Решение от 21.06.2010 года о признании права собственнсти



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 июня 2010 года г.Михайловск

Судья Шпаковского районного суда Ставропольского края Евтухова Т.С.

с участием истца Игнатовой М.И.

представителя истца Игнатовой М.И. – адвоката АК Шпаковского района Григорян А.А,

ответчиков: Шитовой О.А., Шитова В.А., Шитова Р.А., Шитовой В.А.

третьих лиц: Ш.А.Н., К.А.Н.

при секретаре: Буриковой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда гражданское дело по иску Игнатовой М.И. к Шитовой О.А., Шитову В.А., Шитову Р.А., Шитовой В.А., Шитовой А.Н. о признании права собственности на недвижимое имущество

У С Т А Н О В И Л :

Игнатова М.И. обратилась в Шпаковский районный суд с иском к Шитовой О.А., Шитову В.А., Шитову Р.А., Шитовой В.А. о признании за нею права собственности на недвижимое имущество, состоящее из квартиры, земельного участка вместе с надворными постройками.

Определением Шпаковского районного суда в качестве соответчика была привлечена Шитова А.Н.

В судебном заседании истец Игнатова М.И. поддержала заявленные исковые требования, суду пояснила, что между нею и матерью ответчиков Шитовой А.Н. была заключена сделка по купле-продаже недвижимого имущества, состоящего из двухкомнатной квартиры, надворной постройки и земельного участка.

Согласно заключенной сделке Ш.А.Н. продала, а она купила у последней выше указанное недвижимое имущество. Заключенная сделка была обличена в простую письменную форму. С момента приобретения указанного недвижимого имущества она в нем проживает, пользуется и владеет как квартирой, так и земельным участком.

Приобретенное ею недвижимое имущество принадлежало на праве собственности бабушке ответчиков –Ш.М.С, умершей.

После смерти Ш.М.С. наследственное имущество перешло во владение внуков Ш.М.С., то есть ответчиков Шитова Р.А., Шитовой В.А., Шитова В.А., Шитовой О.А., поскольку отец ответчиков Ш.А.Н. умер задолго до смерти наследодателя.

Мать ответчиков Шитова А.Н., выступая в качестве законного представителя ответчиков Шитова Р.А., Шитовой В.А., Шитова В.А., Шитовой О.А., которым в 1997 году не было 18 лет, в 1997 году, распорядилась указанным выше недвижимым имуществом, продав его ей.

В момент заключения сделки между ними состоялась устная договоренность о том, что после оформления наследственных прав ответчиков на наследственное имущество, сделка будет зарегистрирована.

На протяжении многих лет Ш.А.Н. обещала ей оформить все необходимые документы; поясняла, что документы постепенно оформляются. Впоследствии, она стала ей пояснять, что дети стали совершеннолетними, они сами должны оформлять документы.

При обращении в регистрационную службу ей пояснили, что зарегистрировать за собою право собственности на недвижимое имущество она не может, так как ответчики должны получить свидетельство о праве на наследство, зарегистрировать за собой право собственности на недвижимое имущество, после чего оформить с нею договор купли-продажи и зарегистрировать его. Когда она предложила ответчикам оформить все необходимые документы, получить свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество, а потом явиться в регистрационную службу для подачи заявления о регистрации перехода права собственности к ней, они стали ее избегать, ссылаться на отсутствие денежных средств и времени.

Просит признать за нею право собственности на недвижимое имущество, учитывая, что сделка заключена в соответствии с законом, она не нарушает ничьих прав и не нарушает ничьих интересов.

Представитель истца Григорян А.А. поддержала исковые требования Игнатовой М.И. по основаниям, изложенными истцом и просила их удовлетворить.

Ответчик Шитова О.А. в судебном заседании признала исковые требования Игнатовой М.И. и пояснила, что она является внучкой Ш.М.С., которая умерла, и которой на праве собственности принадлежала квартира вместе с земельным участком. После смерти бабушки ей, ее сестре и двум братьям в наследство перешло указанное имущество, поскольку их отец-сын Ш.М.С. умер задолго до ее смерти. Так как у них не было денег, их мать Ш.А.Н., продала указанное недвижимое имущество Игнатовой М.И., о чем был составлен договор. Мать выступала в их интересах, так как на момент продажи недвижимости они все были несовершеннолетние. Игнатова М.И. неоднократно обращалась к ним с просьбой оформить документы для регистрации договора купли-продажи недвижимости, однако они не смогли это сделать из-за отсутствия денежных средств. В настоящее время не возражает против признании за Игнатовой М.И. права собственности на указанное выше недвижимое имущество, поскольку она за него заплатила деньги и пользуется им.

