Дело № 2-207/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 июля 2011 года город Шуя Ивановской области Шуйский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Басаргиной Н.В., при секретаре Чирочкиной А.Н., с участием представителя истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Л., представителя ответчика МУП ОК и ТС С., представителя ответчика МУП ОК и ТС М., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г.о.Шуя Р., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Газпром Межрегионгаз Иваново» П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Шуйскому муниципальному унитарному предприятию Объединенных котельных и тепловых сетей о признании незаконным бездействия Шуйского муниципального унитарного предприятия Объединенных котельных и тепловых сетей по неисполнению законодательства о газо- и теплоснабжении, о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о газо- и теплоснабжении и обеспечении на котельной № … наличие резервного топливного хозяйства, резервного топлива, обеспечении готовности газоиспользующего оборудования, УСТАНОВИЛ: Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Шуйскому муниципальному унитарному предприятию Объединенных котельных и тепловых сетей (далее по тексту - Шуйскому МУП ОК и ТС) о признании незаконным бездействия Шуйского МУП ОК и ТС по неисполнению законодательства о газо- и теплоснабжении, о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о газо- и теплоснабжении и обеспечении на котельной № … наличие резервного топливного хозяйства, резервного топлива, обеспечении готовности газоиспользующего оборудования. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о газо- и теплоснабжении в части исполнения требований о наличии готового к работе резервного топливного хозяйства и наличия запаса резервного топлива установлено, что в муниципальной собственности города Шуя Ивановской области находится котельная № … (ранее находилась на балансе ОАО «Т»), расположенная по адресу: …, переданная в хозяйственное ведение Шуйского МУП ОК и ТС без резервно-топливного хозяйства. Основным видом топлива для данной котельной является газ, резервным, исходя из технических характеристик, мазут. Однако, запаса резервного топлива (мазута) на котельной не имеется, отсутствует резервно-топливное хозяйство, наличие иного резервного топливного хозяйства для котельной не обеспечено. В соответствии со ст.18 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального Закона. В соответствии с п.27 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 317, для организаций, которым топливным режимом предусмотрено использование резервного (аварийного) топлива, обязательным условием получения разрешения на пуск газа и газоиспользующее оборудование является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовность газоиспользующего оборудования к работе как на газе, так и на резервном (аварийном) топливе и обеспеченность организаций этим топливом. В соответствии с п.4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 г. № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Таким образом, эксплуатация котельной при отсутствии резервного топливного хозяйства и резервного топлива является нарушением требований вышеуказанных нормативных актов. В случае аварий на газотранспортных и газораспределительных системах, а также в периоды похолодания в зимнее время, отсутствие резервного топлива и резервного топливного хозяйства может привести к выходу из строя объектов жизнеобеспечения и возникновению чрезвычайной ситуации. По данным нарушениям прокурором Главе Администрации городского округа Шуя вынесено представление, которое было отклонено. Основанием для предъявления указанного иска явилась необходимость защиты прав и интересов неопределенного круга лиц на бесперебойное теплоснабжение. К сетям котельной подключены жилые дома, и социально значимые объекты (школы, детские сады и т.п. – всего 47 объектов). В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил обязать Шуйское МУП ОК и ТС в срок до 15.09.2011 года устранить нарушения законодательства о газо- и теплоснабжении и обеспечить на котельной № … наличие резервного топливного хозяйства, резервного топлива в соответствии с нормативами, обеспечить готовность газоиспользующего оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе. В судебном заседании представитель истца помощник Шуйского межрайонного прокурора Л. поддержал исковые требования по всем доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. В судебном заседании представители ответчика Шуйского муниципального унитарного предприятия Объединенных котельных и тепловых сетей М. и С. возражали против удовлетворения исковых требований, пояснили суду, что в соответствии с п.27 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, для организаций, которым топливным режимом предусмотрено использование резервного (аварийного) топлива, обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовность газоиспользующего