РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 августа 2011 года Шуйский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Голубевой Е.В., при секретаре Пакиной Ю.М.., с участием заявителя заместителя Шуйского межрайонного прокурора Телегина Д.А., представителя Администрации г.о. Шуя Р, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ф…», Администрации г.о.Шуя о возложении обязанности по отмене разрешения на установку рекламной конструкции и демонтажу рекламной конструкции У С Т А Н О В И Л : Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ф…», Администрации г.о.Шуя о возложении обязанности по отмене разрешения на установку рекламной конструкции и демонтажу рекламной конструкции, в котором просит признать незаконными действия администрации городского округа Шуя по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по адресу: г. Шуя, ул.1 Нагорная … и обязать администрацию городского округа Шуя отменить данное разрешение и признать действия ООО «Ф…» по размещению рекламной конструкции на территории города Шуя … на ул.1 Нагорной на земельном участке с кадастровым номером …, площадью. . кв.м. незаконными и обязать ООО «Ф…» демонтировать указанную рекламную конструкцию. Заявленные требования мотивированы тем, что проведенной проверкой исполнения законодательства о рекламе и безопасности дорожного движения установлено, что на территории города Шуи на улице 1 Нагорной … размещены рекламные конструкции размерами 3 х 6 м на металлических опорах, установленных на бетонном основании размерами 1,5 х 2 м, с рекламной информацией. Указанные рекламные конструкции расположены на земельных участках с кадастровым номером ..., площадью. . кв.м с разрешенным использованием – для установки рекламно-информационного объекта, предоставленном ООО «Ф...» на основании договора аренды от. ..12.2008 года, зарегистрированном в ЕГРП. ..03.2009 года. Рекламная конструкция установлена на расстоянии 2,5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги улицы 1 Нагорная г. Шуи. Разрешения на установку рекламных конструкций выданы администрацией г.о.Шуя постановлением В соответствии с п.9 и п. 13 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления городского округа, на территории которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа. Согласно п. 16.1, п. 16.2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 08.06.1999 года № 410, согласование разрешений на распространение наружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог, а также в населенных пунктах проводится руководителями управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях либо руководителями отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, районов в городах или иных муниципальных образований по поручению руководителей управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В нарушение приведенных требований законодательства согласование разрешений на размещение рекламных конструкций с органами ГИБДД администрацией городского округа Шуя не осуществлялось. В связи с этим, разрешения на размещение рекламных конструкций … на ул.1 Нагорная Шуи выдано с нарушением установленных требований законодательства, размещение рекламной конструкции на основании неправомерно выданных разрешений нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности, в частности, обеспечение безопасности дорожного движения. Устранение указанного нарушения прав неопределенного круга лиц возможно путем восстановления прежнего положения, то есть возложения обязанности по отмене разрешения на установку рекламной конструкции и ее демонтажу. В судебном заседании заместитель Шуйского межрайонного прокурора Телегин Д.А. поддержал заявленные требования по всем доводам, указанным в исковом заявлении. Представитель ООО «Ф…» в судебное заседание не явился, о дне, времени, месте слушания дела извещены. В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Шуя Р возражал против удовлетворения заявленных требований и показал, что по их мнению данный спор не подсуден судам общей юрисдикции, а подсуден арбитражному суду, так как данный спор связан с экономической деятельностью как администрации г.о. Шуя, так и ООО «Ф…»; в соответствии с требованиями пункта 6.1. раздела 6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения. ГОСТ Р 52044-2003» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003 № 124-ст): «средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены: - сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м <*> от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м <*> - в населенных пунктах; <*> Расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы». Таким образом, расстояние должно было измеряться от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) до ближайшего края средства наружной рекламы. Согласно схематического чертежа земельного участка по адресу: Ивановская область, г.Шуя, ул.1 Нагорная … расстояние измерялось от проекции ближайшего края средства наружной рекламы до бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня), что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003. В соответствии с проектным заключением «Щит Щ1» ООО «Резцофф» выполненным для ООО «Ф…», расстояние от нижнего угла рекламного поля до основания рекламной конструкции составляет 5 метров, расстояние от проекции ближайшего края средства наружной рекламы до бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) составляет 0,5 метра, следовательно, расстояние от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) до ближайшего края средства наружной рекламы будет составлять 5 метров 25 миллиметров (52 + 0,52 = 25,25), что не противоречит требованиям ГОСТ Р 52044-2003. Доказательств того, что рекламная конструкция ограничивает видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшает габариты инженерных сооружений, суду представлено не было. Считает, что заявителем пропущен трехмесячный срок обращения в суд, поскольку из копии письма за подписью заместителя Главы Администрации городского округа Шуя Лихачева В.