РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Михайловск Дата обезличена года
ФИО11 ... суда ФИО5 края ФИО0,
при секретаре – ФИО1,
с участием:
истца ФИО6,
представителя истца, адвоката адвокатской конторы ... ФИО5 края ФИО2,
представителя ответчика УТСЗН ... по доверенности ФИО3,
представителя заинтересованного лица М.Т. и С.ФИО5 края по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО6 к УТСЗН Шпаковского муниципального района о взыскании долга Государства за три года и моральный ущерб, судебные расходы, об обязывании УТСЗН ... выплачивать ему ежегодно и ежеквартально, так как он и получал эти деньги до Дата обезличена года,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в ... суд ФИО5 края с исковым заявлением к УТСЗН Шпаковского муниципального района о взыскании долга Государства за три года в размере и моральный ущерб, судебные расходы, об обязывании УТСЗН ... выплачивать ему ежегодно и ежеквартально, так как он и получал эти деньги до Дата обезличена года.
Исковые требования ФИО6 мотивировал тем, что он добросовестно и безупречно служил Родине и Государству 35 лет, охранял государственную границу, летая на различных типах вертолетов. Он имеет государственные награды и является инвалидом войны с 1984 года и поэтому имеет особый статус. До Дата обезличена года он получал денежную компенсацию за бензин, ремонт и тех. обслуживание транспортного средства (автомобиль). Однако, после принятия Закона «О монетизации льгот» Номер обезличен ФЗ от Дата обезличена года, вступившего в силу с Дата обезличена года, эта норма была отменена. Все инвалиды войны стали получать ЕДВ (ежемесячную денежную выплату) одним размером для всех. Это противоречит ст. 2, 7 (часть 2), 18,19 (часть1) и 55 (часть 1) ФИО10, так как ущемляет его материальное положение и его права. Поэтому Определением КС РФ Номер обезличен – О – П от Дата обезличена года установлено, что положение п. 9 ст. 44 ФЗ Номер обезличен от Дата обезличена года, которым признается утратившим силу подпункт 22 пункта 1 данной статьи в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее обязанность государства в лице субъектов РФ обеспечить инвалидам войны 2 группы приобретшим право на получение денежной компенсации эксплуатационных расходов на автомашины до Дата обезличена года, выплату соответствующей денежной компенсации в объеме не меньше, чем это имело место до Дата обезличена года и предполагает обязанность РФ оказывать финансовую помощь субъектам РФ в случае недостаточности у них собственных бюджетных средств на покрытие данных расходов. Он ждет этих выплат уже четвертый год, но получает только не понятные ему отписки. На основании ФЗ Номер обезличен от Дата обезличена года ст. 24 п. 2 и ст. 29 п. 2, просит взыскать с УТСЗН ..., долг государства ему, за три года, моральный ущерб, судебные расходы и обязать УТСЗН ... выплачивать ему ежегодно и ежеквартально, так как он и получал эти деньги до Дата обезличена года.
Истец ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что уточнять и дополнять их не будет, суду показал, что он является инвалидом войны и поэтому имеет особый статус. До Дата обезличена года он получал денежную компенсацию за бензин, ремонт и тех. обслуживание транспортного средства (автомобиль) через Финорган ФСБ в квартал. Однако, после принятия Закона «О монетизации льгот» Номер обезличен ФЗ от Дата обезличена года, вступившего в силу с Дата обезличена года, эта норма была отменена. Все инвалиды войны стали получать ЕДВ (ежемесячную денежную выплату) одним размером для всех. Это противоречит ФИО10, так как ущемляет его материальное положение и его права. Поэтому Определением КС РФ Номер обезличен – О – П от Дата обезличена года установлено, что положение п. 9 ст. 44 ФЗ Номер обезличен от Дата обезличена года, которым признается утратившим силу подпункт 22 пункта 1 данной статьи в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее обязанность государства в лице субъектов РФ обеспечить инвалидам войны 2 группы приобретшим право на получение денежной компенсации эксплуатационных расходов на автомашины до Дата обезличена года, выплату соответствующей денежной компенсации в объеме не меньше, чем это имело место до Дата обезличена года и предполагает обязанность РФ оказывать финансовую помощь субъектам РФ в случае недостаточности у них собственных бюджетных средств на покрытие данных расходов. Он ждет этих выплат уже четвертый год, но получает только не понятные ему отписки, просит взыскать с УТСЗН ..., долг государства ему за три года. Считает, что УТСЗН Шпаковского муниципального района является надлежащим ответчиком.
