Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
8 ноября 2010 года г. Шуя
Шуйский городской суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Беспаловой О.В.,
при секретаре Страмковой О.Б.,
с участием истца Ш.,
представителя УПФР в г.о. Шуя и Шуйском муниципальном районе Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ш. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Ш. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области, в котором просит признать незаконным и отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г.о. Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области от … года № … об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Шуе и Шуйском муниципальном районе включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию периоды его работы с … по …, с … по … в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в Шуйском пассажирском автопредприятии и назначить ему досрочную трудовую пенсию с учетом указанных периодов работы с момента обращения.
В судебном заседании Ш. заявленные исковые требования поддержал, суду показал, что … … года он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области с документами о назначении ему досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.10 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г.о. Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы 20 лет, так как в стаж не были включены периоды работы, с учетом которых у него возникает право на досрочную пенсию: с … по …, с … по … в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в Шуйском пассажирском автопредприятии. Считает, что данное исключение из стажа является незаконным, поскольку согласно пп.10 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В указанный период времени он работал в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, и в соответствии с действующим законодательством имеет право на досрочную пенсию. Исключение данных периодов работы из его специального стажа нарушает его конституционные права. Просит периоды работы с … по …, с … … в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах включить в его специальный стаж и назначить ему досрочную трудовую пенсию.
Представитель ответчика УПФР в городском округе Шуя и Шуйском муниципальном районе Е. исковые требования Ш. не признал, суду показал, что Ш. обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии … … года, и в связи с тем, что с 1 января 2002 года вступил в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», вопрос о назначении ему пенсии решался на основании п.п.10 п.1 ст.27 данного закона. В специальный стаж Ш. не были включены периоды работы в качестве водителя в Шуйском пассажирском автопредприятии с … по …, с … по …, так как в представленных им документах для назначения пенсии отсутствуют сведения, подтверждающие его занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах. Полагает, что трудовая деятельность в данном случае подтверждается записями в трудовой книжке водителя, путевыми и маршрутными листами, приказами о закреплении водителя за определенным транспортным средством, справками предприятия (при отсутствии приказа и путевых листов) с указанием документальных оснований (приказа, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.). В силу ч.3 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается, в связи с чем невозможно подтверждение обстоятельств, изложенных в исковом заявлении, свидетельскими показаниями. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Ш. обоснованны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г.о. Шуя и Шуйском муниципальном районе от … № … Ш. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 20 лет в связи с тем, что в стаж не были включены периоды работы с … по …, с … по ….
Суд считает отказ Ш. в назначении досрочной трудовой пенсии неправомерным.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст.15 Конституции РФ основной закон государства имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
В соответствии с п.п.10 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденному Приказом Министра транспорта РФ от 8 января 1997 года № 2, автобусом является автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8. Автобусный маршрут - установленный в процессе организации перевозок путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами.
К регулярным пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках.
Положением также установлено, что организация перевозок на новых и действующих автобусных маршрутах осуществляется в установленном порядке. Владельцы автобусов обязаны: составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами; обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте; организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения. Запрещается отклонение от заранее согласованных (утвержденных) маршрутов движения автобусов, производство остановок в местах, не предусмотренных графиком движения, превышение установленных скоростных режимов движения.
В соответствии с письмом Министерства транспорта РФ от 2 июля 1992 года № 13-пр о порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, при отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.). В автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения менее 500 тыс. человек, - справка составляется на основании выписок из лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) и коллективных договоров, заключенных между администрацией предприятия и профсоюзной организацией. По сложившейся практике показатели, условия и размеры премирования и доплат за работу на регулярных городских пассажирских маршрутах регламентировались коллективными договорами, которые являются документами постоянного хранения. Фактически производимые выплаты отражались в лицевых счетах.
Судом установлено, что Ш. в периоды с … по …, с … по … работал в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах Шуйского пассажирского автопредприятия. Данный факт подтверждается записями в трудовой книжке Ш., архивной справкой № … от …, обозренными в судебном заседании лицевыми счетами Ш., коллективными договорами Шуйского пассажирского автотранспортного предприятия за рассматриваемый период, показаниями истца и свидетелей.
Из трудовой книжки Ш. следует, что Ш. … … года был принят на работу шофером 2 класса на автомашину «Техпомощь», … … года – переведен водителем на все виды транспорта. … … года Ш. присвоена квалификация водителя первого класса автобуса на городских регулярных пассажирских маршрутах. … … года Ш. переведен водителем 1 класса автобуса служебного пользования.
