Решение...



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

25 октября 2010 года г. Шуя

Шуйский городской суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Сорокиной А.А.,

при секретаре Фаражаллах Н.И.,

с участием

прокурора Лукащук М.Л.,

представителя Администрации городского округа Шуя Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах Ш. об оспаривании решения администрации городского округа Шуя Ивановской области,

У С Т А Н О В И Л :

Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Ш., в котором просит признать незаконным подпункт 2.1 пункта 2 Постановления Главы Администрации городского округа Шуя от … … года № … «О постановке на учет, отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»; отменить как незаконный подпункт 2.1 пункта 2 Постановления Главы Администрации городского округа Шуя от … … года № … «О постановке на учет, отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»; обязать администрацию городского округа Шуя Ивановской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Ш. и препятствие к осуществлению его прав, а именно: обязать Администрацию городского округа Шуя признать Ш,… … года рождения, проживающего: …, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вследствие этого нуждающимся в жилом помещении на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ; обязать Администрацию городского округа Шуя Ивановской области принять на учет Ш., … … года рождения, в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Свои требования Шуйский межрайонный прокурор мотивирует следующим: Шуйской межрайонной прокуратурой проведена проверка в администрации городского округа Шуя по исполнению федерального законодательства в части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В ходе проверки установлено, что согласно справки … № … от … … года, удостоверению участника войны серии … № …, справки отдела военного комиссариата Ивановской области от … … года № … Ш. является инвалидом 2 группы и ветераном – участником Великой Отечественной войны, в связи с чем, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». 24 августа 2010 года Ш. обратился в администрацию городского округа Шуя с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с необходимостью улучшить жилищные условия. Подпунктом 2.1 пункта 2 Постановления Главы администрации городского округа Шуя № … от … … года Ш. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, поскольку представленные Ш. документы не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (наличие у заявителя на праве собственности жилого дома, находящегося в удовлетворительном состоянии). Указанное Постановление Главы администрации городского округа Шуя в части отказа Ш. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является незаконным и нарушает право Ш. как ветерана Великой Отечественной войны на получение гарантированной федеральным законодательством меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. В преамбуле, ст.15 Федерального закона «О ветеранах» указано, что закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, а меры социальной поддержки направлены на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» поручено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, которые проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно ст. ст. 15, 32 ЖК РФ, Правительство Российской Федерации Постановлением от 28 января 2009 года № 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В данном Положении указаны требования, которым должны соответствовать жилые помещения. Из п. 12 указанного Положения следует, что граждане подлежат принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ (проживание в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям), в случаях проживания их в жилых помещениях без инженерных систем по хозяйственно-питьевому и горячему водоснабжению, водоотведению, если жилые помещения граждан расположены в поселениях, где имеются централизованные инженерные сети по водоснабжению и водоотведению. Из технического паспорта и акта проверки жилищных условий от … … года следует, что в жилом доме Ш., расположенном по адресу: …, отсутствуют инженерные системы по хозяйственно-питьевому и горячему водоснабжению, водоотведению. Отопление дома осуществляется с использованием газового котла. Виду отсутствия инженерных систем в доме Ш. отсутствует туалет и ванная комната. Ввиду того, что в городском округе Шуя имеются централизованные инженерные сети по водоснабжению и водоотведению, принадлежащий Ш. на праве собственности жилой дом не соответствует установленным требованиям для жилых помещений, по причине отсутствия в доме водопровода и канализированной уборной. В связи с чем, Ш., проживающий в жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям, является нуждающимся в жилом помещении и подлежит принятию на учет в порядке п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

В судебном заседании прокурор Лукащук М.Л. поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям и просил суд признать незаконным подпункт 2.1 пункта 2 Постановления Администрации городского округа Шуя от … … года № … «О постановке на учет, отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и отменить данный пункт постановления; обязать Администрацию городского округа Шуя Ивановской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Ш. и препятствие к осуществлению его прав, а именно: обязать Администрацию городского округа Шуя признать Ш., … … года рождения, проживающего: …, нуждающимся в улучшении жилищных условий и нуждающимся в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, а также принять на учет Ш. в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Заявитель Ш. в судебное заседание не явился, от него в суд поступило заявление, в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие. Кроме того, в заявлении указано, что он заявленные требования поддерживает.

Представитель Администрации г.о. Шуя Я. пояснила суду, что Администрация г.о. Шуя возражает против заявленных требований, поскольку считает, что Ш., являющийся ветераном, участником Великой Отечественной войны обеспечен жильём. У него в собственности имеется жилой дом, который находится в удовлетворительном состоянии. Администрацией г.о. Шуя не принималось решения о том, что жильё, принадлежащее Ш., находится в непригодном для проживания состоянии, обращения собственника Ш. с заявлением о признании его жилого помещения непригодным для проживания не было. Кроме того, хотя действительно в г. Шуе имеются центральные городские сети по водоснабжению и водоотведению, но возле дома … по ул. …, где проживает Ш. такие сети отсутствуют.