Ответчики Шитов В.А., Шитов Р.А., Шитова В.А. также признали исковые требования и дали суду аналогичные пояснения.

Ответчик Шитова А.Н. признала исковые требования, суду пояснила, что она является матерью Шитовой О.А., Шитова В.А., Шитова Р.А., Шитовой В.А. Она состояла в браке с Ш.А.Н, умершим. После его смерти, спустя несколько лет, умерла ее свекровь Ш.М.С., которая на праве собственности имела квартиру с земельным участком и надворными постройками. После ее смерти указанное имущество перешло по наследству к ее детям. В связи с тем, что у нее не было денежных средств, она наследственные права своих несовершеннолетних детей не оформляла. Указанное недвижимое имущество она продала Игнатовой М.И. Ими в администрации, в присутствии свидетелей, был подписан договор купли-продажи. Она обещала оформить наследственные права своих детей, чтобы впоследствии зарегистрировать заключенную сделку, однако ввиду отсутствия денежных средств до настоящего времени ею обещание не выполнено. Игнатова М.И. проживает по указанному адресу. Других претендентов на указанную недвижимость не было.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, К.А.Н. суду пояснил, что он является собственником квартиры. В квартире по соседству с ним проживала Ш.М.С, которая умерла. Она владела как квартирой, так и земельным участком. На момент его вселения, Ш.М.С. уже проживала в соседней квартире. Ему известно, что после смерти Ш.М.С. эта недвижимость перешла к ее наследникам - детям ее сына. В указанной квартире поселилась Игнатова М.И, которая купила недвижимость у наследников. С указанного времени, кроме нее, в этой квартире он никого не видел. Он не возражает против удовлетворения исковых требований Игнатовой М.И., так как никакого спора по границам земельного участка либо по пользованию надворными постройками между ними нет.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, УФСГРКК по СК, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в суд не явился. Из заявления, предоставленного суду, усматривается, что рассмотрение иска по существу оставляют на усмотрение суда. Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учётом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца по следующим основаниям.

В соответствии со ст.11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно выписки из похозяйственной книги квартира принадлежала Шитовой М.С., которая являлась главой хозяйства.

Согласно постановлению МО земельный участок, предоставленный постановлением главы в собственность бесплатно Ш.М.С. для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно выписки из кадастрового паспорта земельному участку присвоен кадастровый номер, правообладателем является Ш.М.С.

Из пояснений третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, К.А.Н. также следует, что на момент его проживания, Ш.М.С. уже проживала в соседней с ним квартире.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что собственником недвижимого имущества являлась Ш.М.С.

Из свидетельства о смерти усматривается, что Ш.М.С. умерла.

Из свидетельства о смерти Ш.А.Н. - сына Ш.М.С. усматривается, что последний умер.

Из свидетельств о рождении усматривается, что ответчики являются родными детьми ФИО6 и Ш.А.Н., которые состояли в зарегистрированном браке.

В судебном заседании установлено, что наследниками умершей Ш.М.С. являлись ответчики по делу её внуки ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО2

Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Из письма нотариуса усматривается, что наследственное дело после смерти Ш.М.С. не заводилось.

Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Из договора купли-продажи, между Игнатовой М.И. и Шитовой А.Н. усматривается, что Игнатова М.И. купила у Шитовой А.Н. за квартиру, надворные постройки и земельный участок.

В момент заключения сделки Шитова А.Н. выступала в качестве законного представителя своих детей - наследников по закону, которые на момент заключения сделки были несовершеннолетними.

Несмотря на то, что на момент заключения сделки, право собственности за ответчиками на наследственное недвижимое имущество не было зарегистрировано, суд полагает, что заключенная с их законным представителем сделка действительна, поскольку она заключена в соответствии с требованиями закона. Законный представитель ответчиков Шитова А.Н. вправе была распорядиться наследственным имуществом, поскольку в соответствии со ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от государственной регистрации права наследника. В настоящее время никаких претензий к истице со стороны ответчиков нет, никто из них не претендует на недвижимое имущество, в котором она проживает, то есть с момента приобретения. Других претендентов на указанную недвижимость также не было.

С учетом изложенного суд полагает возможным удовлетворить требования Игнатовой М.И., поскольку заключенная сделка не нарушает ничьих прав и не нарушает ничьих интересов.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Игнатовой М.И. к Шитовой О.А., Шитову В.А., Шитову Р.А., Шитовой В.А., Шитовой А.Н. о признании права собственности на недвижимое имущество удовлетворить.

Признать за Игнатовой М.И. право собственности на недвижимое имущество: квартиру в жилом доме; надворной постройки литер П земельного участка.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней со дня вынесения решения через Шпаковский районный суд.

Председательствующий: Евтухова Т.С.