Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
30 марта 2011 года г. Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Беспаловой О.В.
при секретаре Страмковой О.Б.,
с участием истца С.,
представителя ответчика УПФР в г.о. Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.о. Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, мотивируя тем, что Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г.о. Шуя и Шуйском муниципальном районе своим решением от … февраля … года № … необоснованно не включила в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с … года по … года. Просит решение Комиссии от … февраля … года № … об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии отменить, обязать ответчика включить в ее специальный стаж указанный период и назначить досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения, то есть с … года.
В судебном заседании С. заявленные исковые требования поддержала, суду пояснила, что … года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области с документами о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с Федеральным Законом «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г.о. Шуя и Шуйском муниципальном районе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, при наличии 23 лет 09 месяцев 20 дней, так как из стажа был исключен период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с … года по … года. Считает, что данное исключение из стажа является незаконным, поскольку право на отпуск по уходу за ребенком у нее возникло на условиях действовавшего до 6 октября 1992 года законодательства, в соответствии с которым указанный отпуск подлежал включению, как в общий, так и в специальный стаж работы (ст. 167 КЗоТ РСФСР), и с учетом положений статей 6 (ч.2), 15(ч.4), 17(ч.1), 18,19 и 55(ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то это право не могло быть ухудшено в результате последующего изменения законодательства. Просит отменить решение Комиссии от … февраля … года № …, обязать УПФР в г.о. Шуя и Шуйском муниципальном районе включить в ее специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком и назначить ей досрочную пенсию с момента обращения, то есть с … февраля … года.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области М. иск не признала, суду пояснила, что поскольку С. обратилась в УПФР по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району за досрочной пенсией … г., при решении вопроса о назначении пенсии должен применяться Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и изданные в соответствии с ним Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516. Согласно этим Правилам и другим действующим нормативным актам период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет не включается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку: данный период не является периодом работы, когда работник подвергался длительному неблагоприятному психологическому, физическому и иному воздействию; в соответствии с Трудовым кодексом РФ этот период не относится ни к ежегодным оплачиваемым, ни к дополнительным отпускам; в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 года № 13-6, отпуск по уходу за ребенком не является периодом временной нетрудоспособности. Полагает, что в соответствии с положениями п.15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» периоды отпусков по уходу за детьми подлежали зачету в специальный стаж с учетом ст. 167 Кодекса законов о труде Российской Федерации, Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ» до 6 октября 1992 года. С принятием Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ» период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Ныне действующим законодательством такая возможность не предусмотрена. Просит в удовлетворении исковых требований С. отказать.
Выслушав истца, представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в городском округе Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области от … февраля … года № … С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности из–за отсутствия требуемого 25-летнего стажа работы при наличии 23 лет 09 месяцев 20 дней в связи с тем, что из стажа был исключен период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с … года по … года.
Суд считает, что указанный период исключен из специального стажа С. не обоснованно.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст.15 Конституции РФ основной закон государства имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Из трудовой книжки и справки … муниципальной основной общеобразовательной школы от … года следует, что С. работает в … восьмилетней средней школе в должности учителя начальных классов с … года по настоящее время (л.д.8, 12-14) Согласно справке … муниципальной основной общеобразовательной школы от … года, в специальный стаж С. не подлежит включению отпуск по уходу за ребенком с … года по … года.
Судом установлено, что дочь С. – С. родилась … июня … года, в период с … года по … года С. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Данный факт подтверждается материалами дела и стороной истца не оспаривается.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в городском округе Шуе и Шуйском муниципальном районе от … февраля … года в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с … года по … года.
Принимая решение об отказе включить в специальный стаж С., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с … года по … года, ответчик исходил из того, что указанный период имел место после 6 октября 1992 года, то есть после даты вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях. Такой же позиции ответчик придерживался в судебном заседании.
Суд находит доводы ответчика не состоятельными, противоречащими действующему в тот период законодательству, Конституции РФ.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком у С. начался 23 августа 1992 года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с … г. по … г. подлежит включению в специальный стаж работы С., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Специальный стаж С. с учетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет в календарном исчислении 25 лет 1 день, в связи с чем суд считает, что требования истца о назначении ей досрочной трудовой пенсии следует удовлетворить и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения за пенсией, то есть с … года.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу расходы пропорционально удовлетворенным требованиям. Следовательно, с Управления Пенсионного фонда РФ в г.о. Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области в пользу С. следует взыскать … рублей в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить.
Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ в городском округе Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области от … февраля … года № … об отказе С. в назначении досрочной трудовой пенсии признать незаконным и отменить в части не включения в специальный стаж периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с … года по … года.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж С. период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с … года по … года.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области назначить С. досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с учетом включения в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с … года по … года с момента ее обращения, то есть с … года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Шуя и Шуйском муниципальном районе Ивановской области в пользу С. судебные расходы в размере … рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья О.В.Беспалова.
Мотивированное решение составлено 31 марта 2011 года.