ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2010 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Басаргиной Н.В.
при секретаре Ч.,
с участием заявителя А.,
заинтересованного лица Администрации городского округа Х З-й области в лице представителя Я.,
заинтересованного лица Администрации городского округа Х З-й области в лице представителя Ш.,
заинтересованного лица Территориального Управления социальной защиты населения
по городскому округу Х и Х муниципальному району в лице
представителя Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению А. об оспаривании постановления Администрации городского округа Х З-й области № Х от Х г. «Об отказе А. в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: Х, в нежилое помещение»,
УСТАНОВИЛ:
В постановлении Администрации городского округа Х З-й Ивановской области № Х от Х г. «Об отказе А. в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: Х, в нежилое помещение» А. было отказано в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: Х, в нежилое помещение.
А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации городского округа Х З-й области № Х от Х г. «Об отказе А. в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: Х, в нежилое помещение».
Заявитель не согласна с оспариваемым постановлением Администрации городского округа Х З-й области № Х от Х г., считает его незаконным, поскольку созданы препятствия для её права заниматься предпринимательской деятельностью.
В своем заявлении заявитель А. указала, что Х года ей были поданы необходимые документы в администрацию городского округа Х для перевода принадлежащей ей квартиры по адресу: Х, в нежилое помещение для использования для предпринимательской деятельности. Заявительница является индивидуальным предпринимателем. Х года ей была выдана расписка о приёме документов. Х года заявительнице было отказано в переводе жилого помещении в нежилое. Х года данное постановление было получено заявительницей под роспись. Х года заявительницей получено уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое.
Полагая, что оспариваемым Постановлением № Х нарушено ее право, как собственника, поскольку она не может использовать данную квартиру, заявитель А. считает, что постановление Администрации городского округа Х З-й области № Х от Х г. должно быть признано незаконным, просила суд отменить постановление администрации городского округа Х № Х от Х г., разрешить перевод её квартиры по адресу: Х, из жилого в нежилое помещение, для занятия предпринимательской деятельностью.
В судебном заседании заявитель А., поддержала требования по основаниям, указанным в заявлении. Дополнительно пояснила суду, что указанную квартиру собирается использовать не только в целях, связанных с предпринимательской деятельностью, но и как физическое лицо. Эскизный проект в администрацию не сдавала, для перевода был представлен рабочий проект, в нем была указана стадия проекта «Р», а не «Э» (эскизный), о чем подтверждает подлинник проекта. Основанием отказа перевода в нежилое помещение была ссылка на Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно на то, что не предусмотрены мероприятия для маломобильных групп населения (например, пандус). Однако, в 52-ФЗ не указаны данные мероприятия, в том числе, и в ст.11 и ст. 12 закона, на которые ссылалась в пояснениях главный архитектор. В СНиПе 35-01-2001 говорится, что «при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения», т.е. речь идет о новом проектировании и реконструкции, а не о перепланировке и переустройстве, а А. был предоставлен именно проект перепланировки и переустройства квартиры. В ч. 1 ст.48 Градостроительного кодекса РФ говорится, что «Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее - капитальный ремонт).» В ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ дается понятие объекта капитального строительства: объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других построек». В ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ указано, что «в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: п. 10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки проектной документации), т.е. речь идет опять же о проектировании объектов капитального строительства, а не о проекте перепланировки и переустройства. Т.е. все законодательные акты и нормы, на которые ссылается администрация при отказе в переводе жилого помещения в нежилое, относятся к проектированию объектов капитального строительства и их частям, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства, а не к проекту перепланировки и переустройства жилого помещения под нежилое. Администрация г.о. Х была обязана разрешить перевод в нежилое принадлежащей заявительнице квартиры на основании предоставленного ей проекта, и могла только рекомендовать предусмотреть при этом, мероприятия для маломобильных групп населения (обустройство пандуса), чему А., в принципе, не возражает, а, наоборот, приветствует.
Заинтересованное лицо Администрация г.о. Х З-й в лице представителей Я. и Ш. заявленные требования не признали и возражали против их удовлетворения. Дополнительно суду пояснили, что постановление Администрации городского округа Х № Х от Х года соответствует всем требованиям законодательства: ст.ст. 11, 12 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.1, 1.2 СниП 35-01-2001. В соответствии со ст. 23 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством РФ непригодными для проживания, равно, как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений, не допускается. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. В соответствии со ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. В статье 2 Градостроительного кодекса РФ говорится о том, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на определенных принципах. В соответствии со ст.3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного Кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному Кодексу РФ. В соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также - капитальный ремонт). Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей. В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса РФ Правительство РФ постановлением от 16 февраля 2008 года № 87 утвердило Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, установило, что разъяснения о порядке применения Положения, утвержденного настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития РФ. В соответствии с Письмом Министерства Регионального развития РФ от 22 июня 2009 года № 19088-СК/08 в отличие от ранее действовавших нормативных документов Положением не предусматривается стадийность проектирования: "ТЭО", "проект", "рабочий проект", а используются понятия "проектная документация" и "рабочая документация". С учетом того, что Постановлением Правительства РФ "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" от 5 марта 2007 г. N 145 предусмотрен порядок проведения экспертизы в отношении документации, разработанной в объеме стадии "проектная документация", заказчик должен подготовить её в соответствии с указанным положением, и представить для проведения государственной экспертизы. В соответствии с пунктом 4 Положения рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений. Кроме того, положение не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность ее выполнения, как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки. При этом объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование. Основанием для отказа А. в переводе жилого помещения из жилого в нежилое явилось то, что ею был предоставлен эскизный проект, а не тот проект, который в настоящее время предоставлен суду. Об этом указывает буква «Э» на проекте, который был предоставлен в Администрацию городского округа Х. В настоящее время указанный проект возвращен А. со всеми приложенными к нему документами. В Администрации городского округа Х находится на рассмотрении проект той же даты, половина листков серых, а половина белых, что указывает на его замену. Первоначально же в комиссию был предоставлен А. другой проект. Мероприятия для малых мобильных групп проведены не были – на основании этого несоответствия комиссия приняла решения отказать в переводе.