Допрошенный в качестве свидетеля Е. пояснил суду, что он является зятем Ш.. Он может сказать, что Ш. проживает в доме по адресу: …, вместе со своей женой. У Ш. в доме отсутствует центральное водоснабжение и водоотведение, хотя по ул. … проходит городской водопровод и проходит центральная канализация. Ш. инвалид и ему тяжело передвигаться, обременительно пользоваться туалетом на улице, поскольку Ш. передвигается только по дому.

Допрошенная в качестве свидетеля представитель МП ЖКХ г. Шуи Т. пояснила суду, что в г. Шуе имеется центральная водопроводная сеть. МП ЖКХ г. Шуи имеет на обслуживании водопроводную сеть по ул. …, у дома … по данной улице имеется колонка. К проложенной водопроводной сети подсоединены частные водопроводные сети, по которым жители домов пользуются коммунальной услугой по водообеспечению. Также по данной улице проходит центральная канализационная сеть, к которой подключаются жители частных домов по ул. …

Суд, заслушав пояснения сторон и свидетелей, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные Шуйским межрайонным прокурором требования подлежат удовлетворению.

В ходе судебного заседания было установлено, что Ш. … года рождения является участником Великой Отечественной войны и инвалидом второй группы, что подтверждается копией справки МСЭ от … … года и копией удостоверения, а также копией справки Военного комиссариата Ивановской области из которой видно, что рядовой Ш. находился на военной службе в Российской (Советской армии) в период с 10 июня 1944 года по 9 мая 1945 года в составе действующей армии.

У Ш. на праве собственности имеется жилой дом, расположенный по адресу: …, что подтверждается копией справки Шуйского отделения Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». Из копии выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества следует, что у Ш. имеется на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: ….

Из копии технического паспорта жилого дома … по ул. … видно, что данный жилой дом построен в 1957 году, общая площадь дома 42,4 кв.м., жилая площадь – 29,7 кв.м.. В техпаспорте указано, что дом имеет газовое отопление, указание на наличие других видов благоустройства отсутствует.

Согласно копии справки администрации г.о. Шуя видно, что Ш. зарегистрирован и проживает в доме … по ул. … совместно со своей супругой Ш.

… … года Ш. обратился в Администрацию г.о. Шуя с заявлением, в котором просил поставить его на очередь на получение квартиры.

В связи с поступлением указанного заявления Ш. комиссией администрации г.о. Шуя … … года было проведено обследование жилищных условий заявителя и в ходе обследования было установлено, что Ш. проживает в одноэтажном деревянном доме, обшитом сайдингом, дом находится в удовлетворительном состоянии. В доме имеется газовое отопление, отсутствует водоснабжение, туалет на улице, что подтверждается копией акта проверки жилищных условий заявителя.

По рассмотрению представленных комиссией по жилищным вопросам материалов, было принято постановление Администрации г.о. Шуя от … …. года, которым в пункте втором подпункт 2.1 изложено решение по заявлению Ш.: отказать Ш. (семья 2 человека) в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (в связи с наличием у заявителя на праве собственности вышеуказанного жилого дома находящегося в удовлетворительном состоянии).

Исходя из представленных документов, суд считает, что подпункт 2.1 пункта 2 постановления Администрации г.о. Шуя от … …года принят в нарушение действующего законодательства.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Верховный суд РФ в п. 37 Постановления от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены муниципальными образованиями.

В данном случае из представленных документов видно, что жилое помещение, принадлежащее Ш., не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, поскольку не обеспечено инженерными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения, хотя в городе Шуе имеется центральное водоснабжение и водоотведение, и из пояснений свидетелей следует, что по ул. …, где проживает Ш., проходит и центральный водопровод и центральное водоотведение.

Суд считает, что доводы представителя Администрации г.о. Шуя, о том, что в районе дома … по ул. …, где проживает Ш. отсутствуют сети центрального водопровода и водоотведения, не обоснованы и противоречат п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что отказ Ш. в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, то есть в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не основан на действующем законодательстве.

На основании изложенного суд считает, что необходимо признать незаконным подпункт 2.1 пункта 2 Постановления Администрации городского округа Шуя от … … года № … «О постановке на учет, отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и отменить данный пункт постановления Администрации г.о. Шуя.

Суд считает, что необходимо удовлетворить требования Шуйского межрайонного прокурора и обязать администрацию городского округа Шуя Ивановской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Ш.

Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Согласно ст. 15 ч. 1 п.3 ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Исходя из того, что Ш. является участником Великой Отечественной войны, и нуждается в улучшении жилищных условий необходимо обязать Администрацию городского округа Шуя признать Ш., … … года рождения, проживающего: …., нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что необходимо удовлетворить заявленные Шуйским межрайонным прокурором требования в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным подпункт 2.1 пункта 2 Постановления Администрации городского округа Шуя от … … года № … «О постановке на учет, отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и отменить данный пункт постановления Администрации г.о. Шуя.

Обязать Администрацию городского округа Шуя признать Ш., … … года рождения, проживающего по адресу: …, нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ и принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 10 дней.

Председательствующий: А.А. Сорокина

Решение в окончательной форме изготовлено 29 октября 2010 года.

Председательствующий: А.А. Сорокина