оборудования к работе, как на газе, так и на резервном (аварийном) топливе и обеспеченность организаций этим топливом. Для Шуйского МУП ОК и ТС топливный режим, на использование резервного вида топлива – мазут, не оформлялся. Топливный режим для МУК ОК и ТС не мог быть оформлен, так как котельная №… передана в эксплуатацию без резервного топливного хозяйства, в связи с чем у ответчика отсутствует обязанность иметь принятое в эксплуатацию резервное топливное хозяйство, а также обеспечивать готовность газоиспользующего оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе, а также обеспечивать запас на предприятии резервного топлива. Топливный режим, выданный 29.03.1977 года в целях проектирования котельной в п…. с котлами КВГМ-50 и ДКВР-10-13 не имеет отношения к Шуйскому МУП и ТС. Топливный режим от 29.03.1977 года выдавался для проектирования котельной с котлами КВГМ-50 и ДКВР-10-13. На котельной № … установлены 2 котла КВГМ-30 и 1 котел ДЕ-10-14ГМ. Отличие не только в марке, но и в мощности котлов. Топливный режим выдавался в отношении котельной, находящейся в пос. Победа г. Шуи, тогда как котельная № … находится по иному адресу. Обеспечить наличие резервного топливного хозяйства, в соответствии с нормативами возможно лишь путем использования существующего резервного топливного хозяйства, строительство нового мазутного хозяйства на свободной территории около котельной № … невозможно. Прокурором подан иск в интересах неопределенного круга лиц в защиту права на бесперебойное теплоснабжение. Между тем круг лиц (абонентов), права которых могут быть нарушены отсутствием резервного топливного хозяйства, является индивидуализированным (21 абонент – коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели). В связи, с чем считают, что у прокурора отсутствует право на предъявление указанного иска в суд в интересах неопределенного круга лиц. В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации городского округа Шуя Р. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил суду, что в соответствии с п.27 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 года № 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» и подпунктом к) п.2 Правил Шуйскому МУП ОК и ТС, топливным режимом резервное топливо – мазут не определялось. В соответствии с Порядком обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций, утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 16.12.2002 г. № 448, перевод отдельных потребителей на резервные виды топлива производится в целях обеспечения поставок газа коммунально-бытовым организациям и населению. Коммунально-бытовые организации также в соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. №162, имеют преимущественное право на заключение договоров поставки газа. Ответчик является организацией, обеспечивающей потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения. Котельные предприятия используются исключительно для отопления абонентов, для производственных и промышленных целей тепловая энергия, вырабатываемая предприятием, не используется. Считает, что у прокурора отсутствует право на предъявление указанного иска в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку имеется конкретный перечень абонентов (21 абонент), просил производство по делу прекратить. Прокурором не предоставлено доказательств невозможности обращения в суд самих абонентов, чьи права на бесперебойное теплоснабжение могут быть нарушены, среди абонентов котельной нет ни одного гражданина, это исключительно коммерческие и некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели. В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Газпром Межрегионгаз Иваново» П. поддержала исковые требования. Суду пояснила, что согласно п.п. «д», «к» п.49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 317, в целях эффективного и рационального пользования газом организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе и соблюдать топливный режим. Пунктом 27 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 317, для организаций, которым топливным режимом предусмотрено использование резервного (аварийного) топлива, обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовность газоиспользующего оборудования к работе как на газе, так и на резервном (аварийном) топливе и обеспеченность организаций этим топливом. В соответствии с п.19 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. № 162 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2005 № 738), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают графики перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании и порядок ввода этих графиков в действие в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку газа для государственных нужд, экспортных контрактов по международным обязательствам, договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд и населения; указания о введении в действие упомянутых графиков и соответствующем изменении суточного объема передаваемого покупателям