Решение от 26.01.2011 г. по гражданскому делу № 2-115/11 г. по иску Семеновой И.Б. к администрации МО Надеждинского сельсовета о восстановлении срока для принятия наследства, признании принявшим наследство, признании права собствен. в пор. наследования



Дело № 2-115/11

Резолютивная часть решения

объявлена судом в судебном

заседании 26 января 2011 года

Мотивированное решение суда

составлено 31 января 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Михайловск 26 января 2011 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Гладских Е.В.,

при секретаре Емцеве А.Г.,

с участием:

истца Семеновой И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Семеновой И.Б. к Администрации МО Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края о восстановлении срока для принятия наследства, признании принявшим наследство, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Семенова И.Б. обратилась в Шпаковский районный суд с иском к Администрации МО Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края о восстановлении срока для принятия наследства, признании принявшим наследство, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,

В обоснование заявленных требований истец Семенова И.Б. указала, что она является внучкой Я.М.Д., умершей 1979 г. При жизни с 1940 года её бабушка Я.М.Д. владела недвижимым имуществом в виде жилого дома и земельного участка (0, 15 га) расположенных по адресу: с. Н. В данном домовладении её бабушка проживала до момента смерти.

После смерти бабушки наследником первой очереди в соответствие со ст. 1142 ГК РФ стал её отец Я.Б.И., который фактически принял наследство после смерти матери, поскольку пользовался земельным участком и жилым домом до момента смерти. Отец умер 01 августа 1987 года. При жизни, свои права наследника в установленный законом срок её отец не оформил.

Наследником после смерти отца стала истец, однако она не знала, что необходимо было оформлять свои права наследника, поскольку была несовершеннолетней.

На протяжении всех лет она пользуется земельным участком, расположенным по адресу: с. Н, обрабатывает, собирает урожай. Домовладение, в котором проживала бабушка и которым пользовался отец после ее смерти со временем разрушилось, поскольку она не производила текущего ремонта, так как не было на это денежных средств.

В настоящий момент она решила зарегистрировать наследственное имущество, в государственной регистрационной палате, но ей было отказано, поскольку наследственное имущество не имеет правовой регистрации.

При обращении в Администрацию МО Надеждинского сельсовета о передачи ей в собственность земельного участка было так же отказано. И поскольку она не может реализовать своего права на собственность, вынуждена обратиться в суд с данными исковыми требованиями.

В судебном заседании истец Семенова И.Б., заявленные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в судебное заседание, не явился, предоставив в суд заявление в котором просили удовлетворить требования истца в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

В судебном третье лицо Я.А.Б. исковые требования Семеновой И.Б., просил удовлетворить, указав в заявлении, что от своей доли наследства после смерти ЯБ.И. отказывается в пользу своей сестры Семеновой И.Б.

Представитель третьего лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, предоставив в суд заявление в котором просили рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие, рассмотрение иска по существу оставили на усмотрение суда.

Суд, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, а также лиц участвующих в рассмотрении дела, полагает возможным начать и окончить рассмотрение дела в отсутствие указанных третьих лиц по имеющимся материалам.

Допрошенный в судебном заседании свидетель УС.Д. показала суду, что живет по соседству 15 А, там проживал Я.А., до него там жил его отец и бабушка.

Допрошенный в судебном заседании свидетель КВ.П. показал суду, что проживает по соседству 15А, знал бабушку истца которая там проживала.

Выслушав мнение сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования Семеновой И.Б. подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права собственности является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.

Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве. Следовательно, такой иск имеет вещно-правовую природу. Наличие указанных обстоятельств истец должен доказать в соответствии со ст. 56 ГПК РФ.

Из материалов дела установлено, что согласно свидетельства о смерти (л.д. 9) Я.М.Д, умерла 1979 г. При жизни Я.М.Д. владела недвижимым имуществом в виде жилого дома и земельного участка (0, 15 га) расположенных по адресу: с. Н., что подтверждается выпиской № 36 из похозяйственной книги.

Из копии кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, с. Н, следует, что земельный участок имеет площадь 1500 квадратных метров, кадастровый номер, сведения о правах отсутствуют (л.д. 14).

В силу ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" согласно которой государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).

Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 года N 137-ФЗ граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ЯМ.Д. являлась собственником земельного участка и находящегося на нем домовладения, расположенных по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, с. Н.

Из копии свидетельства о смерти от 16 апреля 2010 года следует, что Я умерла 1979 года (л.д. 9).

Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно сообщению нотариуса по Шпаковскому районному нотариальному округу Гаджиевой А.М. от 30 декабря 2010 года наследственное дело после смерти ЯМ.Д. не заводилось (л.д. 23).

На основании 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В судебном заседании установлено, что после смерти ЯМ.Д. наследником первой очереди в соответствие со ст. 1142 ГК РФ стал её сын ЯБ.И., который фактически принял наследство после смерти матери, поскольку пользовался земельным участком и жилым домом до момента смерти.

Из копии свидетельства о смерти от 03 августа 1987 года следует, что ЯБ.И. умер 01 августа 1987 года (л.д. 11).

С учетом указанных норм права наследниками первой очереди после смерти ЯБ.И. являются его дети – Семенова И.Б., ЯА.Б., степень родства которых подтверждается копиями свидетельств о рождении.

В силу ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Исследованными в судебном заседании доказательствами установлен факт того, что в установленном ст. 1153 ГК РФ порядке кто-либо из наследников Яворской М.Д. с заявлением о принятии наследства не обратился.

Вместе с тем, показаниями свидетелей У.С.Д., К.В.П. установлено, что в установленный ч. 1 ст. 1154 срок после смерти Я.М.Д., наследниками последнего совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, а именно, Я.Б.И. вступил во владение и принял меры по сохранению наследственного имущества производил за свой счет расходы на содержание наследственного имущества – недвижимого имущества расположенного по адресу: с. Н., наследники Семенова И.Б. и ЯА.Б., вступили во владение и в управление наследственным имуществом.

Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Учитывая указанные нормы материального права, суд приходит к выводу о возникновении у Семеновой И.Б., ЯА.Б., права собственности в порядке наследования после смерти ЯБ.И., доля в праве по 1/2 каждого.

ЯА.Б. отказался от своей доли наследства в пользу Семеновой И.Б..

Вместе с тем, отсутствие предусмотренной ст. 131 ГК РФ обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и т.п.) но никак не влияет, согласно названным выше нормам закона, на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования, что также отражено в ч. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», о том, что если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости признать Семенову И.Б. принявшей наследство в виде земельного участка и признать право собственности на данный участок кадастровый номер, площадью 1500 кв.м. (0,15 га) расположенный по адресу: с. Н.

Кроме того, суд принимает во внимание признание иска ответчиком Администрацией МО с. Надежда, которое не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятия его судом.

Ответчиком исковые требования признаны в полном объеме.

Согласно ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Семеновой И.Б. к Администрации МО Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края о восстановлении срока для принятия наследства, признании принявшим наследство, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования - удовлетворить.

Признать Семенову И.Б. принявшей наследство в виде земельного участка расположенного по адресу: с. Н. после смерти его отца Я.Б.И.

Признать за Семеновой И.Б. право собственности на земельный участок кадастровый номер, площадью 1500 кв.м. (0,15 га) расположенный по адресу: с. Н.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней через Шпаковский районный суд.

Судья Гладских Е.В.