В. следует, что поводом к проведению проверки послужило письмо ОГИБДД по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району от 28.09.2010 года, исх. № …, вследствие чего истцу было известно о нарушениях законодательства в сфере безопасности дорожного движения в сентябре 2010 г., а он обратился в суд 01 февраля 2011 г. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. Частью 1 ст. 19 данного Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.(в ред. Федерального закона от 21.07.2007 №193-Ф3). Частью 4 этой же нормы предусмотрено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. В соответствии с ч.1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 01.05.2007) «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе зашиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Нормы закона, применяемые в области безопасности дорожного движения сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению. Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». В настоящее время соответствующий технический регламент, предусмотренный Федеральным законом «О техническом регулировании», который должен заменить ГОСТ Р 52044-2003, не принят. Согласно разделу 1 этого ГОСТа - «Область применения», данный стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определен ряд понятий, а именно: дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб; обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. В связи с этим, применение указанного выше ГОСТа при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным, поскольку его требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе в целях охраны жизни и здоровья граждан. В судебном заседании установлено, что ООО «Ф…» зарегистрировано в Едином Государственном реестре юридических лиц за основным государственным номером …, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 37 № …, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от. ..08.2010 года. Постановлением главы Администрации городского округа Шуя Ивановской области от. ..03.2010г. №… ООО «Ф…» выдано разрешение на установку рекламных конструкций в количестве 5 штук согласно приложению. Согласно вышеуказанному приложению, разрешена установка рекламной отдельно стоящей конструкции в г. Шуя на ул.1 Нагорной …. Судом установлено, что на территории города Шуи на улице 1 Нагорной … размещена рекламная конструкция размерами 3 х 6 м на металлической опоре, установленной на бетонном основании размерами 1,5 х 2 м, с рекламной информацией. Указанная рекламная конструкция расположена на земельном участке с кадастровым номером …, площадью. . кв.м с разрешенным использованием – для установки рекламно-информационного объекта, предоставленном ООО «Ф…» на основании договора аренды от. ..12.2008 года, зарегистрированном в ЕГРП. ..03.2009 года. Рекламная конструкция установлена на расстоянии 2,5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги улицы 1 Нагорная г. Шуи. Факт установки указанных рекламных конструкций не оспаривался сторонами. ОГИБДД ОВД по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району Ивановской области 28.09.2010 года, исходящий. № … обратилось к Шуйскому межрайонному прокурору Ивановской области для принятия мер прокурорского реагирования в связи с тем, что в ходе повседневного надзора за улично-дорожной сетью установлено, что на территории г.Шуя произведена установка средств наружной рекламы в придорожной полосе и полосе отвода автомобильных дорог с нарушением государственных стандартов и законодательства: - на площади А… рекламная конструкция располагается около 37 метров от пересечения дорог в одном уровне(пересечение площади А… и улицы 1 Нагорная), ближайший край конструкции располагается на расстоянии менее 5 метров от бордюрного камня дороги, что противоречит требованиям п.6.1 ГОСТ Р 52044-2003, согласование с ГИБДД г.Шуя не проводилось. Согласно п.9 и п. 13 ст. 19 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления городского округа, на территории которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа. В п. 3 ч. 4 ст. 5 указанного Закона предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения транспорта, в частности автомобильного. В силу п. 3 ч. 15 ст. 19 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ, нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований, по которым выносятся решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. Во исполнение распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области –№ 96 от 24.11.2010 года проведена проверка в отношении ООО «Ф…», в ходе проведения проверки установлено и зафиксировано в акте, что: на земельном участке с кадастровым номером … площадью. . кв.м. местоположением: Ивановская область, г. Шуя, ул.1 Нагорная … расположена рекламная конструкция, представляющая собой металлическую опору, установленную на бетонном основании размером 1,5 м х 2,0 м. Рекламная конструкция расположена ориентировочно в 2,5 м от края дороги, в 17 метрах от дорожного знака По указанию Шуйской межрайонной прокуратуры ОГИБДД ОВД по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району совместно с представителем Шуйского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области проведена проверка соответствия требованиям законодательства (ГОСТ Р 52044-2003) мест размещения рекламных конструкций на территории г.