газа дает Центральное производственно-диспетчерское управление Российского акционерного общества «Газпром». Такие указания являются обязательными для поставщиков, газотранспортных и газораспределительных организаций и покупателей газа. В силу п.1 Порядка обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.12.2002 г. № 448, обеспечение поставок газа коммунально-бытовым организациям и населению в периоды похолоданий при максимальных отборах газа из газотранспортной системы может осуществляться за счет перевода ряда потребителей на резервные виды топлива. Объемы высвобождаемых ресурсов газа для этих целей определяются «Графиком перевода организаций на резервные виды топлива при похолоданиях» (График № 1) и «Графиком ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии» (График № 2). Графики разрабатываются региональными газовыми компаниями, газотранспортными организациями, газораспределительными организациями, согласовываются органами государственного энергетического надзора и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации раздельно на первый и четвертый кварталы. В соответствии с Порядком обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденным Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.12.2002 г. № 448, котельная № 7 Шуйского МУП и ТС включена в «График перевода покупателей газа Ивановской области на резервные виды топлива при похолоданиях» (График Резервное топливное хозяйство котельной № … Шуйского МУП и ТС отсутствует. В случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы в периоды похолоданий, неработоспособность резервного топливного хозяйства котельной № … Шуйского МУП и ТС может привести к выходу из строя объектов жизнеобеспечения в г.Шуя (МДОУ ЦРР Детский сад № 6, жилые дома). В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Газпром газнадзор», извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, не явился, причин уважительности неявки в судебное заседание не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял. В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, М., извещенная надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, не явилась, причин уважительности неявки в судебное заседание не представила, ходатайств об отложении дела не заявляла. Выслушав представителя истца, представителей ответчика, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Судом установлено, что Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей создано в соответствии с постановлением Главы города Шуи Ивановской области № … от … г. и является правопреемником Шуйского государственного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей в соответствии с приемно-передаточным актом от х г., что подтверждается Уставом Шуйского МУП ОК и ТС от 2003 года (л.д.18-33). Постановлением Главы г.Шуи Ивановской области № … от … года было принято решение о передаче Комитетом по управлению имуществом администрации г.Шуи в хозяйственное ведение Шуйскому МУП ОК и ТС котельной с тепловыми сетями и коммуникациями, расположенной по адресу: … (л.д.34). Указанная котельная была передана ответчику по акту о приеме – передаче здания сооружения от 01.06.2004 г. (л.д.35-37). Судом установлено, что Шуйской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по обращению ООО «Ивановорегионгаз» в связи с тем, что топливным режимом установлен резервный вид топлива, однако у Шуйского МУП ОК и ТС резервное топливное хозяйство отсутствует. (л.д.9). Прокуратурой была проведена проверка по указанному обращению, которая закончилась вынесением представления в адрес главы г.о. Шуя и ответчика об устранении нарушений законодательства о газоснабжении в части исполнения требовании о наличии готового к работе резервного топливного хозяйства (далее по тексту – РТХ). (л.д.10-11). Согласно акта № … от … года проверки состояния резервного топливного хозяйства (РТХ) котельной № … Шуйского МУП ОК и ТС, проведенной М. – руководителем группы – … в присутствии К. – главного инженера Шуйского МУП ОК и ТС, установлено: установленный режим – Госплан СССР, письмо … от … г. Резервное топливо – мазут. Резервное топливо отсутствует, отсутствует договор на поставку резервного топлива, котлы на резервном топливе не работают, резервуарный парк и мазутопроводы отсутствуют. РТХ к работе не готово. Котельная № х передана в хозяйственное ведение ответчику без РТХ. Перечень мероприятий по подготовке РТХ к работе: разработать мероприятия по работе котлов при аварийных отключениях газа и сокращениях подачи газа при похолоданиях (л.д.14-17). Обстоятельства об отсутствии РТХ у ответчика им не оспаривались. В письме от … г. № … Администрация г.о. Шуя сообщает в прокуратуру, что с момента приобретения в муниципальную собственность котельной, расположенной по адресу: …, и передачи ее в хозяйственное ведение ответчику не удалось решить вопрос по изменению топливного режима вышеуказанной котельной в части использования резервного (аварийного) топлива – мазута. В целях устранения нарушения законодательства о газоснабжении администрацией г.