Представитель истца по ордеру – адвокат ФИО2 просила удовлетворить требования её доверителя в полном объеме, при этом пояснив, что
обязанность государства в лице субъектов РФ обеспечить инвалидам войны 2 группы приобретшим право на получение денежной компенсации эксплуатационных расходов на автомашины до Дата обезличена года, выплату соответствующей денежной компенсации в объеме не меньше, чем это имело место до Дата обезличена года. В данном случае эта обязанность лежит УТСЗН ....
Представитель ответчика УТСЗН Шпаковского муниципального района ФИО5 края по доверенности - ФИО3, в судебном заседании исковые требования ФИО6 не признала, суду пояснила, что право инвалидов войны на получение денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортное средство было предусмотрено подпунктом 22 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличен – ФЗ «О ветеранах». С вступлением в силу с Дата обезличена года Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличен ФЗ, данная норма утратила силу. Утратил силу и порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидом из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание, утвержденный постановлением ФИО7 от Дата обезличена года Номер обезличен, в соответствии с которым истец получал денежную компенсацию.
Определением ФИО10ого суда РФ от Дата обезличена года Номер обезличен – О – П установлено, что положением пункта 9 статьи 44 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличен – ФЗ, которым признается утратившим силу подпункта 22 пункта 1 статьи 14 закона от Дата обезличена года Номер обезличен – ФЗ «О ветеранах» в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться, как исключающее обязанность государства в лице субъектов Российской Федерации обеспечить инвалидам войны второй группы, приобретшим право на получение денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортные средства до Дата обезличена года, выплату соответствующей денежной компенсации в объеме не меньшем, чем это имело место до Дата обезличена года, и предполагает обязанность Российской Федерации оказывать финансовую помощь субъектам Российской Федерации – в случае недостаточности у них собственных бюджетных средств – на покрытие данных расходов.
В соответствии со статьей 12 ФИО10органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Положением об управлении труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района ФИО5 края, утвержденного решением Совета Шпаковского муниципального района ФИО5 края от Дата обезличена года Номер обезличен, управление является структурным подразделением администрации Шпаковского муниципального района ФИО5 края – учреждением Шпаковского муниципального района, и выполняет отдельные государственные полномочия Российской Федерации и ФИО5 края, переданные органами местного самоуправления в установленной сфере деятельности.
Закон ФИО5 края от Дата обезличена года Номер обезличен – кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в ФИО5 крае отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями ФИО5 края в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан» в перечне передаваемых государственных полномочий не содержит выплату денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортное средство инвалидам войны, приобретшим право на указанную компенсацию до Дата обезличена года. Соответственно управлению не передано и финансовое обеспечение на его реализацию. Просит отказать в удовлетворении требований ФИО6, в связи с обращением истца к ненадлежащему ответчику.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения ФИО5 края по доверенности – ФИО4, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО6, суду пояснил, что федеральный закон от Дата обезличена года Номер обезличен ФЗ изменил систему льгот для различных категорий граждан, в том числе и для ветеранов войны. Льгота в виде компенсации расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание, отменена. В связи с этим принималось постановление ФИО7 края от Дата обезличена г. Номер обезличен – П «О признании утратившими силу некоторых правовых актов ФИО7 ФИО5 края» (пункт 16 перечня правовых актов). С января 2005 года такая компенсация инвалидам не выплачивается. ФИО6 является пенсионером. В соответствии с ранее действовавшим постановлением ФИО7от Дата обезличена года Номер обезличен «О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно – курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание» определяется порядок назначения и выплаты данной компенсации. Согласно Порядку, выплата денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание инвалидам, пенсии которым выплачивались Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ и другими министерствами и ведомствами, где законом предусмотрена военная служба, осуществлялись за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета указанными министерствам и ведомствам. Поэтому данную компенсацию он получал по линии своего ведомства. Органы социальной защиты населения никаких выплат ФИО6 не производили.
