дело по заявлению Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Шуя о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по разработке проектов



Дело № 2-112/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2012 года г. Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Слепченковой Л.В.,

при секретаре Ц.,

с участием представителя заявителя – заместителя Шуйского межрайонного прокурора Т.,

представителя ответчика – Администрации городского округа Шуя Р.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Отдела ЖКХ Администрации г.о. Шуя Г.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - межмуниципального отдела МВД России «Шуйский» Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Шуя о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по разработке проектов организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог городского округа Шуя,

У С Т А Н О В И Л :

Шуйский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ к Администрации городского округа Шуя о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по разработке проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах г.о.Шуя. Иск мотивирован тем, что Шуйской межрайонной прокуратурой в результате проведенной проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения было установлено, что в отношении автомобильных дорог, проходящих по улицам города Шуи, за исключением улицы Свердлова города Шуи, отсутствуют разработанные и утвержденные в установленном порядке проекты организации дорожного движения. Обязанность по разработке в установленном порядке проектов организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог возложена на органы местного самоуправления. Однако до настоящего времени указанные проекты организации дорожного движения для автомобильных дорог в городском округе Шуя Администрацией городского округа Шуя не разработаны. Неисполнение Администрацией городского округа Шуя приведенных требований законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности, в частности, обеспечение безопасности дорожного движения. Устранение указанного нарушения прав неопределенного круга лиц возможно посредством защиты гражданских прав в судебном порядке путем присуждения исполнения обязанности в силу статей 11 и 12 ГК РФ. На основании изложенного прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации городского округа Шуя по неразработке проектов организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог городского округа Шуя. Обязать Администрацию городского округа Шуя разработать проекты организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог городского округа Шуя.

В судебном заседании представитель заявителя - заместитель Шуйского межрайонного прокурора Т. просил по вышеизложенным основаниям признать незаконным бездействие Администрации городского округа Шуя по неразработке проектов организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог городского округа Шуя за исключением ул. Свердлова г. Шуя и обязать Администрацию городского округа Шуя разработать проекты организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог городского округа Шуя (за исключением ул. Свердлова г. Шуя).

Представитель ответчика Администрации г.о. Шуя Р. требования прокурора не признал по следующим основаниям. В настоящее время в Администрации г. о. Шуя имеется проект организации дорожного движения по ул.Свердлова, который согласован с отделом ГИБДД межмуниципального ОМВД РФ «Шуйский» 17 октября 2011 года. Приказом Начальника отдела ЖКХ Администрации г.о. Шуя от 28 декабря 2011 года утверждена городская целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в г.о. Шуя в 2012-2015г.г.», в разделе 4 п. 2.5. которого на разработку и утверждение ПОДД в 2012 году определен объем ассигнований городского бюджета г.о. Шуя (700000 рублей). Следовательно, отсутствует бездействие. Кроме того, Администрация г.о. Шуя считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность по разработке, утверждению и реализации ведомственных целевых программ возложена на главных распорядителей бюджетных средств городского округа Шуя, за которыми закреплена ответственность по предоставлению соответствующих муниципальных услуг (п. 1.2 Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ городского округа Шуя, утвержденного Постановлением главы г.о. Шуя Ивановской области от 29 июня 2009 года №872), которым в силу приложения № 5 к решению городской Думы г.о. Шуя «О бюджете г.о. Шуя на 2012 год и на плановый период 2013-2014 г.г.» от 15 декабря 2011 года №217 является Отдел жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и благоустройства. Помимо этого, просил применить срок давности обращения прокурора с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Отдела ЖКХ Администрации г.о. Шуя Г. поддержала позицию Администрации о том, что отсутствует бездействие, по тем же основаниям. План мероприятий по благоустройству г.о. Шуя на период 2012 года находится в настоящее время на согласовании.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - межмуниципального отдела МВД России «Шуйский» Х. просил удовлетворить требования прокурора, пояснил, что разработка проектов необходима в целях обеспечения безопасности на дорогах города. С 2007 года 2-3 раза в год в Администрацию соответствующими органами полиции направляются предписания о необходимости разработать проекты организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог городского округа Шуя, в связи с неисполнением предписаний были вынуждены обратиться в прокуратуру.

Заслушав участвующих в деле в лиц, проверив, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 78 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения и действия (бездействия) местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке.

Из содержания ст.45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципальных образований, в том числе с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления.

Подлежащее рассмотрению судом заявление подано прокурором в соответствии с ч.1 ст. 256 ГПК РФ - в трехмесячный срок со дня, когда ему стало известно о нарушении: 18 ноября 2011 года ему было сообщено о наличии проекта организации дорожного движения только по ул. Свердлова г. Шуи, с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ он обратился 16 декабря 2011 года (л.д. 5, 3-4).

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Согласно п. 1.4, п.2.1 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, установленным совместным письмом МВД РФ от 02августа 2006 года N 13/6-3853 и Росавтодора от 07 августа 2006 года N 01-29/5313, заказчиком проектов организации дорожного движения (ПОДД) для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами. Целью разработки ПОДД является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог отнесена к дорожной деятельности.

Согласно ст. 15 указанного Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на
них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Устав городского округа Шуя в п/п 5 п. 1 ст. 5 также к вопросам местного значения городского округа относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 34 Устава г.о. Шуя Администрация г.о. Шуя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделанным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по разработке в установленном порядке проектов организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог возложена на орган местного самоуправления – Администрацию г.о. Шуя.

Согласно п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Доводы представителя Администрации г.о. Шуя об отсутствии бездействия со стороны ответчика суд находит несостоятельными.

В Приказе Начальника отдела ЖКХ Администрации г.о. Шуя от 28 декабря 2011 года, которым утверждена городская целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в г.о. Шуя в 2012-2015г.г.», в разделе 4 п. 2.5. которого на разработку и утверждение ПОДД в 2012 году действительно определен объем ассигнований городского бюджета г.о. Шуя (700000 рублей). Однако, в данном документе имеется ссылка о том, что бюджетные средства предусмотрены в плане мероприятий по благоустройству, который на момент рассмотрения настоящего спора не согласован.

Вместе с тем, совершение тех или иных действий, направленных на исполнение возложенных на Администрацию обязанностей, не может служить достаточным основанием для вывода суда об отсутствии бездействия с ее стороны.

Судом установлено и Администрацией г.о. Шуя не оспаривается, что разработанные и утвержденные в установленном порядке проекты организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог, проходящих по улицам города Шуи, за исключением улицы Свердлова города Шуи, отсутствуют.

При таких обстоятельствах, на основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Шуя о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по разработке проектов организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог городского округа Шуя (за исключением ул. Свердлова г. Шуи).

Иные доводы сторон не могут повлиять на изложенные выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные Шуйским межрайонным прокурором Ивановской области требования в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Шуя о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по разработке проектов организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог городского округа Шуя (за исключением ул. Свердлова г.Шуи) удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Шуя по неразработке проектов организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог городского округа Шуя (за исключением ул. Свердлова г.Шуи).

Обязать Администрацию городского округа Шуя разработать проекты организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог городского округа Шуя (за исключением ул. Свердлова г. Шуи).

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.В. Слепченкова