поселения № х от х года о регистрации кандидата в депутаты Совета С сельского поселения второго созыва,
УСТАНОВИЛ:
Решением избирательной комиссии С сельского поселения области № х от х года Т., х года рождения, проживающая в х, вдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета С сельского поселения второго созыва.
Аналогичным решением № х от х года заявитель Ц.. была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета С сельского поселения второго созыва.
Ц. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии С сельского поселения № х от х года о регистрации кандидата в депутаты Совета С сельского поселения второго созыва Т.
Заявитель считал оспариваемое решение избирательной комиссии Ссельского поселения незаконным, поскольку избирательная комиссия С сельского поселения приняла решение о регистрации кандидата в депутаты Т. при отсутствии в подписном листе данного кандидата подписи и даты, проставляемых лицом, собиравшим подписи.
В своем заявлении заявитель Ц. указала, что отсутствие в подписном листе кандидата в депутаты Т. подписи и даты, проставляемых лицом, собиравшим подписи - является нарушением пунктов 7,11 части 10 статьи 21 Закона Ивановской области от 26.11.2009 г. № 130-ОЗ «О муниципальных выборах», в связи, с чем все подписи избирателей в данном подписном листе являются недействительными.
Заявитель Ц. обращала внимание, что недостаточное количество достоверных подписей является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты в соответствии со статьями 24-26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 г.
Ц. указала, что избирательная комиссия С сельского поселения приняла решение о регистрации кандидата в депутаты Т. в нарушение установленных законами ограничений, в связи, с чем данное решение является незаконным.
Полагая, что оспариваемым решением нарушено ее право на равенство кандидатов в депутаты, заявитель Ц. просила суд решение № х от х года о регистрации кандидата Т. в депутаты Совета С сельского поселения второго созыва признать незаконным и его отменить.
В судебном заседании заявитель Ц., поддержала требования по основаниям, указанным в заявлении.
Заинтересованное лицо Избирательная комиссия С сельского поселения в лице председателя комиссии З. поддержала заявленные требования. Суду сообщила, что комиссия приняла незаконное решение, она, как председатель, голосовала против регистрации в качестве кандидата в депутаты Т. Считает, что избирательной комиссией С. сельского поселения решение о регистрации кандидата в депутаты Т. принято с нарушением ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. и Закона Ивановской области «О муниципальных выборах». Кроме того, сообщила, что ей было высказано и оформлено особое мнение от 07.02.2010 года, в котором она выразила несогласие с регистрацией кандидата в депутаты Т. З. подтвердила суду, что избирательная комиссия не информировала Т. о несоблюдении ей требований закона к оформлению документов до ее регистрации. З. сообщила, что в соответствии с законодательством подписные листы исправлять недопустимо, соответственно избирательная комиссия не сообщила Т. о недостатках в подписном листе данного кандидата.
Заинтересованное лицо – Т. с заявлением не согласна, суду пояснила, что избирательная комиссия С. сельского поселения не вывешивала информацию на информационной доске (стенде) о том, в каком виде необходимо оформлять подписной лист, подписной лист для заполнения в избирательной комиссии также ей не предоставили, предложили всю необходимую информацию и все формы документов получить в сети «Интернет». Кроме того, в нарушение п. 2 ст. 22 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах» избирательная комиссия не известила ее о несоблюдении требований закона к оформлению документов, не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о ее регистрации кандидатом. В противном случае Т. могла бы исправить недостатки в подписном листе. Кроме того, избирательной комиссией не был передан протокол об итогах сбора подписей.
Заслушав заявителя, заинтересованное лицо избирательную комиссию С. сельского поселения в лице председателя З., заинтересованное лицо Т., свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, суд пришел к выводу, что требования Ц. подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.
Частью 8 статьи 18 Закона «О муниципальных выборах» от 26.11.2009 г. № 130-ОЗ предусмотрено, что формы подписных листов на муниципальных выборах устанавливаются данным законом (приложения 5, 6, 7).
В части 11 статьи 18 Закона «О муниципальных выборах» указано, что подписной лист удостоверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номер дома, корпуса и квартиры, для общежития - номер комнаты), ставит свою подпись и дату ее внесения, а также кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения.
В пункте 7 части 10 статьи 21 Закона «О муниципальных выборах» недействительными подписями, то есть подписями, собранными с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа, считаются: все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа.
Таким образом, избирательный закон предусматривает обязательное наличие двух подписей и кандидата и лица, собирающего подписи в подписном листе, и двух дат, проставляемых указанными лицами, а нарушение данного правила устанавливает в качестве основания для признания всех содержащихся в таком подписном листе подписей недействительными.
Из представленной суду копии подписного листа кандидата в депутаты Т. усматривается, что Т. сама собирала подписи избирателей, то есть являлась лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, а также кандидатом в депутаты.
Заявитель Ц. указывает, что подпись и дата лица осуществлявшего сбор подписей избирателей в подписном листе кандидата в депутаты Т. отсутствуют. Заинтересованное лицо Т. признает и не оспаривает указанные обстоятельства.
