ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2010 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Б,
при секретаре Ч,
с участием заявителя Р,
представителя заявителя Х,
заинтересованного лица Р.,
заинтересованного лица Территориального Управления социальной защиты
населения Д.,
заинтересованного лица Территориального Управления социальной защиты населения
в лице представителя К.,
заинтересованного лица Территориального Управления социальной защиты
населения в лице представителя К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Р. об оспаривании Уведомления о принятом решении Территориального Управления социальной защиты об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
В уведомлении о принятом решении Территориальным Управлением социальной защиты населения от х года Р. было отказано 2?предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Р. обратилась в суд с заявлением об оспаривании Уведомления о принятом решении Территориального Управления социальной защиты населения от х г. об отказе в предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Заявитель не согласна с оспариваемым Уведомлением о принятом решении Территориального Управления социальной защиты населения от х г., считает его незаконным, поскольку имеет право на получение субсидии в виду того, что является собственником жилого помещения.
В своем заявлении заявитель Р. указала, что х года в период брака с Р.А. по договору купли-продажи, заявительницей с мужем была приобретена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: х. Субъектом права собственности на указанную недвижимость в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрирован ее муж Р.А. В настоящее время Р. с двумя несовершеннолетними детьми проживает в указанной квартире, а ее муж проживает по адресу: х. Заявитель Р. обращала внимание, что в соответствии со ст. 34 Семейного кодекса РФ указанная квартира, приобретённая во время брака, является совместной собственностью супругов, вне зависимости от того, на чьё имя приобретена данная квартира.
Полагая, что оспариваемым Уведомлением о принятом решении нарушено ее право на получение субсидии, заявитель Р. считает, что решение об отказе в предоставлении ей субсидии должно быть признано незаконным, просила суд обязать Территориальное Управление социальной защиты населения (далее - по тексту ТУСЗН) признать её получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В судебном заседании заявитель Р. поддержала требования по основаниям, указанным в заявлении. Кроме того, уточнила исковые требования и просила суд обязать ТУСЗН предоставить ей субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по жилому помещению, находящемуся по адресу: х. Обратилась с ходатайством о возмещении судебных издержек (оплату услуг представителя) в размере 3500 рублей.
Представитель заявителя Р. – Х. поддержал требования заявителя по всем доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что в х, в у годах на тех же самых основаниях и по тому же жилому помещению заявителю Р. со стороны ТУСЗН предоставлялись субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Заинтересованное лицо Р.А. – признал требования заявителя в полном объеме, считал, что ей отказали в предоставлении субсидии необоснованно. Просил суд требования, изложенные в заявлении удовлетворить.
Заинтересованное лицо ТУСЗН в лице представителей Д., К., К. заявленные требования не признали и возражали против их удовлетворения. Дополнительно суду пояснили, что в соответствии с пунктом 3 «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Указанный перечень получателей субсидий является исчерпывающим. Согласно представленного заявителем свидетельства о государственной регистрации права серии х № х от х года собственником жилого помещения, расположенного по адресу х, является Р.А.. Заявитель Р. не соответствует условию предоставления субсидии в зависимости от основания пользования жилым помещением, поскольку проживает отдельно от собственника на условиях безвозмездного пользования жилым помещением, которое не дает право на получение субсидии. Считают, что решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ТУСЗН было вынесено обосновано, с соблюдением требований действующего законодательства. Кроме того, в соответствии с п. 16 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 мая 2006 года № 58/403, в функции уполномоченных органов (органы социальной защиты населения) не входит установление правовых оснований владения и пользования гражданами жилыми помещениями, а только прием и проверка документов, подтверждающих эти основания. Обратили внимание суда, что действительно по тем же самым основаниям и по тому же жилому помещению в предыдущие годы субсидию заявителю Р. предоставляли. Однако, и в те периоды для предоставления Р. субсидий не было оснований, и в х году решили исправить свою ошибку. Дополнительно пояснили, если бы свидетельство было оформлено на обоих супругов или только на Р., то ей бы по данной квартире была бы предоставлена субсидия, поскольку иных оснований для отказа в предоставлении Р. субсидии не имеется.
Заслушав заявителя, представителя заявителя Х., заинтересованное лицо Р.А., заинтересованное лицо ТУСЗН в лице представителей Д., К., К., суд пришел к выводу, что требования Р. подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что х года заявитель Р. обратилась в ТУСЗН с заявлением о предоставлении субсидии, ей и членам её семьи – несовершеннолетним детям, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по жилому помещению, находящемуся по адресу: х.
В Уведомлении о принятом решении ТУСЗН Р. было отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с отсутствием права на получение субсидии, поскольку заявитель не соответствует условию предоставления субсидии, так как проживает отдельно от собственника на условиях безмездного пользования жилым помещением.
В материалах дела имеется свидетельство о заключении брака серии х № х из содержания, которого следует, что заявитель Р. и Р.А. заключили брак х г.