Шуя. Суд соглашается с доводами представителя заявителя, основанных на замерах специалистов. С учетом обстоятельств дела и приведенных требований закона, суд приходит к выводу, что спорная рекламная конструкция, установлена с нарушением требований к ее территориальному размещению, не соответствуют требованиям обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку установлены в нарушение требований ГОСТа Р 52044-2003. Установить рекламную конструкцию на указанном земельном участке в соответствии с требованиями законодательства не представляется возможным. Согласно п. 16.1, п. 16.2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 08.06.1999 года № 410, согласование разрешений на распространение наружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог, а также в населенных пунктах проводится руководителями управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях либо руководителями отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, районов в городах или иных муниципальных образований по поручению руководителей управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В нарушение указанных требований, разрешения на размещение рекламной конструкции с органами ГИБДД Администрацией городского округа Шуя не осуществлялось, что подтверждается письмом ОГИБДД ОВД по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району от 28.09.2010 г. № …. При этом ссылка представителя администрации г.о. Шуя на согласование установки рекламных конструкций с ГИБДД в актах выбора земельных участков, как основание соответствия данной конструкции закону, суд находит не состоятельной, поскольку указанные акты были согласованы представителем ГИБДД, чьи полномочия на согласование не подтверждены и в состав комиссии по выбору земельного участка для строительства объекта (рекламных конструкций) данное лицо не входило.(л.д.46). Довод представителя заинтересованного лица Администрации городского округа Шуя о пропуске заявителем трехмесячного срока обращения в суд и в связи с тем, что в адрес Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области 28.09.2010 года, исх. № … направлено сообщение о принятии мер прокурорского реагирования в отношении установки рекламных конструкций, вследствие чего истцу было известно в сентябре 2010 г. о нарушениях законодательства в сфере безопасности дорожного движения, признается судом несостоятельным, при этом суд соглашается с позицией представителя заявителя, что начало срока для обращения в суд необходимо исчислять с момента установления указанных обстоятельств в ходе проведения проверки, поскольку обстоятельства, изложенные в указанном сообщении ОГИБДД ОВД по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району установлены вследствие повседневного надзора за улично-дорожной сетью, содержали ориентировочные сведения о нарушении расстояний при размещении рекламных конструкций, подлежащих обязательной проверке соответствующими специалистами. Анализ совокупности указанных выше обстоятельств дела и приведенных норм закона позволяет сделать вывод о том, что действия администрации городского округа Шуя по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по адресу: г. Шуя, ул.1 Нагорная … являлись незаконными, в связи с этим являются незаконными и действия ООО «Ф…» по размещению рекламной конструкции на территории города Шуя … на ул.1 Нагорной на земельном участке с кадастровым номером …, площадью. . кв.м. незаконными и следует обязать ООО «Ф…» демонтировать указанную рекламную конструкцию. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199, 258ГПКРФ, РЕШИЛ: признать незаконными действия администрации городского округа Шуя по выдаче разрешения согласно Постановления администрации городского округа Шуя от 31.03.2010 года на установку рекламной конструкции по адресу: г. Шуя, ул.1 Нагорная … и обязать администрацию городского округа Шуя отменить данное разрешение; признать действия ООО «Ф…» по размещению рекламной конструкции на территории города Шуя … на ул.1 Нагорной на земельном участке с кадастровым номером …, площадью. . кв.м. незаконными и обязать ООО «Ф…» демонтировать указанную рекламную конструкцию. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.В. Голубева. Решение в окончательной форме изготовлено 26 августа 2011 года. Судья
№ 558 от 31.03.2010 года. Согласно п.4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. На настоящий момент ни один технический регламент не принят. В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. № 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных: стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. В связи с этим, применение указанного выше ГОСТа в отношении рекламных конструкций наружной рекламы, их территориального размещения, а также при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы, является обязательным. Согласно п.6.1 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. № 124-ст, средства наружной рекламы не должны быть размещены в населенных пунктах сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии не менее 5 м от бровки земляного полотна дороги( бордюрного камня)до ближайшего края средства наружной рекламы. В данном случае размещение рекламной конструкции не соответствует указанным требованиям в части расстояния от бровки земляного полотна автомобильной дороги. Установить рекламную конструкцию на указанном земельном участке в соответствии с требованиями законодательства не представляется возможным.