Выплата денежной компенсации на эксплуатационные расходы инвалидам, пенсии которым выплачивались органами социальной защиты населения, осуществлялись за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанные расходы учитывались при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации и имели целевой назначение.
Ссылка истца на определение ФИО10ого суда РФ от Дата обезличена года Номер обезличен – О – П несостоятельна, так как в аналогичном случае определением Верховного ФИО11от Дата обезличена года Номер обезличен –В09-3 признана неправомерность ссылки на определение ФИО10ого суда от Дата обезличена года Номер обезличен – О – П.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по ФИО5 краю ФИО9, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, суд, с учетом мнения сторон полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по ФИО5 краю.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Ст. 1 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, признает в качестве основных начал гражданского законодательства, имеющих конституционное значение, равенство участников регулируемых им имущественных и личных неимущественных отношений, неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как установлено в судебном заседании истец ФИО6 является пенсионером.
Так же судом установлено, что истец ФИО6 является инвалидом второй группы, в следствие травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы бессрочно и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, в том числе право на льготы, установленные ст. 14 Федерального Закона «О ветеранах».
В соответствии с п. 1 п.п. 22 ст. 14 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличен – ФЗ «О ветеранах», в ранее действующей редакции, инвалидам войны, получившим транспортные средства бесплатно или приобретшим их на льготных условиях, а также инвалидам войны первой и второй групп, приобретшим транспортные средства за полную стоимость, денежной компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним в порядке и размерах, которые определяются субъектами Российской Федерации.
Обязанность обеспечения соответствующих льгот, по смыслу подпункта 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", возлагалась на федерального законодателя, определявшего общие условия предоставления денежной компенсации эксплуатационных расходов и круг ее получателей, и на законодателя субъекта Российской Федерации, который должен был установить порядок и размеры указанной выплаты. Вместе с тем расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, связанные с выплатой соответствующих денежных компенсаций, согласно пункту 3 Порядка назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание (утверждено Постановлением ФИО7 от Дата обезличена года N 701), учитывались при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имели целевое назначение.
Как следует из справки, ФИО6 получал ежегодно денежную компенсацию на бензин и транспортные расходы.
Федеральным законом от Дата обезличена Номер обезличен – ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подпункт 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» от Дата обезличена года Номер обезличен – ФЗ признан утратившим силу. Также было признано утратившим силу Постановление ФИО7 от Дата обезличена года N 701.
ФИО6 обратился в УТСЗН Шпаковского муниципального района СК с заявлением о выплате ему денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортные средства.
Начальником УТСЗН Шпаковского муниципального района был дан ответ на заявление ФИО6 и ему разъяснено, что у управления оснований, а также правовой и финансовой возможности для выплаты ему денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортное средство нет.
По мнению истца ФИО6, то обстоятельство, что ответчиком не выплачивается ему денежная компенсации эксплуатационных расходов на транспортное средство нарушает его конституционные права, а также права, предусмотренные законом.
Вместе с тем, ФИО10 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и возлагает на нее обязанности по обеспечению государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, развитию системы социальных служб, а также установлению государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (статья 7). Соответственно, статья 39 (часть 1) ФИО10 в качестве одного из элементов конституционно-правового статуса личности гарантирует каждому социальное обеспечение, в частности, в случае инвалидности.
Раскрывая содержание и общие условия реализации субъективных притязаний лица к государству в сфере социального обеспечения и относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), ФИО10 не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, имея в виду, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в том числе при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной.
В рамках реформирования системы социальной защиты населения основанная часть льгот, ранее предоставляемая, в том числе инвалидам войны второй группы, была заменена Федеральным законом от Дата обезличена года Номер обезличен – ФЗ на ежемесячную денежную выплату, в которую не входит денежная компенсация эксплуатационных расходов на транспортное средство, предусмотренная п.п. 22 п. 1 ст. 14 ФЗ «О Ветеранах».