Судом в судебном заседании также исследован договор купли-продажи квартиры от х г. в соответствии, с которым Д. продал, а Р. купил квартиру по адресу: х, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права выданного х г. серии х № х.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, …, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.
Исходя из анализа представленных документов, суд приходит к выводу, что заявитель Р. является совместно со своим супругом собственницей квартиры по адресу: х, о субсидии на оплату, которой Р. подавала заявление в ТУСЗН.
В соответствии с подпунктом 4 ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса РФ право на субсидии имеют граждане собственники жилых помещений.
В подпункте «г» пункта 3 «Правил представления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 предусмотрено, что право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Учитывая, что Р. является собственником квартиры по адресу: х, ТУСЗН необоснованно отказало Р. в предоставлении субсидии по данному основанию.
Частью 1 ст. 159 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, …, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
На данных положениях Жилищного кодекса основаны «Правила представления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 (пункт 2).
Представители ТУСЗН в судебном заседании подтвердили, что иных оснований для отказа в предоставлении Р. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по квартире, находящейся по адресу: х, не имеется. Отсутствие иных оснований для отказа Р. в предоставлении субсидии также подтверждается документами, приложенными ей к заявлению на получение субсидии от 16.02.2010 г., а именно: справкой о составе семьи № х, справкой № х о составе семьи выданной Р.А., справкой о заработной плате Р. за х,у г.г. справкой о заработной плате Р.А. за х,у г.г., квитанциями об оплате коммунальных услуг за январь у г.
Представители ТУСЗН в судебном заседании также подтвердили факт предоставления Р. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в х – у г.г. Факт предоставления заявителю субсидии подтверждается протоколом № х от х г. по назначению субсидии, распоряжениями по перерасчету размера субсидий на оплату жилого помещения от х г, от х г.
Таким образом, отказ ТУСЗН Р., оформленный в Уведомлении о принятом решении, в предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по квартире, находящейся по адресу: х, принят в нарушение ч.ч.1 и 2 ст. 159 ЖК РФ и п. 2 и п.3 «Правил представления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761.
Довод заинтересованного лица ТУСЗН в лице представителя Д., что ТУСЗН исходя из п. 16 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 мая 2006 года № 58/403, в функции уполномоченных органов (органы социальной защиты населения) не входит установление правовых оснований владения и пользования гражданами жилыми помещениями, а только прием и проверка документов, подтверждающих эти основания, является необоснованным, поскольку данный нормативный акт возвращен министерством юстиции без рассмотрения, следовательно, не прошел государственную регистрацию. В соответствии с п. 15 «Правил подготовки нормативных актов», утв. Постановлением правительства РФ №1009 от 13.08.97 г. нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции РФ издавшему их органу с указанием причин отказа. Согласно п. 10 Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов президента РФ, правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, … не прошедшие государственную регистрацию, … не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд полагает, что устранение нарушений прав Р. возможно путем признания незаконным отказа ТУСЗН Р., оформленного в уведомлении о принятом решении в предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по квартире, находящейся по адресу: х, и в обязании ТУСЗН предоставить Р. указанную субсидию.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все судебные расходы, понесенные при рассмотрении дела.
Требования Р. удовлетворены судом в полном объеме. В этой связи судебные расходы заявителя по оплате государственной пошлины в размере 200,00рублей при подаче заявления по настоящему делу, подтвержденные квитанцией АК СБ РФ Шуйское отделение от хгода, подлежат взысканию с заинтересованного лица Территориального Управления социальной защиты населения району в размере 200,00рублей.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах. Суду представлены две квитанции № х и х о том, что Р. оплатила Х. за оказание услуг представителя в суде и за подготовку к судебному разбирательству всего в размере 4000,00 рублей. Суд полагает, что исходя из работы, проделанной представителем (написание и подача заявления, участие в двух судебных заседаниях) с ТУСЗН в пользу Р. следует взыскать 1000,00 рублей. Сведений и доказательств об иных судебных расходах истца суду не предоставлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Р. об оспаривании Уведомления о принятом решении Территориального Управления социальной защиты населения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от х г. и взыскании расходов на оплату услуг представителя удовлетворить.
Признать незаконным отказ от х г. Территориального Управления социальной защиты населения х в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: х, предъявленный Р. в Уведомлении о принятом решении Территориального Управления социальной защиты населения.
Обязать Территориальное Управление социальной защиты населения предоставить Р. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: х, - в срок не позднее 10 дней, с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с Территориального Управления социальной защиты населения государственную пошлину в пользу Р. в размере 200,00 рублей (Двести рублей).
Взыскать с Территориального Управления социальной защиты населения расходы на оплату услуг представителя в пользу Р. в размере 1000,00 рублей (Одна тысяча рублей).
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Б.
Решение в окончательной форме изготовлено х года
Судья Б.