Решение от 12.11.2010 года по делу № 2-1272/2010 по заявлению Цветова Э.Г. об обжаловании действий должностного лица



Дело № 2-1272/2010

Мотивированное решение

изготовлено

16 ноября 2010 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 ноября 2010 года г. Михайловск

Судья Шпаковского районного суда Ставропольского края Евтухова Т.С.

при секретаре Буриковой Д.А.

с участием: заявителя Цветова Э.Г.

представителя заявителя Цветова Э.Г. - Запорожцева О.М.,

представителя Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю Зиминой А.Н.

представителя жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю Щерба М.А.

рассмотрев гражданское дело по заявлению Цветова Э.Г. об обжаловании действий должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

Цветов Э.Г. обратился в Шпаковский районный суд с заявлением об обжаловании действий должностного лица — начальника Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю (далее по тексту Главное управление) по тем основаниям, что до ----- года он проходил службу в Главном управлении МЧС России по Ставропольскому краю. Приказом начальника ГУ МЧС РФ по СК от ----- года № 1-нс уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п/п «е» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел (по сокращению штатов).

На момент увольнения выслуга лет составила 20 лет 00 месяцев 19 дней. ----- года он поставлен на учёт нуждающихся в получении служебного жилья в ГУ МЧС РФ по СК.

В связи с предстоящим увольнением по сокращению штатов, в начале ----- года обратился в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Ставропольскому краю с рапортом о постановке его на учёт нуждающихся в получении не служебного жилья, а жилья для постоянного проживания. Секретарь жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК пояснила, что он будет поставлен в очередь нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания с ----- года, в подтверждение чего ----- года выдала справку о том, что он состоит на учёте нуждающихся в получении жилья с ----- года.

---- года как не имеющий жилья для постоянного проживания, состоящий на учёте нуждающихся в получении жилья и уволенный по сокращению штатов, он обратился к начальнику ГУ МЧС РФ по СК с рапортом о включении его в кандидаты для участия в программе «Государственный жилищный сертификат».

----- года ему дан ответ, что рапорт рассмотрен ----- года на заседании жилищной комиссии ГУ МЧС РФ по СК и во включении его в кандидаты на участие в программе ГЖС отказано.

Отказ в праве стать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы считает незаконным, поскольку как сотрудник Государственной противопожарной службы, имеющий выслугу более 10 календарных лет, увольняемый по сокращению штатов и состоящий по месту службы на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий имеет право на обеспечения его жильем для постоянного проживания за счет средств федерального бюджета на основании Указа Президента РФ от 28.06.1999 года № 8255 и Постановления Правительства РФ от 29.09.1999 года № 1095 (абз.5 п/п «а» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы).

В судебном заседании заявитель Цветов Э.Г. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил признать действия должностного лица - начальника Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю незаконными, обязать начальника Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы.

В судебном заседании представитель заявителя Цветова Э.Г. - Запорожцев О.М. поддержал требования, суду пояснил, что отказ во включении Цветова Э.Г. в кандидаты на участие в программе ГЖС незаконный, поскольку в соответствии со ст. 5 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» и Положением о Федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 года № 385, Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).

Порядок и условия прохождения службы сотрудниками федеральной противопожарной службы определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами России, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел, а также нормативными актами МЧС России.

В соответствии со ст.7 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудников). На сотрудников федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы в органах внутренних дел.

В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», сотрудники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами для сотрудников органов внутренних дел гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

В соответствии с приказом МВД РФ от 24 мая 2003 года № 345, сотрудники органов внутренних дел становятся на жилищный учет в органах внутренних дел по месту прохождения службы.

В ГУ МЧС РФ по СК учет нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников ГПС ведет жилищная комиссия ГУ МЧС РФ по СК. Решения жилищной комиссии утверждаются начальником ГУ МЧС РФ по СК.

В полном соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами, как сотрудник, не имеющий жилья и состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, Цветов Э.Г. обратился с рапортом к соответствующему должностному лицу об обеспечении его жильем за счет средств федерального бюджета, но получил отказ.

Вместе с тем, Цветов Э.Г., как сотрудник Государственной противопожарной службы, имеющий выслугу более 10 календарных лет, увольняемый по сокращению штатов и состоящий по месту службы на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий имеет право на обеспечения его жильем для постоянного проживания за счет средств федерального бюджета на основании Указа Президента РФ от 28 июня 1999 года № 825 и Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1999 года № 1095 (абз.5 п/п «а» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы).

Просит признать отказ начальника Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю о включении Цветова Э.Г. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы незаконным, обязать начальника Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю включить Цветова Э.Г. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы.

Представитель Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю Зимина А.Н. просит в заявлении отказать, суду пояснила, что Цветов Э.Г. состоял в звании капитана внутренней службы в распоряжении Главного управления в должности старшего инженера группы связи и телесигнализации Государственного учреждения «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Ставропольскому краю».