Свидетели П., К., Б., пояснили суду, что являются членами избирательной комиссии С сельского поселения, при принятии решения о регистрации Т. кандидатом в депутаты Совета С сельского поселения второго созыва голосовали «за» принятие данного решения и считают данное решение соответствующим законодательству. В подписном листе Т. подпись и дата, проставляемые лицом, собиравшим подписи, действительно отсутствуют, но эти дата и подпись не требуются, поскольку Т. сама и собирала подписи и является кандидатом, а также подписала и поставила дату в подписном листе, как кандидат в депутаты, что допустимо в соответствии с п. 7 ч. 10 ст. 21 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах» № 130-ОЗ от 26.11.2009 г.
Свидетель Б. пояснила суду, что является членом избирательной комиссии С сельского поселения, при принятии решения о регистрации Т. кандидатом в депутаты Совета С сельского поселения второго созыва голосовала «против» принятия данного решения и считает данное решение незаконным. В подписном листе Т. подпись и дата, проставляемые лицом, собиравшим подписи, отсутствуют, и это является нарушением закона. Несмотря на то, что Т. сама собирала подписи, подписной лист она должна дважды подписать и поставить в нем даты дважды. В ее подписном листе все подписи избирателей считаются недействительными.
Закон «О муниципальных выборах» Ивановской области не содержит каких-либо исключений в требованиях к оформлению подписного листа в случае, когда одно и тоже лицо, являясь кандидатом, одновременно осуществляет сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения.
Кроме того, ни федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни закон «О муниципальных выборах» Ивановской области не содержат положений, указывающих на то, что в случае если кандидат лично собирает подписи избирателей, его нельзя считать лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей.
Таким образом, подписной лист кандидата в депутаты Т., содержащий одну подпись кандидата без подписи и указания даты лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, не соответствует требованиям, изложенным в частях 8 и 11 ст. 18 Закона «О муниципальных выборах», вне зависимости, что кандидат и лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, является одним и тем же гражданином.
Несоответствие подписного листа кандидата в депутаты Т. требованиям, изложенным в частях 8 и 11 ст. 18 Закона «О муниципальных выборах», влечет недействительность всех подписей в данном подписном листе, в силу пункта 7 части 10 статьи 21 Закона «О муниципальных выборах».
Из представленной суду копии Протокола от 30.01.2010 г. об итогах сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на выборах депутатов Совета С сельского поселения по многомандатному избирательному округу № 2 следует, что кандидатом в депутаты Т. представлен один подписной лист, содержащий четырнадцать подписей избирателей.
Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в качестве одного из оснований отказа в регистрации кандидата предусмотрено - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (пункт «д» части 24 ст. 38 ФЗ).
Учитывая, что в подписном листе кандидата в депутаты Т. все подписи являются недействительными, и ей в избирательную комиссию С сельского поселения представлен единственный подписной лист, соответственно у избирательной комиссии С сельского поселения отсутствовали правовые основания для вынесения решения о регистрации Т. кандидатом в депутаты Совета С сельского поселения второго созыва.
Таким образом, при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией С сельского поселения о регистрации Т. кандидатом в депутаты Совета С сельского поселения второго созыва были нарушены положения пункта «д» части 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 7 части 9 ст. 22 Закона «О муниципальных выборах».
Довод заинтересованного лица Т., что в нарушение ч. 2 ст. 22 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах» избирательная комиссия не известила ее о несоблюдении требований закона к оформлению документов, не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, оценен судом и не признан юридически значимым обстоятельством, поскольку в соответствии с положениями части 1.1. ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и сходными положениями Закона «О муниципальных выборах» Ивановской области (ч. 2 ст. 22 закона) кандидат в депутаты не вправе вносить изменения в подписные листы при выявлении в них нарушений требований законодательства к оформлению, соответственно, отсутствие уведомления кандидата избирательной комиссией С сельского поселения не повлияло неправомерность ее регистрации кандидатом в депутаты.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд полагает, что устранение нарушений прав и свобод Ц. возможно путем признания незаконным и отмены решения избирательной комиссии С. сельского поселения № х от х года о регистрации кандидата в депутаты Совета С сельского поселения второго созыва Т.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все судебные расходы, понесенные при рассмотрении дела.
Требования Ц. удовлетворены судом в полном объеме. В этой связи судебные расходы заявителя по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей при подаче заявления по настоящему делу, подтвержденные квитанцией Банк от х года, подлежат взысканию с заинтересованного лица Избирательной комиссии С сельского поселения в размере 200 рублей. Доказательств иных судебных расходов, понесенных по настоящему делу, заявитель суду не представил.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 261 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Ц. об оспаривании решения Избирательной комиссии С сельского поселения № х от х года о регистрации кандидата в депутаты Совета С сельского поселения второго созыва Т. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии С сельского поселения № х от х года о регистрации кандидата в депутаты Совета С сельского поселения второго созыва Т.
Взыскать с Избирательной комиссии С сельского поселения государственную пошлину в пользу Ц. в размере 200 рублей (Двести рублей).
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 5 дней со дня принятия решения.
Судья Н.В. Басаргина
Решение в окончательной форме изготовлено х года
Судья Н.В. Басаргина