Вместе с тем, как следуют из п.3.3 Определения ФИО10ого суда РФ от Дата обезличена Номер обезличен – О – П, государство не может произвольно уменьшать обусловленный определенным статусом лица, связанным с выполнением им публичных обязательств перед государством, объем социальных гарантий. Изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 ФИО10.
Из этого исходил и федеральный законодатель, закрепляя в Федеральном законе от Дата обезличена года N 122-ФЗ, что при переходе к основанной на его положениях системе социальной защиты граждан субъекты Российской Федерации должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств (преамбула); в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых право на предусмотренные в отменяемых данным Федеральным законом нормах компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, возникло до Дата обезличена года, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом; при изменении после Дата обезличена года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (статья 153).
Следовательно, в действующем правовом регулировании социальной защиты граждан - с учетом приведенных правовых позиций ФИО10ого ФИО11 - предполагается, что субъекты Российской Федерации не вправе произвольно отказаться от выполнения ранее возложенных на них публично-правовых обязательств, в частности связанных с предоставлением инвалидам войны, имевшим право на получение денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортное средство, соответствующей выплаты в рамках новой системы социальной защиты.
ФИО10ый суд в своем определении от Дата обезличена Номер обезличен–О–П, дал толкование данной норме и указал, что положение пункта 9 статьи 44 Федерального закона от Дата обезличена года N 122-ФЗ, которым признается утратившим силу подпункт 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее обязанность государства в лице субъектов Российской Федерации обеспечить инвалидам войны II группы, приобретшим право на получение денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортные средства до Дата обезличена года, выплату соответствующей денежной компенсации в объеме не меньшем, чем это имело место до Дата обезличена года.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ФИО10государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Согласно ст. 12 ФИО10В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с Законом ФИО5 края от Дата обезличена года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в ФИО5 крае отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями ФИО5 края в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в ФИО5 крае наделяются отдельными государственными полномочиями. Полномочиями по выплате денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортные средства ветеранам войны второй группы органы местного самоуправления наделены не были.
В соответствии с Положением об управлении труда и социальной защите населения Шпаковского муниципального района ФИО5 края, утверждённого решением Совета Шпаковского муниципального района ФИО5 края от Дата обезличена года Номер обезличен, УТСЗН Шпаковского муниципального района является структурным подразделением администрации Шпаковского муниципального района ФИО5 края и выполняет отдельные государственные полномочия переданные органам местного самоуправления, которым выплата денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортное средство инвалидам войны передана не была, в связи с чем, ответчик данные выплаты производить не может.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании пояснила, что УТСЗН Шпаковского муниципального района по исковым требования ФИО6 является ненадлежащим ответчиком. Истец ФИО6 наставил на том, что ответчик указанный им в исковом заявлении является надлежащим. В связи с чем, суд в соответствии ч. 2 ст. 41 ГПК РФ рассматривает дело по предъявленному иску.
Таким образом, в ФИО5 крае, как субъекте Российской Федерации, на законодательном уровне не разработан механизм и порядок выплат инвалидам войны II группы, приобретшим право на получение денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортные средства до Дата обезличена года, выплату соответствующей денежной компенсации в объеме не меньшем, чем это имело место до Дата обезличена года, а также не определен источник финансирования таких выплат и орган, который будет их осуществлять. Федеральным законодательством также этот вопрос не урегулирован.
Суд полагает, что вывод истца о его праве на получение компенсации расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание, основан на Определении ФИО10ого суда РФ от Дата обезличена Номер обезличен–О–П, но исковые требования ФИО6 заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку УТСЗН Шпаковского муниципального района его права не нарушены.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО6 не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь Определением ФИО10ого суда РФ от Дата обезличена Номер обезличен–О–П, Федеральным законом от Дата обезличена года N 122-ФЗ, ст.ст. 1, 12 ГК РФ, ст.ст. 11, 12 ФИО10, ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО6 к УТСЗН Шпаковского муниципального района о взыскании долга Государства за три года и моральный ущерб, судебные расходы, об обязывании УТСЗН ... выплачивать ему ежегодно и ежеквартально, так как он и получал эти деньги до Дата обезличена года - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам ФИО5 краевого суда в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий ФИО0
Решение изготовлено в окончательной форме Дата обезличена года.