Решением жилищной комиссии Главного управления от ------ года Цветов Э.Г. признан нуждающимся в получении служебного жилья.

--- года Цветов Э.Г. обратился с рапортом на имя начальника Главного управления о включении его в кандидаты для участия в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты».

Приказом начальника Главного управления от 11.01.2010 года № 1 н/с Цветов Э.Г. был досрочно уволен со службы по сокращению штатов.

Решением жилищной комиссии Главного управления от ---- года рапорт Цветова Э.Г. от ---- года о включении его в кандидаты для участия в подпрограмме был рассмотрен и Цветову Э.Г. было отказано в ходатайстве перед вышестоящей организацией на его включение в список граждан-участников Подпрограммы за отсутствием оснований, о чем Цветова Э.Г. уведомили, направив ему ----- года соответствующий ответ.

На момент подачи рапорта об участии в Программе Цветов Э.Г. не состоял на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не был включен в список очередников на получение жилья для постоянного проживания, органом, уполномоченным по учёту и распоряжению жилья, решение о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в отношении Цветова Э.Г. не выносилось.

В соответствии с положениями пп. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ---- годы (далее Правила), сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС РФ, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более относятся к категориям граждан, которым может быть предоставлено право на участие в Подпрограмме.

Исход из смысла п.19 Правил для участия в Подпрограмме необходимо состоять на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, представить среди прочих обязательных документов, выписку из решения органа по учёту и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Непредставление документов указанных в п.19 Правил, равно как предоставление недостоверных сведений, является основанием для отказа в признании гражданина участником Подпрограммы (п.22 Правил).

Заявитель на момент подачи рапорта не отвечал указанным критериям и необходимые к предоставлению документы в соответствии с требованиями п.19 Правил при подаче рапорта у Цветова Э.Г. отсутствовали. В связи с чем, довод заявителя о наличии у него права на получение государственного жилищного сертификата, противоречит нормам действующего законодательства, в частности п.22 Правил.

Кроме того, в соответствии с п.2 Правил - участие в Подпрограмме добровольное.

В соответствии с положениями п.27 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин-участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в подразделениях предоставляет заявление в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Рапорт Э.Г. Цветова о включении его в число кандидатов для участия в Программе был подан после окончания срока, отведенного для формирования и представления в вышестоящею организацию жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю списка граждан-участников Подпрограммы, что соответственно также является основанием для отказа во включении в список граждан-участников подпрограммы, поскольку не влечет за собой правовых последствий.

Кроме того, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, осуществляется жилищной комиссией ГУ МЧС России по СК. У начальника Главного управления нет права принятия единоличного решения по жилищным вопросам, данное решение принимается коллегиально жилищной комиссии, а не на уровне авторитетного решения.

Судом в качестве заинтересованного лица была привлечена жилищная комиссия Главного Управления МЧС России по Ставропольскому краю.

Представитель жилищной комиссии Главного управления Щерба М.А. суду пояснила, что ----- года Цветов Э.Г. обратился к начальнику Главного управления с рапортом о предоставлении ему служебного жилья, просьбы о постановке его на учет нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания в рапорте не содержалось. Цветов А.Г. собрал все необходимые документы и ----- года решением ЖК ГУ МЧС России по СК был признан нуждающимся в получении служебного жилья и поставлен на учет.

----- года Цветов Э.Г. обратился с рапортом на имя начальника управления о включении его в кандидаты для участия подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты». При рассмотрении рапорта о включении в кандидаты для участия в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» Цветову Э.Г. было отказано в ходатайстве по тем основаниям, что жилищная комиссия ГУ МСЧ России по СК не имеет законодательного права ходатайствовать перед вышестоящим руководством о включении Цветова Э.Г. в состав участников программы на получение ГЖС, так как Цветов Э.Г. не был признан нуждающимся в получении жилья для постоянного места жительства.

Кроме того, на сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством, жилищная комиссия ГУ не имеет право признавать сотрудников государственной противопожарной службы нуждающимися в получении жилья для постоянного проживания.

Справка, датированная ----- г. на имя Цветова Э.Г., выдана только на основании Протокола № 7 от ------ г. заседания ЖК ГУ по факту рассмотрения рапорта Цветова Э.Г. о постановке в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилья.

Считает, что принятие решений по жилищным вопросам входит в полномочия только жилищной комиссии, созданной в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации от ---- г. № ----, Приказом Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю от ---- г. № ---.

Просит отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Цветова Э.Г. по следующим основаниям.

В соответствии со ст.11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 г. №865 мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на первом этапе (2002-2005 годы) её реализации подпрограммой «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 года (до 2003 года – федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты»), осуществляются на втором этапе (2006-2010 годы) посредством реализации указанной Программы в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В соответствии со ст.1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001г. № 675 является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом.