Заинтересованное лицо ТУСЗН в лице представителя Д., суду пояснила в обязанности Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Х и Х муниципальному району не входит согласование проектов на перевод помещений из жилого в нежилое и наоборот. ТУСЗН не выполняет такой функции, но в данном случае поддерживает позицию Администрации г.о. Х, что мероприятия для доступа в помещение для ограниченных людей должны быть запланированы. Инвалидов в нашем городе большое количество и отказ был выдан в таком случае законный. Особенности людей, которые ограничены в своих движениях, должны учитываться при переводе помещения в торгово-офисное.
Заслушав заявителя, заинтересованное лицо Администрацию г.о. Х З-й области в лице представителей Я. и Ш., заинтересованное лицо ТУСЗН в лице представителя Д., суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований А.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Судом установлено, что Х года заявитель А. обратилась в Администрацию г.о. Х с заявлением о согласовании перевода её квартиры по адресу:
Х, из жилого в нежилое помещение. Заявительницей представлены к заявлению – свидетельство о государственной регистрации права собственности на данную квартиру, технический паспорт, поэтажный план и проект перепланировки и переустройства квартиры по адресу: Х, под офисные помещения. О принятии указанных документов заявительнице А. была выдана расписка от Х г. Администрацией г.о. Х. В постановлении № Х от Х года Х. было отказано в переводе её квартиры в нежилое помещение, поскольку проект перепланировки переводимого жилого помещения, представленный Аравиной О.Г., не соответствует требованиям градостроительного законодательства, проект является эскизным, не предусмотрены мероприятия для маломобильных групп населения в нарушение требований ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружении для маломобильных групп населения».
В соответствии с ч. 1. ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований жилищного кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Исходя из положений подп. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства … включаются следующие разделы: перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к … объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации). В соответствии с п. 27 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утв. Постановлением Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г. Раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» должен содержать в текстовой части перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам, предусмотренным в пункте 10 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и обоснование принятых конструктивных, объемно-планировочных и иных технических решений, обеспечивающих безопасное перемещение инвалидов на объектах, …а также их эвакуацию из указанных объектов в случае пожара или стихийного бедствия.
В силу ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В представленном заявительницей А. проекте переустройства и перепланировки под офисные помещения, выполненным ООО «Б», отсутствует перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к … объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что проект заявительницы А. не отвечает требованиям подп. 10 ч. 12. ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ и Положения о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г.
Учитывая, что представленный А. проект не соответствует ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, на основании ст. 24 ЖК РФ администрация г.о. Х З-й области обосновано отказала в постановлении № 342 заявительнице в переводе её помещения из жилого в нежилое.
Довод заявительницы А., что к её проекту не применяются положения
ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, поскольку указанные положения относятся только к объектам капитального строительства и их частям, к которым её квартира не относится, основан на неправильном толковании градостроительного законодательства.
Суд соглашается с пояснениями А., что ей представлен в администрацию не эскизный, а рабочий проект, поскольку администрация г.о. Х не представила доказательств подтверждающих, что А. представлен эскизный проект. Исходя из изложенного, отказ администрации в переводе квартиры заявительницы по основанию предоставления эскизного проекта не обоснован.
Одним из оснований отказа, изложенных Администрацией г.о. Х в постановлении № Х, А. в переводе её квартиры из жилого помещения в нежилое, явилось несоответствие её проекта требованиям ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., в части отсутствия мероприятий для маломобильных групп населения. Данный закон не содержит положений, регламентирующих порядок составления проектной документации и требований к ней в части мероприятий для маломобильных групп населения. В судебном заседании представители администрации не указали, в силу какой нормы данного закона должны быть предусмотрены указанные мероприятия. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что отказ администрации по данному основанию является незаконным.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление
№ 342 от 09.03.2010 г., вынесенное администрацией г.о. Х З-й области, содержит предусмотренные действующим законодательством основания для отказа А. в переводе её жилого помещения, расположенного по адресу: Х, в нежилое помещение, соответственно отказ в переводе является законным.
Суд полагает, что основания отказа А. в переводе её жилого помещения, расположенного по адресу: Х, в нежилое помещение, не подтвержденные исследованными по настоящему делу доказательствами, не влекут последствий в виде отмены постановления № Х, поскольку имеются иные объективные основания для отказа А. в переводе.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления А об оспаривании постановления Администрации городского округа Х З-й области № Х от Х г. «Об отказе А. в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: Х, в нежилое помещение», отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Басаргина
Решение в окончательной форме изготовлено Х года.
Судья Н.В. Басаргина