о. Шуя принято решение о разработке ПСД на строительство РТХ котельной №… Шуйским МУП ОК и ТС и выполнению СМР в период 2010-2011 г. (л.д. 43). В последующем в письме от … г. № … Администрация г.о.Шуя не опровергала факт отсутствия у ответчика РТХ, но пояснила, что топливный режим для ответчика не устанавливался, РТХ не требуется, нарушения законодательства отсутствуют (л.д12). Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения теплоснабжения, снабжения населения топливом. В соответствии со ст.18 ФЗ РФ «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального Закона. В соответствии с подп. к) п.2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 317, – «топливный режим» – выдаваемое в установленном порядке разрешение на использование потребителем какого-либо топлива в качестве основного или резервного. Согласно п.27 «Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 317, для организаций, которым топливным режимом предусмотрено использование резервного (аварийного) топлива, обязательным условием получения разрешения на пуск газа и газоиспользующее оборудование является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовность газоиспользующего оборудования к работе, как на газе, так и на резервном (аварийном) топливе и обеспеченность организаций этим топливом. В соответствии с подп. а) и подп. д) п. 49 Правил в целях эффективного и рационального пользования газом организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны: - соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области газоснабжения и энергосбережения; - обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе. Согласно п.4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 г. № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Письмом Госплана РСФСР от 03.02.1977 г. № Пр-439/16 разрешено использование природного газа: в проектируемой отопительной котельной (3 котла КВГМ-50 и 2 котла ДКВР-10-13) в пос…. г.Шуи Ивановской области с годовым расходом 55,0 тыс.тонн условного топлива в 1980 году и 74,0 тыс.тонн к 1985 году. Резервным топливом установлен топочный мазут. Доводы представителей ответчика, что топливный режим, выданный … года в целях проектирования котельной в п…. с котлами КВГМ-50 и ДКВР-10-13 не имеет отношения к Шуйскому МУП и ТС. Топливный режим от … года выдавался для проектирования котельной с котлами КВГМ-50 и ДКВР-10-13. На котельной № … установлены 2 котла КВГМ-30 и 1 котел ДЕ-10-14ГМ, отличие не только в марке, но и в мощности котлов, не принимаются судом, поскольку в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлены доказательства, что первоначально на котельной № 7 у ответчика не было котлов соответствующей марки и мощности, на которые установлен топливный режим, суду не представлены доказательства, что изменение марки и мощности котлов повлекло изменение топливного режима, состоящего в отсутствии обязанности обеспечения готовности РТХ. Доводы представителей ответчика, что котельная № … находится по адресу: …, – территориально не находится в поселке … и не имеет общих границ с п. ….., не принимается судом, поскольку из представленной выкипировки со схемы г. Шуя не усматривается с какими улицами граничит поселок …, в виду того, что часть названий улиц на указанной выкипировке отсутствует, представленный справочник действующих названий существующих улиц, утв. Постановлением главы г. Шуи от … № …, не относится к периоду утверждения топливного режима - … год, в связи, с чем не может отражать реальное название улиц в оспариваемый период - … год. Согласно разделу 10 Договора поставки газа № … от … г., заключенному между ООО «Ивановорегионгаз» и ответчиком, последний обязуется обеспечить наличие и готовность к работе резервных топливных хозяйств, а также готовность газоиспользующих установок к работе на резервных видах топлива. Ответчиком не оспаривались обстоятельства, что данный договор не действует на момент разбирательства в суде и, что условия раздела № 10 исключены на основании протокола разногласий. Доводы представителей ответчика, что ответчиком с ООО «Газпром Межрегионгаз Иваново» (ранее ООО «Ивановорегионраз») заключено на поставку нескольку договоров, и указанный договор не относится к предмету спора, не принимаются судом, поскольку из предмета данного договор (раздел 2) не усматривается, что он не действует в отношении Котельной № … а действует в отношении иных объектов. Из показаний свидетеля Ч. заместителя … ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» следует, что котельная № … обязана иметь резервное топливное хозяйство на случай аварий газо-транспортной системы. ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» не отказало ответчику в поставке газа при отсутствии РТХ, поскольку пошли ему на встречу. Топливный режим – это выдаваемое в установленном порядке разрешение на использование потребителем какого-либо топлива в качестве основного или резервного. Из показаний свидетеля М., руководителя …, следует, что топливный режим устанавливает вид основного и резервного топлива, на основании чего разрабатывается проект котельной. Согласно Правил газоснабжающие организации в порядке обеспечения потребителя при похолодании уменьшают использование основного топлива и переходят на резервное. В ходе проверки выявлено отторжение РТХ от котельной, РТХ находится в нерабочем состоянии – насосы вырезаны, эстакада деформирована. При отсутствии газа в котельной ситуация приведет к отсутствию отопления у всего населенного пункта. Работа котельной в интересах потребителей при отсутствии РТХ не допустима. Изменить топливный режим можно, данный вопрос находится в ведении органов исполнительной власти. Данные пояснения свидетелей являются последовательными, стабильными, согласуются с иными материалами дела, в связи, с чем у суда отсутствуют основания не доверять пояснениям данных свидетелей. В этой связи, суд приходит к выводу, что ответчик является организацией эксплуатирующей газоиспользующее оборудование, резервным топливом которому установлен топочный мазут, и на ответчика возложена обязанность обеспечивать готовность резервного топливного хозяйства и оборудования к работе на резервном топливе, иметь резервное топливо - мазут. В соответствии с п.19 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. № 162 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2005 № 738), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают графики перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании и порядок ввода этих графиков в действие в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку газа для государственных нужд, экспортных контрактов по международным обязательствам, договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд и населения; указания о введении в действие упомянутых графиков и соответствующем изменении суточного объема передаваемого покупателям газа дает Центральное производственно-диспетчерское управление Российского акционерного общества «Газпром». Такие указания являются обязательными для поставщиков, газотранспортных и газораспределительных организаций и покупателей газа. Согласно п. 1 Порядка обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 16.12.2002 г. № 448, обеспечение поставок газа коммунально-бытовым организациям и населению в периоды похолоданий при максимальных отборах газа из газотранспортной системы может осуществляться за счет перевода ряда потребителей на резервные виды топлива. Объемы высвобождаемых ресурсов газа для этих целей определяются «Графиком перевода организаций на резервные виды топлива при похолоданиях» (График № 1) и «Графиком ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии» (График № 2). Графики разрабатываются региональными газовыми компаниями, газотранспортными организациями, газораспределительными организациями, согласовываются органами государственного энергетического надзора и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации раздельно на первый и четвертый кварталы. В соответствии с Порядком обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденным Приказом Министерства энергетики РФ от 16.12.2002 г. № 448, Распоряжением Правительства Ивановской области от 07.12.2010 г. № 418-рп утвержден «График перевода покупателей газа Ивановской области на резервные виды топлива при похолоданиях» (График № 1) и в «График ограничения снабжения газом покупателей Ивановской области и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии» (График № 2). Шуйское МУП и ТС, которому в хозяйственное ведение передана котельная № 7, включено в «График перевода покупателей газа Ивановской области на резервные виды топлива при похолоданиях» (График № 1) и в «График ограничения снабжения газом покупателей Ивановской области и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии» (График № 2). Согласно положениям п. п. 1, 39 Инструкции об организации работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных в Минэнерго России, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 4 сентября 2008 года N 66 (далее Инструкция) норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее НЭЗТ). ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии. Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой электростанции и котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток. Согласно требований п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27 сентября 2003 г., готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. Из пояснений представителей ответчиков следует, что котельная № … технологически взаимосвязана с другой котельной, и в случае аварии на котельной № …, есть возможность, обеспечивать потребителей теплом через другую котельную. Из пояснений свидетеля М. следует, что в случае аварии на газопроводе котельная останется без газа и соответственно весь г. Шуя останется без отопления. Данные показания свидетеля не оспаривались представителями ответчика. Анализируя положения