Согласно архивной справке № … от … … года в архивном фонде Шуйского пассажирского автотранспортного предприятия имеются лицевые счета по начислению заработной платы водителя автобуса по городу Ш. в период с … по ….
Из материалов дела усматривается, что автобусы, работающие по городским маршрутам, осуществляли перевозки с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Движение автобусов контролировала центральная диспетчерская служба.
Как следует из коллективных договоров, заключенных между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, оплата труда водителей автобусов, работающих на городском маршруте, определялась в зависимости от выполнения графика движения автобусов: за выполнение графика движения устанавливались премии, которые выплачивались при условии обязательной отметки у диспетчера контрольного пункта о совершенном по расписанию рейсе. При работе на городских маршрутах отклонение от графика не должно превышать 2 минуты. При этом в соответствии с ежегодными планами организационно-технических мероприятий на выполнение государственного плана и социалистических обязательств по Шуйскому пассажирскому предприятию, которые являлись составной частью коллективных договоров, предусматривалось повышение регулярности движения автобусов на маршрутах городских сообщений.
Из обозренных в судебном заседании лицевых счетов городских водителей Шуйского пассажирского автотранспортного предприятия за весь период работы Ш. видно, что при начислении заработной платы Ш.в спорный период ежемесячно применялся такой показатель как премия за график.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Н., Б. суду показали, что весь указанный период Ш. работал водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах Шуйского пассажирского автопредприятия (маршруты № … и № …), никакой другой работы он не выполнял. По вызовам на предприятии существовала отдельная заказная бригада. Лишь в отдельных случаях Ш. снимали на заказы, которые отнимали не более часа рабочего времени, и он снова возвращался на свой городской маршрут. Это были регулярные маршруты, с определенной схемой движения, с остановками по времени, с определенными интервалами движения. Движение автобусов по времени контролировалось центральной диспетчерской службой. За соблюдение графика движения водителям выплачивалась премия.
Данные показания материалам дела не противоречат. Согласно архивной справке № … от … … года из специального стажа Ш. исключены периоды, в которые он снимался с работы на городских маршрутах, что подтверждается также сведениями, содержащимися в лицевых счетах Ш.
Доводы представителя ответчика о том, что в силу ч.3 ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» невозможно подтверждение обстоятельств, изложенных в исковом заявлении, свидетельскими показаниями, суд находит не состоятельными, поскольку в данном случае характер работы Ш. подтверждается совокупностью исследованных доказательств, а именно, записями в трудовой книжке истца, лицевыми счетами, архивной справкой, коллективными договорами, а свидетельские показания лишь дополняют и уточняют обстоятельства, установленные письменными доказательствами.
Кроме того, из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г.о. Шуя и Шуйском муниципальном районе от … № … следует, что в специальный стаж Ш. включен период работы с … по …, когда истец согласно записям в трудовой книжке работал также водителем на всех видах транспорта. Согласно лицевым счетам Ш. за … год условия оплаты Ш. в указанный период ничем не отличались от условий оплаты в спорные периоды.
Таким образом, Ш. в периоды с … по …, с … по … работал в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах Шуйского пассажирского автопредприятия полный рабочий день, что дает работнику право на пенсию по старости на льготных условиях.
Право на получение пенсии в связи с особыми условиями труда законодатель связывает с наличием у работника специального трудового стажа – суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности, в данном случае стажа работы с условиями труда, определенными подп. 10 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Период работы Ш. с … по …, с … по … в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах Шуйского пассажирского автопредприятия в календарном исчислении составляет 20 лет … мес. … дня, что при наличии … месяцев … дней, включенных в специальный стаж ответчиком, достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии, в связи с чем суд считает, что требования истца следует удовлетворить и обязать УПФР в г.о. Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области назначить Ш. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на пенсию – с … … года.
Кроме того, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с УПФР в г.о. Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области в пользу Ш. подлежит взысканию госпошлина в сумме … рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ш. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области удовлетворить.
Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г.о. Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области от … № … об отказе Ш. в назначении досрочной трудовой пенсии отменить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в городском округе Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж Ш. периоды работы с … по …, с … по … в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах Шуйского пассажирского автотранспортного предприятия и назначить Ш. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на пенсию, то есть с … … года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области в пользу Ш. судебные расходы в размере … рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.В.Беспалова.
Решение изготовлено в окончательной форме 9 ноября 2010 года.