В соответствии с положениями пп. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее Правила), сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС РФ, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более относятся к категориям граждан, которым может быть предоставлено право на участие в Подпрограмме.

Исходя из смысла п.19 Правил для участия в Подпрограмме необходимо состоять на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, представить среди прочих обязательных документов, выписку из решения органа по учёту и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Непредставление документов указанных в п.19 Правил, равно как предоставление недостоверных сведений, является основанием для отказа в признании гражданина участником Подпрограммы (п.22 Правил).

Условия признания гражданина нуждающимся в жилом помещении установлены ст. 51 ЖК РФ.

Принятие решения о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий относится к полномочиям жилищной комиссии Главного управления, созданной в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. № 80, Приказом Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю от 20.06.2007г. № 256.

В соответствии с ч.1 Положения о жилищной комиссии, утвержденного Приказом Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю от 20.06.2007г. № 256 (далее Положения), на основании данных учёта жилищной комиссией Главного управления рассматриваются вопросы постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников согласно установленного законодателем порядка предоставления жилых помещений для постоянного либо временного проживания.

Таким образом, законодательством установлен определенный порядок реализации целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», в том числе и подпрограмм «Государственные жилищные сертификаты», «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

---- года Цветов Э.Г. обратился с рапортом на имя начальника Главного управления о рассмотрении вопроса, связанного с постановкой его на учет нуждающихся в получении служебного положения (л.д.---).

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии Главного управления от ----- г. № 7 Цветов Э.Г. был поставлен на учет нуждающихся в получении служебного жилья в ГУ МЧС РФ по СК (л.д.86-89).

---- г. Цветов Э.Г. обратился к начальнику ГУ МЧС РФ по СК с рапортом о включении его в кандидаты для участия в подпрограмме «Государственный жилищный сертификат» (л.д. --).

Приказом начальника ГУ МЧС РФ по СК от ----- года № 1-нс Цветов Э.Г. был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п/п «е» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по сокращению штатов) (л.д. --).

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии Главного управления от 29.01.2010 года № 01 рапорт Цветова Э.Г. был рассмотрен и во включении его в кандидаты на участие в программе ГЖС отказано в связи с тем, что жилищная комиссия ГУ МЧС России по СК не имеет законодательного права ходатайствовать перед вышестоящим руководством о включении его в состав участников программы на получение ГЖС, так как Цветов Э.Г. не был признан нуждающимся в получении жилья для постоянного места жительства (л.д. ).

О принятом решении ЖК ГУ МЧС РФ по СК ---- года Цветову Э.Г. дан ответ секретарем жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК Щерба М.А.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент подачи рапорта об участии в Программе Цветов Э.Г. не состоял на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не был включен в список очередников на получение жилья для постоянного проживания. Какое-либо решение о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в отношении Цветова Э.Г., органом, уполномоченным по учёту и распределению жилья, не выносилось.

Ссылка заявителя на справку, выданную секретарем ЖК ГУ от ---- года в качестве подтверждения постановки его на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья для постоянного проживания не соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как в судебном заседании установлено, что справка, датированная ------ г., выдана на основании Протокола №7 от ---- г. заседания ЖК ГУ по факту рассмотрения рапорта Цветова Э.Г. о постановке в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилья.

Данное обстоятельство также подтверждается ответом секретаря жилищной комиссии Главного управления от ---- года, в котором Цветову Э.Г. разъяснено, что для получения Государственного жилищного сертификата необходимо быть признанным в получении жилья для постоянного места жительства, в связи с чем, ЖК ГУ не имеет права ходатайствовать перед вышестоящим руководством о включении Цветова Э.Г. в состав участников Подпрограммы на 2010г. по ГУ МЧС России по СК.

Цветовым Э.Г. заявлены требования о признании незаконным отказа начальника ГУ МЧС РФ по Ставропольскому краю о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и обязании начальника Главного управления включить Цветова Э.Г. в состав участников Подпрограммы на основании того, что решение жилищной комиссии утверждено начальником Главного управления.

Данные требования также необоснованны, поскольку как указано выше принятие решения о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий законодательством относится к полномочиям жилищной комиссии Главного управления. Сам факт утверждения протокола заседания жилищной комиссии Главного управления начальником Главного управления не является основанием для наделения последнего полномочиями единолично разрешать данные вопросы.

Цветов Э.Г. действия жилищной комиссии Главного управления не оспаривает.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Цветова Э.Г. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, 254-255 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Цветову Э.Г. в удовлетворении требований о признании отказа начальника ГУ МЧС РФ по Ставропольскому краю о включении Цветова Э.Г. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, незаконным; об обязании начальника ГУ МЧС РФ по Ставропольскому краю включить Цветова Э.Г. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней со дня вынесения решения через Шпаковский районный суд.

Председательствующий судья Евтухова Т.С.