действующего законодательства и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что со стороны ответчика имеет место неисполнение обязанности по обеспечению готовности резервного топливного хозяйства и оборудования к «работе на резервном топливе», не исполняется обязанность по обеспечению наличия резервного топлива - мазута. Суд соглашается с представителем истца в том, что отсутствие РТХ и резервного топлива является недопустимым, так как ставит под угрозу бесперебойное теплоснабжение жилых домов, социально значимых объектов в периоды похолоданий и в случаях аварийных ситуаций на газотранспортных системах. Таким образом, судом установлено, что имеющее место со стороны ответчика противоправное бездействие создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в жилых помещениях, теплоснабжение которых осуществляется котельной № … г.Шуи. Доводы представителей ответчика, что согласно заключения ООО «Электротеплосервис» новое мазутное хозяйство, соответствующее проектным тепловым нагрузкам котельной, на свободной территории около котельной № … размещено быть не может, строительство нового РТХ составит не менее 60 млн. рублей. Единственным иным (возможным) способом обеспечения котельной № … резервным топливом является использование существующего мазутного хозяйства, принадлежащего на праве собственности М., которое в свою очередь, согласно акта-предписания Госэнергонадзора от 18.09.2003 г., не может эксплуатироваться в режиме подачи потребителю резервного топлива, не принимаются судом, поскольку изложенные представителями ответчика обстоятельства не влекут отмену требований действующего законодательства об обеспечении ответчиком наличия принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовности газоиспользующего оборудования к работе, как на газе, так и на резервном (аварийном) топливе и обеспеченности ответчика этим топливом. Судом оценены доводы ответчика и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования в отношении предмета спора, Администрации городского округа Шуя об отсутствии у истца права на предъявление указанного иска в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц индивидуализирован. Указанные доводы, судом признаются несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Отсутствие резервного топливного хозяйства, резервного топлива в соответствии с нормативами на котельной № … нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан на бесперебойное теплоснабжение. Суд считает, что настоящее исковое заявление предъявлено в пределах указанных полномочий. При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Иные доводы сторон не могут повлиять на выводы суда. На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Шуйскому МУП ОК и ТС о признании незаконным бездействия Шуйского МУП ОК и ТС по неисполнению законодательства о газо- и теплоснабжении в части неисполнения требовании об обеспечении наличия в котельной № … готового к работе резервного топливного хозяйства, об обеспечении готовности газоиспользующего оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе, об обеспечении наличия запаса резервного топлива в соответствии с нормативами, о возложении обязанности в срок до 15.09.2011 г. устранить нарушения законодательства о газо- и теплоснабжении и обеспечении на котельной № … наличие резервного топливного хозяйства, резервного топлива, обеспечении готовности газоиспользующего оборудования, удовлетворить. Признать незаконным бездействие Шуйского МУП ОК и ТС по неисполнению законодательства о газо- и теплоснабжении в части неисполнения требовании об обеспечении наличия в котельной № … готового к работе резервного топливного хозяйства, об обеспечении готовности газоиспользующего оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе, об обеспечении наличия запаса резервного топлива в соответствии с нормативами. Обязать Шуйское МУП ОК и ТС в срок до 15.09.2011 г. устранить нарушения законодательства о газо- и теплоснабжении путем обеспечения на котельной № … наличия резервного топливного хозяйства, резервного топлива в соответствии с нормативами, путем обеспечения готовности газоиспользующего оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 10 дней, со дня его принятия в окончательной форме. Судья Н.В. Басаргина Решение в окончательной форме изготовлено 25 июля 2011 года. Судья Н.В. Басаргина
№ 1) и в «График ограничения снабжения газом покупателей Ивановской области и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии» (График № 2), утвержденные распоряжением Правительства Ивановской области от 07.12.2010 г. № 418-рп. Согласно п.10.1 договора поставки газа № 13-5-2693 ИВ от 03.11.2006 г., заключенного между ООО «Ивановорегионгаз» и Шуйским муниципальным унитарным предприятием объединенных котельных и тепловых сетей ответчик обязуется обеспечить наличие и готовность к работе резервных топливных хозяйств, а также готовность газоиспользующих установок к работе на резервных видах топлива согласно топливному режиму.